html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Точка зрения | Единый государственный экзамен

Мнения экспертов о системе единого экзамена и итогах эксперимента

ПостНаука запускает новый формат — «Точка зрения». Мы будем знакомить читателей с мнениями наших экспертов об актуальных проблемах образования и науки. В первом материале мы попросили участников проекта высказать свою точку зрения о Едином государственном экзамене, плюсах и минусах этой системы, уровне подготовке студентов и школьников.

Анатолий Засов

доктор физико-математических наук, профессор кафедры астрофизики и звездной астрономии физического факультета МГУ, заведующий отделом Внегалактической астрономии ГАИШ МГУ, член редколлегии журнала «Физика в школе», специалист по изучению внегалактической астрономии

Мне приходилось участвовать в разработке задач ЕГЭ по физике в двухтысячных годах в составе специальной комиссии Министерства Образования. Составление задач, их обсуждение, распределение по вариантам – довольно сложная процедура. Надо, чтобы варианты были примерно одинаковой сложности, и не было так, что один вариант содержит более лёгкие задания, чем другой, чтобы задачи охватывали самые различные разделы (в идеале – все разделы) школьного предмета. Введение ЕГЭ, на самом деле, было интересным начинанием, но что получилось? ЕГЭ предполагался сначала как серьезный эксперимент, нацеленный прежде всего на то, чтобы уравнять возможности абитуриентов разных школ и регионов при поступлении в вузы, и для того, чтобы бороться с коррупцией при поступлении, которая играла в то время большую роль. Однако результатов анализа этого эксперимента я так и не нашёл нигде. Исследований того, насколько улучшился набор студентов, не производилось. Я думаю, что если такие исследования будут произведены честно, то результаты будут довольно плачевными.

Я отношусь к ЕГЭ, в общем, положительно, но при одном условии – этот экзамен хорошо использовать для сравнения уровней разных школ и регионов, но он не годится для того, чтобы приём в вузы происходил только лишь на основании его результатов. Он позволяет поддерживать определённый стандартный уровень для разных школ, хорош для проверки текущих знаний, для того, чтобы можно было сравнить разные регионы по уровню успеваемости. Но его недостаток в том, что он нацеливает работу учителя не столько на обучение предмету, сколько на ответы на вопросы ЕГЭ. В действительности же мы должны дать продуманную систему знаний по любому предмету, а она не укладывается в схему «вопрос – выбор ответа» из предложенных вариантов. Особенно в этом плане уязвимы не естественные науки, где все же больше возможностей для включения творческих элементов (поиск решения задач, которые могут быть составлены в очень большом количестве по любым темам), а такие предметы, как языки, литература, обществознание.

Самым результативным вариантом при поступлении в вузы был бы такой, при котором опытные педагоги, никак не связанные с абитуриентами, в устной беседе выясняли бы уровень их знаний в рамках школьной программы, хотя и здесь объективность не гарантируется. Но сейчас это за рамками реальности. А реально — объективные результаты могут дать олимпиады различных уровней. В университетах отбор по результатам олимпиад сейчас играет очень большую роль, и многие поступившие на льготных условиях студенты – это призеры и победители олимпиад. Подготовка к олимпиаде — это не подготовка к ЕГЭ, где нужно научиться выбирать из нескольких ответов, из которых один правильный и несколько глупых, и даже творческие задания, если они присутствуют, весьма ограничены по тематике. Олимпиады позволяют отобрать ребят серьёзных, которые действительно хорошо знают предмет. Но олимпиады нередко труднодоступны для школьников, которые живут далеко от крупных городов, да и количество призеров и победителей олимпиад невелико. Есть, однако, надежда на то, что рано или поздно олимпиады, или, вернее, предварительный тур государственных олимпиад, будет проводиться более массово, по Интернету, с возможностью участия ребят даже из самых далёких селений. А потом уже для победителей может быть организован приезд для участия в решающих состязаниях на очном туре.

Исак Фрумин

доктор педагогических наук, профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель Института образования НИУ "Высшая школа экономики"

ЕГЭ надо оценивать не сам по себе, а в сравнении с другими инструментами, призванными решать такие же задачи. А ключевая задача ЕГЭ – отсортировать выпускников школ так, чтобы они максимально адекватно распределились по высшим учебным заведениям. И с этой точки зрения ЕГЭ и та система приема в вузы, которая на его основе создана, являются лучшим из возможных вариантов.

Хочу подчеркнуть, это не означает, что ЕГЭ является хорошим вариантом. Это значит, что он является лучшим из возможных. Потому что в такой огромной стране как наша обеспечить мобильность для молодых людей, выпускников школ из отдаленных мест с низким культурным и финансовым капиталом, можно только с помощью такого типа инструмента. И в этом колоссальная социальная ценность ЕГЭ.

При этом стоит отметить, что замысел существенно лучше, чем реализация. Я как-то разговаривал с одним из руководителей образования в Казахстане, который впервые ввел подобного рода централизованный экзамен. Казахстанский экзамен является раз в двадцать менее тонким инструментом, чем наш ЕГЭ. Он представляет собой составленные на элементарном уровне тесты с выбором ответов, и я стал критиковать этот «ЕГЭ». На мою критику казахский коллега довольно резко ответил: «Да, наверное, сейчас этот тест относительно 4-5% учеников делает ошибку. Но та система, которая была раньше, была коррумпированной на 50-70%. Вот это мы должны понимать».

Как сделать так, чтобы ЕГЭ был более совершенным инструментом – это вопрос второй. Я считаю, что его качество за последние годы ухудшилось со всех сторон. И у специалистов по разработке тестов и по обеспечению безопасности есть огромное поле деятельности. К сожалению, они не сильно привлекаются к работе.

Станислав Дробышевский

кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный редактор портала "Антропогенез.ру"

Я преподаю в нескольких вузах и в двух школах. И, как очень многие, занимаюсь подготовкой школьников к ЕГЭ. Поэтому, что такое ЕГЭ, с этой точки зрения, я знаю, и общее ощущение, конечно, резко отрицательное. Точно могу сказать, что школьные учителя все против ЕГЭ. Минусы видятся в нескольких моментах: последние два года обучения в школе школьники проходят не школьную программу, а «дрессируются» проходить ЕГЭ, и это крайне плохо, потому что школьной программы они в итоге не знают, это прямой очевидный факт. Конечно, есть талантливые школьники, и более того, из моей личной практики, те, кто готовится к ЕГЭ у репетиторов, изначально знают больше среднего. Может, у меня не такая большая выборка, не репрезентативная, но как есть.

Уровень студентов за последние два года, когда на биофак принимали только по ЕГЭ, заметно упал. С момента, когда я начал работать на биофаке в 2000 году, было видно, что уровень падает потихоньку, а за последние два года он упал резко. Причина видится в форме подготовки, когда школьники «дрессируются» к тесту, а не получают знания, и в том, что «сместилась» мотивация. То есть, до этого на биологические факультеты приходили люди, которые хотели быть биологами. А теперь они подают документы во множество мест и проходят туда, где меньше баллы. И в итоге поступило огромное количество людей, которым биология не нужна, не интересна, они вообще ничего не знают. Были примеры, когда студент, закончивший два курса биофака, на летней практике заявляет, что он вообще не знает, что такое горлица, не отличает кузнечика от сверчка и не знает, что свинья — это парнокопытное животное. И это спустя два курса университета, где у них были курсы и зоологии позвоночных и зоологии беспозвоночных. Это видно просто по лицам студентов на занятиях, когда они сидят, спят, не пишут, ходят через раз, когда в группе восемь человек, а приходит один на занятие. Сейчас есть заинтересованные, отличные студенты, но таковых меньшинство. А поступают больше потому, что надо просто получить корочку, а что там – не важно.

Вопросы и тесты ЕГЭ составлены просто ужасно. Я не знаю, кто их вообще составляет, но когда я готовлю кого-то к сдаче ЕГЭ, я всегда вынужден говорить, что на такой-то вопрос ЕГЭ есть ответ с точки зрения ЕГЭ и то, как есть на самом деле. И это приходится говорить, к сожалению, о подавляющем большинстве вопросов ЕГЭ. Потому что эти вопросы с реальностью расходятся капитальным образом.

Илья Иткин

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, доцент филологического факультета НИУ ВШЭ, учитель литературы школы "Муми-Тролль"

К сожалению, формата краткой публикации на сайте не хватит для того, чтобы описать
даже четверть негативных последствий введения всеобщего единого государственного экзамена. С наибольшим основанием я могу говорить о ЕГЭ по литературе, но с другими предметами ситуация примерно такая же. Тесты с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов являются одним из наименее удачных способов проверки знаний, а тем более – умений и навыков, не говоря уже о том, что подобные ситуации практически никогда не встречаются в реальной жизни.

Что касается части C, то она представляет собой существенно ухудшенную версию классического вступительного сочинения, которое так много (и по большей части несправедливо) критиковали. Маленький объем эссе не позволяет раскрыть тему по-настоящему глубоко, нивелируя разницу между более сильными и более слабыми учениками, и ощутимо усиливает произвол в выставлении оценок (для такого предмета, как литература, отчасти действительно неизбежный). При этом, как всем хорошо известно, коррупция и подтасовка результатов с введением ЕГЭ не только не исчезли, а скорее стали более массовыми. О неоднозначности, бессмысленности, а иногда и прямой некорректности многих заданий не приходится и говорить. И, конечно, пожалуй, наиболее печально то, что в последние годы преподавание едва ли не всех предметов в старших классах школы свелось именно к натаскиванию на ЕГЭ (вот этого – могу заявить ответственно – раньше не было не только в таких, но даже в отдаленно сопоставимых масштабах). Вне всякого сомнения, система поступления в вузы по результатам единого государственного экзамена требует скорейшей отмены.

ПостНаука

редакция проекта ПостНаука

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

22
    +4 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции