html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Павлодарский РОК. Начало. Вспомним 90-е.

В минувшие выходные фестиваль «Легенды павлодарского рока» собрал в уютном зале кинотеатра «Cinema Star» звёзд павлодарской рок-сцены 90-х годов. Я решил написать об этой тусовке, так как сам в конце прошлого века (как теперь это звучит! :-) занимался в Павлодаре организацией рок-концертов и авангардных выставок. Сегодня я расскажу, как зарождался павлодарский андеграунд, ставший неотъемлемой частью истории казахстанского рока.

Часть 1. Динозавры в 21 веке

В интернет-афише фестиваля «Легенды павлодарского рока» значилось: «Давно не виделись, все кто помнит 90-е, приходите!!!» Среди команд были заявлены «ППШ», «Хаки», «Блэст», «NovaКаин», «ВОО», «Дельтаплан», «Bissa» и «Тотем». Организатор концерта - лидер альтернативно-панковской группы «ППШ» Алик Гинатуллин, ранее известный, как Панк, а теперь, как Махмуд. Он смог создать на фесте анархическую атмосферу рок-тусовки прошлого века – то есть, дал полную свободу действий музыкантам и зрителям.

Первая часть концерта больше напоминала джем-сейшн. На сцене менялись вокалисты, а подыгрывал им, кто мог. Сначала у микрофона оказался известный павлодарский рок-музыкант и шоумен Эдик Аурум – единственный представитель группы «Тотем», потом после некоторой рокировки его место занял Данила Мальцев, олицетворявший собой, также канувшую в лету, группу «Блэст». Следом вышел Костя Бобылёв – фронтмен «NovaКаина».

Все вышеупомянутые музыканты ныне кочуют между Павлодаром, Астаной и Алматы, а Данила Мальцев теперь вообще житель Санкт-Петербурга. Поэтому им пришлось выступать без репетиций, прибегнув к помощи сессионных музыкантов. Отыграв несколько старых вещей, парни немного «разогрели» публику. Мне особенно понравилась утяжелённая версия песни «Три аккорда», сыгранная Данилой из Блэста: «Через свет, да через тьму видно богу одному».

Зрители отметили профессионализм группы «Bissa» Нурлана Ахметбаева (экс-«Ёжик в тумане» и «Герда и Кайф»), который ныне живёт в Экибастузе. Приятно порадовала возрождённая и вновь приступившая к репетициям группа «Хаки». С новым составом и программой выступила группа «ВОО» - бессменным остался только её лидер Игорь. Свои, ставшие уже классическими, рок-н-роллы сыграл «Дельтаплан»: «Мы танцуем рок-н-ролл. Процесс пошёл!». Под эту песню рубился весь зал.

Фото и видео с фестиваля «Легенды павлодарского рока» смотрите ВКонтакте http://vk.com/event53945276.

Часть 2. «ППШ» требует жертв

В завершение феста на сцену вышла группа «ППШ». В разные времена эта аббревиатура расшифровывалась, как «Пистолет-пулемёт Шпагина», «Панковские шутки-прибаутки», а потом и вовсе «Подпольная пропаганда шариата». О «ППШ» расскажу подробнее, ибо в Казахстане аналогов этому явлению нет. «ППШ» собрал Алик-Панк-Гинатуллин в 1997 году, вдохновившись творчеством «Sex pistols», «Green Day» и «Rage Against the Machine». Изначально в группе было четыре вокалиста – Панк, Тролль, Майк и Бред.

Потом количество певцов сократилось – Бред загремел в тюрьму, а Майк сколотил свою панк-банду «Стой, кто идёт?!». Когда у микрофона был Алик, группа «ППШ» играла панк-рок, а когда Тролль – альтернативу с хардкором. Любовь к многоголосью сохранилась и по сей день. Теперь в «ППШ» три вокалиста – всё тот же Алик, поющий панковские протестные песни, а также два рэпера – Скарп (англоязычные речитативы) и девушка Махоми (социальная лирика). Каждый вокалист пишет свои стихи. Музыку сочиняют коллективно, но всем рулит Алик.

В «ППШ», как и в любой классической панк-группе музыканты менялись довольно часто. Трое были судимы – один за грабёж, другой за наркоту, третий за экстремизм. Двое умерли от передоза. Одного закрыли в психушку. Вот такая бурная молодость. Сейчас те, кому удалось выжить, остепенились. Им уже за тридцать. Бывший басист «ППШ» Сергей Погорельцев «Че Гевара» играет на трубе в павлодарском симфоническом оркестре, Сергей Капран «Тролль» - дизайнер (около года зависает на Гоа), Алик Гинатуллин «Махмуд» работает фотографом и продолжает играть в группе.

А это хит "ППШ" - песня "Эй, балалар", написанная в 1997 году, но звучащая бодряково и сегодня. Наверное, это первая панковская песня на казахском языке. Хардкор бiз ойнаймыз!

А вот так песня "Эй, балалар!" звучала в середине 90-х:

А это, вообще раритет! Мой ремикс на песню "Эй, балалар!", который я сделал в те же годы на первом пентиуме с эмулятором звуковой карты, на игровой программе "Dance Mashine". Единственным источником звука были наушники от плеера, так что ни о каком мастеринге не было и речи. Вокал и гитару Алика-Панка писал и обрабатывал в программе "Cool Edit Pro". В ремиксе звучит живая домбра, на ней сыграла моя коллега - журналист Айнур Коскина. Работа над ремиксом шла в монтажной комнате телекомпании "КТК-7" г. Павлодара и заняла всего три часа.  Потом с этим ремиксом мы выступили на площади на День молодёжи. Раскачали пару тысяч человек, включая ментов :-) По-настоящему панковский ремикс!

И ещё один мой ремикс на песню "ППШ" - "За водкой". Записывались в аналогичных полевых условиях, только на телекомпании "Иртыш-TV". Получилась лёгкая весенняя песня:

Часть 3. Почему развалилась туса

Фестиваль «Легенды павлодарского рока» показал, что все группы держатся в основном на единственном лидере, который собирает вокруг себя музыкантов и вдохновляет их идеей. Стоит ему отойти от дел – коллектив распадается. Это и произошло с большинством павлодарских рок-групп 90-х годов. Очень много талантливых музыкантов переехало в Россию или Германию. Очень много павлодарцев обосновалось в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде. В большинстве своём они и были двигателями павлодарской рок-культуры.

В 90-х в Павлодаре было около 40 групп, играющих в самых разнообразных стилях – от фолк-рока до блэк-металла и индастриала. На слуху были: «Снайпер», «Отдел кадров», «Стэлс», «Машинист Дымов», «Грозовой перевал», «100 000 вольт», «Ёжик в тумане», «Пространство», «Полдень», «Детонатор», «Дельтаплан», «Стерх», «Джайна», «ППШ», «Навь», «Янка и Jungle», «ВОО», «Лабастерхэб», «Жень-Шень», «Экспресс», «Armageddon», «The Dirge», «Lithium», «Mizumena», «Rain», «Белый шквал», «Челленджер», «Чехословацкие прибалты», «Черёмуха».

Из них на сегодняшний день осталось всего две-три группы. Остальные распались или эмигрировали. В своё время полным составом Павлодар покинули группы «Черёмуха», «Джайна», «Тремор». Уехали и лидеры многих команд. Так что, в развале старой павлодарской рок-тусовки немаловажную роль сыграл не только возрастной, но и миграционный фактор. Повторюсь, из Павлодара бежали именно пассионарии, чьи творческие амбиции требовали максимальной реализации. Посудите сами, как перспективы могут быть у рок-музыканта в Казахстане, а тем более в провинциальном городе?

Вот так начинался павлодарский рок. Лица рок-андеграунда 90-х. Из архива Сергея Корсуна: (Для тех, кто не понял - это слайдер, его надо листать, здесь много фоток:)

Павлодарские рок-группы середины 90-х. Концерт в клубе "Пирамида"Первая павлодарская панк-группа "Детонатор"Группа "Детонатор", вокалист "Череп"Группа "Дельтаплан", 1997 г.Группа "Дельтаплан""Грозовой перевал". Фолк-рок."100 000" вольт". Намёк на AC/DC. Звёзды рок-клуба. Фото 1993 года.Данила Мальцев, группа "Блэст"Группа "Ёжик в тумане"Группа "Джайна", 1997 г. Пионеры индастриала.Группа "Джайна", 1997 г. Клуб "Пирамида"Группа "Жень-Шень". Лидер Макс-"Индеец"Группа "ППШ" в середине 90-х"ППШ", 1998 г. Панку подпевает Винт"ППШ", 1998 г. Алик-Панк. У сцены Мишаня и Прокоп."Квартирник" Сани Кирьянова"Пространство". Ширяев "Фаркоп" и СокуренкоКонцерт против бомбардировок Югославии. Корсун рвёт флаг СШАМаксим Албул "Борода" - гр. "Стерх"Группа "Чехословацие прибалты". Панк-стёб-банда1994 год. Моя тусовка. Найдите меня на фото.

Часть 4. Рок-интеллигенция

Раньше вокруг каждой из этих групп собирались их друзья и поклонники, которые и составляли рок-тусовку. Каждый по возможности пытался привнести в жизнь павлодарского андеграунда что-то своё. Взять, к примеру, Дмитрия Ширяева «Фаркопа» - отличного звукорежиссёра и мультиинструменталиста. Практически все павлодарские рок-группы 90-х бесплатно (!) записывали свои альбомы в его домашней студии. В те годы он квартировался на пару со своим товарищем, художником-карикатуристом Сергеем Корсуном.

Корсун - это вообще живая легенда. Он был хранителем истории павлодарского рока, архивировал аудиозаписи местных и сибирских рок-групп, их фотографии, рисунки и стихи, выпускал самиздатовский журнал «Грузилка». Невесть откуда получал кассеты с музыкой российских подпольных музыкантов, представителей сибирской панк-сцены. Фаркоп и Корсун кочевали с квартиры на квартиру. Их адреса на Пионерской, а потом на Советов были известны многим.

Всегда их холостяцкая берлога напоминала сквот и арт-лабораторию, где жили и творили не только павлодарские музыканты, но и гости из других городов – Ермен Анти (Актюбинск-Москва), Андрей Алмазов и группа «Рубероид» (Алматы) и т.д. Здесь они записывали свои альбомы, здесь же проходили их акустические квартирники. В общем, за живым общением с музыкантами неформалы шли сюда. Сейчас Фаркоп живёт в Америке, а Корсун в Москве (стал лучшим карикатуристом России). Других таких у нас нет.

В 90-х годах большая часть неформальной молодёжи занималась творчеством – кто-то писал стихи и предлагал их музыкантам, кто-то рисовал картины, в том числе для обложек альбомов. Были профессиональные фотографы, фиксирующие жизнь андеграунда – Максим Андрес, Алексей Усов, позже Алексей Чернышёв и Александра Мусихина. Были журналисты освещающие концерты в местной прессе – Олег Петухов, Юлия Максимова, Николай Новодворский и, собственно, я.

Часть 5. Такой, бля, шоу-бизнес…

Отдельно расскажу об администраторах, организующих концерты. В 1991 году Дмитрий Сергеев (Бургардт) и Евгений Атопшев при спонсорстве фирмы «Гамма» провели мощнейший рок-фестиваль «Рок против радиации». Несколько дней на стадионе «Трактор» выступали все звёзды русского рока – «ДДТ», «Алиса», «Бригада С», «Крематорий», «Телевизор», «Мастер» и другие. Около 20 групп. С тех пор ярче события у нас не было.

В 1994 году Светлана Крутских из Экибастуза провела в ДК «Металлург» первый казахстанский фестиваль экстремальной музыки. Так Павлодар в первый раз живьём услышал дэт-металл. В том же 94-м я провёл первый областной рок-фестиваль в кинотеатре им. Шакена Айманова, собрав порядка 20 групп из Павлодара, Аксу и Экибастуза. В 1996 году Эдик Аурум при поддержке радио «Ирбис» провёл крупный рок-фестиваль в ГДК. Также среди администраторов 90-х отмечу Сергея Фомина, который позже перешёл в областное управление культуры.

В те годы рок-музыкантов неохотно пускали в официальные концертные залы. Поэтому я нашёл выход – стал проводить сейшны в кинотеатрах – «Октябрь», им. «Шакена Айманова», «Аврора», «Колос». Времена для них были кризисные, система кинопроката рухнула, народ в кино ходил мало. Обычно мы договаривались с администраторами кинотеатров делить прибыль с входных билетов 50/50. Учитывая, что больше половины зрителей проходило по дружбе бесплатно, сборы были мизерные.

Денег едва хватало, чтобы оплатить аренду и перевозку аппаратуры, а так же расходы на «бегущую строку» и ксерокопии афиш. Большую роль в оповещении у нас играло «сарафанное радио». Обзвонив вечером друзей по телефону (сотовой связи и интернета не было), мы запросто собирали на концерт от 50 до 100 человек. Связной у нас была Юлия Васильева «Проволока». Потом она работала в ООН, сейчас живёт в Италии.

Часть 6. Как мы жили без интернетов

В 90-х годах на радио «Ирбис» выходили программы, посвящённые павлодарскому року с живыми выступлениями и интерактивом «Артоскоп» Эдика Аурума и «Музыкальный конклав» Евгения Атопшева (уехал в Россию). С середины 90-х в городе появились магазины, где можно было купить кассеты и диски с самой актуальной музыкой (задержка от выхода релиза в США до продажи в Павлодаре была от 2-х недель до месяца), а также неформальский прикид – косухи, футболки, балахоны, шипованные браслеты и т.д. Все товары и диски закупались, преимущественно, в Москве.

Сначала в Павлодаре появился ларёк «Harley Davidson» возле «Культтоваров» по Дзержинского, потом магазин «Cannibal sound» возле бани по ул. 1 мая и отдел на втором этаже Дома быта «Экспресс». Последний просуществовал до начала 2000-х годов. До появления этих торговых точек некоторые неформалы занимались хэнд-мейдом, то есть делали себе одежду и аксессуары сами, а другие на внешнем виде не заморачивались и внешне от пролетарской молодёжи не отличались.

В самом начале 90-х любимую музыку нам приходилось добывать. В Павлодаре не было интернета, не было специализированных отделов. В основном довольствовались пластинками, которые продавались в магазине «Мелодия», поглощая всё, что попадало на прилавок – от рока до металла. Спасибо «SNC-records». Рядом с «Мелодией» был отдел «Звукозапись», где переписывали музыку с бобин на компакт-кассеты. А так, большую часть музыки переписывали друг у друга на домашних магнитофонах.

Часть 7. Где мы тусовались

В 90-х годах в Павлодаре несколько мест, где могли собираться поклонники рок-музыки. В 1993 году на базе школы №6 открылся рок-клуб. Там репетировало несколько групп, а в школьном актовом зале изредка проходили концерты. Однако, в 1994-м после массовой драки между неформалами и районными гопниками эту лавочку прикрыли. Я участвовал в той заварухе, помню, что силы были не в нашу пользу. Без преувеличения, примерно – 30 на 100 человек.

В середине 90-х в Павлодаре появилось несколько тусовочных мест. Это кафе «Рок-самовар», которое сначала располагалось в фойе кинотеатра «Аврора», а потом передислоцировалось на второй этаж «Речного вокзала». Там по вечерам играли местные группы, дым стоял коромыслом. Была ещё пара тусовочных мест, где шли репетиции - «Храм мира» под крышей кинотеатра им. Шакена Айманова и репетиционные базы в ПКТИАМ (проектный конструкторско-технологический институт автоматизации и механизации).

Акустические концерты проходили в стенах НПО «Юнола», рекламного агентства «Хронос» и хосписа «Солярис» (когда там не было умирающих :-). Также околомузыкальная братия собиралась в «Скинарнике» - кафе в Новом ЦУМе, где заседали местные скинхеды. (В середине 90-х скины были неотъемлемой часть рок-тусы и занимались охраной концертов).

Часть 8. С кем мы дрались

Как видите, тусовка в основном собиралась в закрытых от посторонних глаз помещениях. И дело здесь вовсе не в суровых климатических условиях Павлодара. Жизнь неформала 90-х была полна опасностей. Часто приходилось отстаивать свои убеждения кулаками и дробяще-колюще-режущими предметами. Павлодарская рок-тусовка пережила несколько значительных побоищ. В конце 80-х после концерта группы «Ария» на Хоккейном корте (теперь там Китайский рынок), произошла многочасовая драка между металлистами и привокзальными гопниками.

В 1993 году на рок-концерте в диско-зале Индустриального института бригадные бандиты избили зрителей. Говорят, было море крови. Газета «Звезда Прииртышья» отметила это заметкой «Потасовка на тусовке». В 1994 году мне удалось предотвратить очередное крупное столкновение. Я проводил областной рок-фестиваль в кинотеатре им. Шакена Айманова. Под вечер возле кинотеатра стала собираться толпа пацанов, живущих в районе Телецентра. Ситуация накалялась.

Я подошёл к дежурившим милиционерам и предупредил: если не хотите, чтобы здесь была массовая драка и разбитые витрины, то подгоните сюда свой автобус и вывезите из района всех музыкантов и зрителей. Так они сделали. После концерта мы все благополучно погрузились в автобус со своими инструментами, а также ящиком пива и водки, и устроили afterparty на Лермонтовском пляже (в тот день у меня была днюха).

Последняя крупная драка между неформалами и гопниками в Павлодаре произошла в мае 1999 года на рок-концерте в здании филармонии, где сейчас располагается кинотеатр «Cinema Star». Эта бойня стала первой абсолютной победой неформалов, которые отметелили противников не только кулаками, но и попавшими под руку лопатами. С тех пор дорога в филармонию рокерам была закрыта. Сейчас граница между неформалами и гопниками практически нивелировалась. Об этом можно судить и по внешнему виду многих рок-музыкантов, предпочитающих спортивную одежду, и по их манере поведения.

Часть 9. No future или продолжение следует?

Вот такой, вкратце, была жизнь павлодарского рок-подполья 90-х годов прошлого века. Сравниваю былые постсоветские времена с нынешними и вижу огромную разницу. Делаю вывод – чем больше для творческого человека запретов и ограничений, тем ярче и интереснее его творчество. Казахстанский рок зарождался, не только, как новое для постсоветского пространства музыкальное направление, но и, как протест против цензуры и ханжества тоталитарного режима.

Сейчас в условиях «капитализма» и «демократии» свобод и возможностей для самовыражения стало значительно больше. Однако, это не лучшим образом сказалось на молодом павлодарском роке - он стал более развлекательным и конъюнктурным. Молодые музыканты, воспитанные в условиях рынка, стали калькировать коммерчески успешные модели западных рок-групп, не заморачиваясь на собственных творческих экспериментах, то есть, не привнося в рок-музыку ничего нового. Это мне напоминает эпоху застоя. Не пора ли встряхнуть этот медвежий угол и устроить очередную рок-революцию?

P.S. Фото и видео автора. Использованы фото из архива С. Корсуна. Статья выражает субъективное мнение автора. Подробности о жизни павлодарской рок-тусовки на сайте http://rockpavlodar.net/.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с yvision.kz

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • frosyaking
          • домен yvision.kz

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции