html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Вячеслав Курицын: «Выстраивание сугубо индивидуальной системы смыслов — сладчайший из жребиев»

Вячеслав Курицын: *«Выстраивание сугубо индивидуальной системы смыслов — сладчайший из жребиев»*

фотографии: Оля Иванова

Вячеслав Курицын — главный пропагандист постмодернистских идей в России в начале 90-х, хроникер литературного процесса и сетевой властитель дум в начале нулевых, а в последнее время — писатель и эссеист. На 8-м Международном книжном фестивале он представил свою новую книгу «Набоков без Лолиты. Путеводитель с картами, картинками и задачами». «Теории и практики» поговорили с автором об интертекстуальности, тайне Набокова и фундаменталистском реванше.

— В одном из выпусков «Курицын-weekly» вы когда-то пошутили, что родились в один день с Лениным и Набоковым — этим объясняется желание написать о каждом из них книгу. Вообще, первоначальный замысел сразу сложился в законченную концепцию, подвергалась ли она каким-то изменениям в течение двадцати лет работы над книгой?

— Некоторые соображения, сформулированные в самом начале девяностых, сохранились в почти неизменном виде. Скажем, концепция «убегающего» тургеневского мужчины, характерная для русской литературы и для русской жизни вообще. Или метафора Истории как старой обезьяны, которая хочет овладеть молодым героем. Но я, конечно, не мог предположить двадцать лет назад, придумывая эту метафору, сколько подходящих к делу обезьян обнаружится потом в набоковской современности…

— Ваш «путеводитель» можно начинать читать с любого места, или все же подразумевается какая-то линеарность повествования?

— Его можно потом перечитывать с любого места, зная контекст и наслаждаясь развитием образов. Но вообще повествование очень даже линеарное. Вполне классическое развитие тем. Исключение составляет глава с шарадами и загадками, про которую даже указано, что ее можно пропустить, «оставить на сладкое».

Книги Вячеслава Курицына в библиотеке Bookmate:

[«7 проз»](http://bookmate.com/books/RKIBpm5t)»7 проз»

[«Акварель для Матадора»](http://bookmate.com/books/FxNv2ro0)«Акварель для Матадора»

— Вы считаете, набоковские и набоковедческие тексты нужно воспринимать отдельно, или они составляют некий единый «текст»? Учитывая, что набоковедение — это такой бесконечный процесс добавления нового к изначальному тексту, по всем правилам постмодернистской интертекстуальности.

— Есть старый петербургский анекдот про наркоманов у «Сайгона», которых старушка спрашивает, как пройти к музею-квартире Некрасова. А они отвечают: «Как тебе по кайфу, бабка, так и иди». Так же и набоковедческие тексты: хочется воспринимать их единым корпусом с набоковскими — так ничто не мешает, воспринимайте. Я старался показать, что между Набоковым и набоковедением могут возникать самые неожиданные дополнительные сюжеты. Не в том дело, что набоковед Ц. что-то верно объяснил, а в том, что его, набоковеда, тезис о Набокове потом как-то очень реально отразился в его судьбе, например.

«Бесконечный процесс добавления» — он же происходит, грубо говоря, в заведениях закрытого типа и не мешает десятикласснице, читающей в метро Набокова, свежо и незамутненно его воспринимать, да? А в моей книжке разные набоковедческие сюжеты так разноцветно упакованы, что могут оказаться интересны даже и десятикласснице.

Я знаю, что к набоковедению многие относятся сатирически, ибо главное (по «валу») его занятие — вылущивание источников и цитат — есть типичный путь в дурную бесконечность, и кто-то, особо размашистый в предположениях о заимствованиях и аллюзиях, бредет по этому пути, размахивая флагом откровенного абсурда. Один американец, допустим, замечает, что где-то у Набокова Мария сзывает цыплят, и объявляет это отсылкой к «Дяде Ване» на том основании, что служанка Марина (американец русские имена не различает) кормит кур. Премьера «Дяди Вани» прошла в 1899-м, тогда же родился Набоков, что уж точно доказывает аллюзию. Такого много, да. Но я ответственно заявляю, что средний уровень набоковедения значительно выше среднего уровня филологии и вообще гуманитарных наук. Хороших набоковедов на самом деле много, и отчего бы им не позабавиться безобидным постмодернистским интертекстуальничанием.

— С набоковедением у вас какие-то особенные отношения. С одной стороны, вы ссылаетесь на основные труды и исследователей (не называя их, правда, в тексте по имени, а давая каждому прозвище — Юный Техник, Ташкентский Геолог, Взволнованный Модератор и так далее), с другой стороны, возникает ощущение, что эти ссылки попадают в ваш текст как будто случайно, вовлекаясь в тематическое течение. Вообще как соотносится ваша книга с современным набоковедением? Вы ставите ее в этот контекст?

— Мне не слишком важно, в каком контексте книга в чьем сознании окажется. Я рассказываю там истории о любви, смерти, путешествиях, обезьянах и Берлине, опираясь на набоковские тексты, набоковскую биографию и любой смежный материал. Как-то так соотносится.

— В вашем «путеводителе» отсутствует единая концепция, условно говоря, взгляд на Набокова, общая идея (какую можно, например, найти в книге «Николай Гоголь» самого Набокова). Выводы относятся скорее к отдельным темам, «узорам», аллюзиям, «рифмам», как вы их называете, которые постоянно появляются, повторяются, сменяют друг друга. В одном месте вы даже приводите образ стеклянного шара без центра. Значит ли это, что единой магистрали как в отдельных произведениях, так и в совокупности всех набоковских текстов, для вас нет, а обнаружить и проследить развитие таких тематических узоров и есть главная задача вашего исследования?

— Главная задача творчества — это упоение процессом. Но в общем я не протестую против вашей формулировки.

— Что, по-вашему, делает текст художественным произведением? Как определить «художественность» произведения в таком жанре, как ваша книга?

— Вы вот ссылаетесь на «Уикли», по которым вообще отлично видно, что меня не очень волнует отличие художественного от нехудожественного. Я понимаю, что такая тема есть, но лично меня она не трогает. Вот это можно назвать постмодернистским наследием: там было принято смешивать жанры, высокое с низким и прочее. Важен ведь не жанр, а атмосфера творчества — вот, может быть, первое, чему учит Набоков. Творчество у него это любовь, творчество помогает жить, творчество — спасает. Оно — об этом есть в путеводителе — разрабатывает те мышцы души, которые понадобятся Там, после смерти.

— Почему ваша книга посвящена только «русскому» периоду в творчестве Набокова? Специально для обозначения «американского» периода вы используете рабочий термин «Набоков-штрих». Для вас и для вашей книги это разделение имеет какое-то концептуальное значение?

— Основная причина, наверное, состоит в том, что я не могу оценить всю красоту английского оригинала, а большинство переводов мне откровенно не нравятся. К тому же для меня лично много значат декорации текстов русского периода, Петербург и Берлин, а к Америке у меня нет никакого специального отношения. Но я, конечно, придумываю концептуальное объяснение, доказываю, что Сирин всю жизнь очень хотел и одновременно страшился какого-нибудь преображения, а в Америке оно наконец наступило. Но это ведь долго — пересказывать концепцию, лучше в книге прочесть.

— Вы противопоставляете такие понятия, как «тайна» и «загадка» у Набокова. В сущности, обвиняете его в излишнем интеллектуализме, увлеченности «ребусами» в поздний период. Получается, что «фокусник» противопоставляется «волшебнику»: там, где подразумевается точный, правильный ответ на загадку, нет «тайны»?

— Не думаю, что интеллектуализм бывает излишним, во-первых, а во-вторых, я ни в чем Набокова не обвиняю. Напротив, стараюсь показать, что его Преображение (можно с большой буквы?) оказалось логичным и по-своему красивым. Тема тайны и изменение отношения Набокова к тайне — это действительно для меня очень важно, этому много посвящено страниц.

— У вас как у читателя есть своя личная иерархия писателей? Если да, какое место в ней занимает Набоков?

— Меня забавляет нынче вопрос, не какое по цифре место он занимает, а останется ли занимать вообще какое-либо — после стольких-то лет напряженного взаимодействия. Смогу ли я Набокова вообще еще открыть. Надеюсь, что да — потому что у меня не все идеи в «Набокова без Лолиты» влезли.

А так — я разных люблю писателей.

— Помимо того, что вы назвали, как еще на вас повлиял опыт усиленного вчитывания в Набокова? Может быть, что-то поменялось в ваших взглядах на литературу и жизнь?

— Сиринский, русский период меня не то что научил, но утвердил в важной мысли: автономность-самостояние-аутентичность, выстраивание собственной, сугубо индивидуальной системы смыслов — сладчайший из жребиев. А вот английский период может служить именно что уроком: когда его самость восторжествовала в мировом масштабе, Набоков не расслабился, а, напротив, засуетился, стал, как бы это со свойственной мне деликатностью сформулировать, подлизывать своему собственному величию, и выглядело это очень смешно.

Книги Владимира Набокова в библиотеке Bookmate

— Считаете ли вы до сих пор актуальными для сегодняшней культуры основные принципы теории постмодернизма? Если нет, как бы вы охарактеризовали современное состояние культуры?

— Технологически постмодернизм повсюду. Социальные сети и вообще интернет — будто сказочное воплощение снов об интертекстуальности. Исламские боевики и православные мракобесы охотно используют жанр хэппенинга. Но понятно, что эти группы руководствуются совсем иной идеологией.

Постмодернистская идея равноправия локальных смыслов разбилась (как в свое время и коммунистическая) о человеческую природу: гомо сапиенс как целое, похоже, без глобальных смыслов не может, а тут еще такой момент подоспел, что эти глобальные смыслы повалили нам на голову в самой что ни на есть дикой огласовке. Может, даже наблюдаемая ныне дикость — эффект маятника после истерично политкорректного постмодернизма.

Лично я постмодернистским идеям — может быть, с несколько большей иронией, чем в девяностые — верен, и в книжках, и в жизнестроительстве. Но на дворе эпоха фундаменталистских реваншей, да. Что же, тоже занятно.

— Как вам видится перспектива снова активно заняться современной литературой в качестве критика, сделать, так сказать, собственный «реванш»? Вас вообще интересует сегодня то самое «литературное поле», которое вы стремились расчистить в начале прошлого десятилетия, или, может быть, произошло ваше окончательное перерождение в нерефлексирующего художника?

— Я бы сказал, что сейчас меня в принципе интересуют не «поля», а точечные практики. Я ведь, собственно, продолжал в последние годы писать статьи о книжках в журнале «Однако», хотя это было и не критикой, работающей с контекстом, с «полем», а импровизациями по мотивам отдельно взятых текстов. У меня нет планов возвращения к собственно критической деятельности, я с большим удовольствием читаю сейчас старые книги, а не современные, но зарекаться вряд ли надо: мало ли куда выплюнет кривая желаний.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции