html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Завершился «Кинотавр». О фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил», взявшем на фестивале четыре награды (в том числе гран-при), рассказывает Елена Грачева.

Географическое открытие

Елена Грачева
«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

Считывать культурные коды во время просмотра фильма Велединского легко и приятно, это очень культурное кино. А если еще и роман Алексея Иванова прочитать, можно уже и в кинотеатр прийти с готовыми костылями восприятия. Мающийся интеллигент. Кризис среднего возраста. Школьная драма. Роман воспитания. Контекстов в литературе и кино хоть отбавляй, недаром уже в самых первых откликах и вопросах на пресс-конференциях поминали и «Утиную охоту», и «Полеты во сне и наяву», и «Доживем до понедельника», и «Пацанов».

Но авторы фильма «Географ глобус пропил», с пониманием и даже сочувствием относясь к костылям и понимая их неизбежность, уверенно разворачивают историю вечного кризиса интеллектуального героя, все никак не могущего завершить не то свое воспитание, не то чужое, в новое русло.

Виктор Служкин в книге Иванова погружен в стихию несобственно-прямой речи (переходящей в сцене похода в прямую) и описывает мир двумя способами: книжными сентенциями и «народными» прибаутками. С одной стороны, «кто за ляжки, а мы за фляжки», а с другой: «Что значит исправить свои ошибки? Изжить в себе веру в людей? Самые большие наши ошибки — это самые большие наши победы». И т. д.

«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

В фильме Велединского ламентации и побасенки затушеваны и отодвинуты, а лишенный внутренних монологов географ расцветает на глазах и с блеском демонстрирует исключительные таланты: встрять в историю и выкрутиться из нее, стремительно отбить реплику и тут же огрести, удачно удрать и неудачно спалиться... Герой Хабенского — герой веселый, дурацкий, пьющий, не удачливый, не сказать, чтобы не переживающий по этому поводу, но искренне считающий, что все это — не повод ныть и не быть счастливым. Именно со счастьем у всех отечественных рефлектирующих и мающихся героев до сих пор были несовместимые противоречия.

Ирония против уныния, нелепость против высокопарности, неприкаянность против успешности. Авторы и герои не боятся вообще ничего: ни быть неправыми, ни быть смешными, ни пустить сентиментальную слезу, ни посмеяться над святым. Чего стоит сцена на качелях: с одной стороны, прямая цитата из «Полетов во сне и наяву», прошибающая и героя, и зрителей до мурашек, лирическая до пошлости, трогательная до слез. С другой — пародия на нее, не дающая забыть, что происходит на самом деле: взрослый алкоголик на детской площадке, скрипящий в ночи детской качелькой, персонаж знакомый и несимпатичный. И когда герой вылетает с качелей в кусты, отражаясь на стене дворового гаража тенью падающей кометы, зал накрывает хохот — благодарность за комичный выход из неловкости сочувствия, за иронию сосуществования мечты и действительности, за мгновенное зрительское подключение к ситуации.

«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

Нелепость, невзрослость, ироническое остранение вообще оказываются универсальным способом разрешения ситуации и универсальным анестетиком, о каких бы событиях ни шла речь. Сцена, в которой герой выясняет, что лучший друг и жена героя влюблены друг в друга, происходит в школьной кладовке: водка разливается по стаканам случайно оказавшимся в походной раскладке половником, а при появлении завуча друзья, даром что взрослые дяденьки, прячутся в палатке, как школьники. Драматургия в выигрыше: герои страдают взаправду, но не делают из этого трагедии, как это ни парадоксально звучит. Вот этот дар — страдая, не делать из страданий трагедии и уметь чувствовать счастье, несмотря ни на что — и есть, на мой взгляд, главное открытие этого героя. Виктор Служкин мается не как Гамлет, Печорин, Обломов или Зилов, хотя не вспомнить их, может, и невозможно. Он мается, как мается каждый обычный человек, когда что-то не вытанцовывается, и обаяние верхоглядства и внутренней легкости делает его неотразимым и непотопляемым в море житейском.

При этом авторам удается не впасть в другую крайность — поэтизацию взрослого раздолбая, — и для этого пригождается другая линия, школьная. Что такое школьный учитель в отечественной традиции? Это, с одной стороны, человек в футляре, стремящийся убить все живое, а с другой — умный и тонкий нравственный наставник, который может, конечно, заблуждаться на дороге истины, но все же точно знает, что должен учить добру, беречь детей на тернистом пути и вести к свету. Служкин не то что не вписывается ни в одно из амплуа, он вообще находится за пределами этих координат. Его поединки с классом — смешные и жуткие, а главное — такие же дурацкие, как и все, что он делает; в них нет ни победителей, ни побежденных, и пока все остается в стенах школы, никакого особого поворота не предвидится.

«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

Так бы и шла эта жизнь, спотыкаясь и пританцовывая, обрастая трагикомическими обстоятельствами и запутываясь все больше, если бы авторы не выдернули героя с учениками вон из цивилизации и не вытряхнули бы их вместе с катамараном в воду, посреди скал и лесов, без единого человека по периметру. В книге поход Служкина с учениками эпичен, как плавание аргонавтов: грозы и снежные бури, голод и холод, кровавые сражения с местными за последнюю поллитру и развалины церквей и сталинских лагерей, а также превращение Градусова в командора и разрешение жгучей взаимной влюбленности Географа и ученицы Маши, трагическое и целомудренное. Иванов даже переходит к повествованию от первого лица, чтобы дать выход бесконечным лирическим волнам, накрывающим героя то от водки, то от страха, то от любви, то от бессилия.

Авторы фильма, убрав большую часть приключений и откровений, сосредоточились на главном: жизнь продолжается, какими бы экстремальными, либо, наоборот, тоскливыми обстоятельства ни были. Худо-бедно, коряво и нескладно, продираясь сквозь реальные и метафизические препятствия, катамаран движется по реке и сюжету, а герои все растут и растут. Каждый эпизод, каждая ситуация разрешается движением вперед: роли распределяются, чувства воспитываются, водка превращается в березовый сок, кучка зеленых подростков побеждает чудовище Долган и, пройдя инициацию, срывает у публики аплодисменты. Драматургия жизни и кино устроена по одним и тем же правилам, и катарсис тому доказательство.

Финал фильма и книжки и схожи, и противоположны. Героя, конечно, после этого похода из школы выперли — по фильму потому, что любимые и благодарные ученики не преминули выложить в youtube ролик про эскапады Географа под гениальную песню про мертвых детей, — и это еще одна ироническая версия событий, случившихся в фильме. Но если в романе одинокий Служкин выходит на балкон, выпивает одинокую бутылку портвейна, подаренную ему благодарными двоечниками, и перед ним расстилается «ледяная пустыня одиночества», то в финале фильма никакого одиночества нет: ни экзистенциального, ни житейского. Нищета и неприкаянность все та же, денег нет ни на портвейн, ни на сигареты, но ничего, можно и чайку покурить, не трагедия. Поразительно, что это не трагедия и для тех, кто рядом и кому по ситуации положено страдать. И пусть жена кричит разные «Достал» и «Поспи на кресле», она все равно научилась с ним жить и привыкла, а дочка так и вовсе счастлива. Семья, друзья, даже кот — все на месте, пусть и за кадром, а ученики даже прибавились. Причем прибавились не столько потому, что в походе случился катарсис, а потому, что привыкли, как к любому человеку, и почувствовали его своим. Бывший хулиган и будущий командор Градусов так и говорит: «Я сначала вас ненавидел, а потом привык», — потому что в его жизни просто стало на одного своего человека больше.

«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

Вообще привычка — важное в фильме слово и дана точно свыше. На вопрос Маши: «Почему Вы смерти боитесь?» — Служкин отвечает: «Жить привык», и это самое точное, что он может сказать о себе. А еще он может убедить всех, кто с ним знаком, что в этом невысоком существовании нет ни тоски, ни скуки, ни несчастья, ни беды, а смысл жизни — в самом факте существования. Никто из его предшественников на это бы не согласился и с таким ответом бы не справился.

Это редкое и долгожданное кино: умное, остроумное, точное, умелое, ясное, смешное, чувствительное, энергичное. Каждая сцена построена сложно, но воспринимается просто, и от компетенции и желания зрителя зависит, на каком уровне восприятия остановиться, и всем комфортно. Когда несостоявшаяся любовница Кира произносит разоблачительный аналитический монолог про то, как Служкин убил трех зайцев умело выстроенной интригой и всех (своего друга, жену и ее самое) точечно раскусил, а мы при этом видим, как он пытается отковырять диванную подушку, чтобы соорудить ложе страсти, а потом примоститься в получившуюся дырку, чтобы ответить на телефонный звонок — то совершенно точно понимаем: с одной стороны, герой действительно человек тонкий и добрый и понимает, кому как лучше будет жить, больше, чем кто бы то ни было, а с другой — совершеннейший шут гороховый, и представить его плетущим сети демоном не только невозможно, но и сама мысль об этом делает эту сцену еще смешнее, хотя это, казалось, уже невозможно.

«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

«Географ глобус пропил». Реж. Александр Велединский, 2013

Сцена сплава, напротив, построена как настоящий триллер: дети внизу, приближаются к водовороту долганского переката, а он, опоздавший учитель, наверху, бессильный, цепенеющий от ужаса и вины, мечущийся по самой кромке скалы, и камера разрывается между ними, и зрителя захлестывает двойная петля страха. Но одновременно тот же зритель, сам того не замечая, постепенно начинает чувствовать, что там, наверху, страшнее, чем в самом водовороте. Просто потому, что смотреть и не быть в состоянии что-то изменить ужаснее, чем нестись по перекату и отбиваться от скал. И когда он, зритель, окончательно очухивается, то может, по желанию, различить в этой сцене еще один обертон: это и к жизни относится. Если смотреть со стороны, то страшновато, а если самому жить — то ничего так, продраться можно.

Велединский и его команда сделали в некотором смысле идеальное кино. Там есть все, что должно быть: страсти и мордасти, любовь и дружба, наблюдения и приключения, пейзажи и разговоры, чувства и мысли, ирония и правда, страх и смех, мастерство и талант. На открытии «Кинотавра» была разыграна небольшая опера, в которой замученный ожиданием Зритель спел целую арию, обращенную к киношникам: «Снимите мне нормальное хорошее кино». Похоже, он дождался.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции