html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Между каменным веком и Советским Союзом: Средневековье для рассерженных горожан и новых хипстеров

Для просвещенного сознания Средневековье было «ничейной землей» рокового провала в культуре. Как нам избежать недостаточного знания о мировой истории?

Между каменным веком и Советским Союзом: Средневековье для рассерженных горожан и новых хипстеров
© Beth Fioritto

Это сокращенная версия статьи, которая готовится к выходу в сборнике: Шестое Средневековье / Под ред. М.А. Бойцова и А.В. Шаровой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014.

 

В средние времена все было такое старое…
Люди были плохие и все разрушали.
Беня, 3 года

Нередко можно встретить выражение типа «общепринятое представление о Средневековье» [1]. Допущение подобной универсальности взгляда на этот период представляется некорректным — как по причине длительности, сложности и негомогенности самого периода («Средневековья никогда не существовало» [2]), так и по причине неравенства взглядов — разная дистанция, разная степень пристальности, разные цели смотрящих; даже пресловутый негатив в восприятии Средних веков как «темных» звучит далеко не всегда. При этом очевидно, что какие-то закономерности в восприятии Средневековья вывести можно. Американский медиевист Норман Кантор в своем исследовании различных медиевистических концепций ХХ века «Изобретая Средние века» предлагает следующую бинарную классификацию: рассмотрение Средневековья как совершенно особого мира, во всем отличного от нашего, остранение его и, наоборот, утверждение генеалогической связи со Средневековьем, признание в нем предка, нахождение в нем истоков тех или иных важнейших феноменов Нового времени и современности [3].

Предмет данного небольшого исследования — в отличие от Кантора — не профессиональная концептуализация Средних веков, а обыденное восприятие неспециалистами, выраженное в основном в упоминаниях этого периода в утилитарно-риторических целях. Наши информанты и авторы наших источников парадоксальным образом объединяют два подхода, выделенных Кантором, видя в Средневековье изолированную цивилизацию, счастливо канувшую в Лету, и при этом опасаясь, что те или иные ее неказистые или даже чудовищные черты могут вдруг проступить в облагороженном прогрессом облике современного общества.

Наша тема — восприятие Средних веков «новыми хипстерами», место Средних веков в дискурсе «рассерженных горожан». Термин «новый хипстер» (усовершенствованная версия просто «хипстера» — типажа, зафиксированного в России во второй половине 2000-х и ставшего предметом относительно бурных дискуссий — относительно как терминологии, так и социальной морали [4]) мы употребляем в максимально расширительном смысле: беловоротничковая столичная молодежь (старшие подростки и двадцатилетние) с высокими интеллектуальными запросами, активные пользователи социальных сетей, носители либеральной идеологии, готовые к умеренной гражданской деятельности вроде митингов, пикетов, флешмобов, петиций [5]. В последней множество «новых хипстеров» пересекается со множеством «рассерженных горожан» — жителей крупных городов России, как считается, в основном — представителей «креативного класса» [6], которые активно участвуют в протестном движении, развернувшемся после выборов в Государственную Думу в декабре 2011 года [7]. Впрочем, протестная деятельность, как кажется, потеряла свою регулярность, эпоха «белой революции» [8] завершилась [9], в свете чего наше изыскание получает определенную законченность и его материал логично ограничивается 2011 — началом 2013 года. Необходимо оговориться, что и «новые хипстеры», и «рассерженные горожане» — скорее, символ, помогающий определить наших информантов и авторов, чем их верифицируемая самоидентификация: хотя гражданский протест и критика в той или иной степени звучат в большинстве анализируемых нами источников, нельзя гарантировать, что все их авторы участвовали в «белых» акциях; наши информанты, удовлетворяя определенным параметрам «хипстера», не опрашивались на предмет консьюмеризма и эстетических и музыкальных предпочтений, а также на предмет отнесения себя к хипстерам — в силу определенной пейоративности этого термина [10] такой вопрос был бы обречен.

Наше исследование построено на двух группах источников: это результаты анкетирования в мае 2012 года «новых хипстеров» и условно приписанной к ним столичной молодежи и репрезентирующие позицию «рассерженных горожан» упоминания Средних веков в блогах и в публицистике за период с конца 2011 по начало 2013 года — без ограничения возраста авторов и с той или иной долей социально-политической критики.

[…]

Анализ средневековой темы — прямого обсуждения этой эпохи и небуквального употребления этого термина, производного эпитета и синонимов типа «варварский» и наиболее знаковых средневековых феноменов — в социальных медиа, осуществленный путем поиска через сервис «Яндекс.Блоги» и рандомного чтения одной из наиболее важных в столичном Рунете и самой крупной в мире соцсети Facebook, не имеющей поиска, и, в меньшей степени, в публицистике отчасти подтверждает, отчасти развивает наблюдения, сделанные на основе анкетирования.

Если Средневековье упоминается с положительными коннотациями, то речь, как правило, идет о его эстетическом наследии или о его подчеркнуто сказочном, фэнтезийном или романическом образе: замки, рыцари, принцессы, роскошь, «тяга к прекрасному», но подобные упоминания сравнительно немногочисленны. Словосочетание «прекрасное Средневековье» в поиске по блогам находится в три раза чаще, чем «ужасное Средневековье», но на самом деле это в основном ироническое передразнивание, за которым следует полемика с невидимыми глазу поклонниками эпохи с упором, как правило, на столь волнующую всех тему гигиены, например: «Ой, а вы могли бы поподробнее рассказать про это прекрасное Средневековье? Про улицы, залитые дерьмом, про водные процедуры раз в полгода (и стирку заодно, зачем отдельно стирать, если вместе помыть можно), про высокую культуру “все говно, лишь рыцарь в белом”. Очень хотелось бы послушать как про это, так и про многие другие прекрасные моменты. Или вы считаете, что Средневековье — это когда вы обязательно рождаетесь благородной прекрасной дамой и за вас рыцари бьются на турнире? )))))» [11].

Если не брать в расчет буквального и утилитарного обсуждения средневековых традиций или артефактов (таких, например, тем, как средневековый рецепт пива, туристический маршрут по средневековым замкам, средневековые костюмы для реконструкторов, концерт средневековой музыки), абсолютное большинство упоминаний иного рода — оценочных высказываний или переносных употреблений — однозначно негативно окрашены. В основном сравнение со Средневековьем используется в критике тех или иных явлений современности, преимущественно отечественной, но не только. Подобная апроприация «Средневековья» происходит в нескольких темах, рассмотрим их в порядке возрастания частотности.

Гендерное неравенство

Мне так кажется, что негоже женщине быть и жить — как при каменном веке или в Средневековье… [в контексте поддержки акции движения Femen] [12].

Несмотря на то что на дворе уже не каменный век, мы все еще живем в век предрассудков и средневековья. Женщины забиты правилами и общественным мнением [из пользовательской рецензии на романы Маргарет Этвуд] [13].

Закручивание же гаек со стороны обладателей адамова яблока откатит нас в каменный век, Средневековье или как минимум подобие сурового исламского общества, где женщины — не люди… [14]

Примечательно, что Средневековье в роли отрицательного образца, давней отсталой эпохи, получает постоянного компаньона в лице каменного века и практически уравнивается с ним.

Уклад и законы мусульманского мира

Самая дикая и жестокая страна мира — это Саудовская Аравия, где действуют бесчеловечные средневековые законы [15].

…Какое-то дикое потакание этим самым законам шариата и средневековому мракобесию [16].

Теперь Ливию отбрасывают назад, в Средние века: ей снова навязывают многоженство, ограничение прав и свобод женщин [17].

Высказываний подобного рода десятки, если не сотни, «дикие средневековые законы» обнаруживаются не только в арабских странах, но и в других мусульманских (например, в Чечне), а дальше, по смежности, и в горах вообще (например, в Грузии). В столь активном обсуждении «мусульманского варварства» видится не столько реакция на политические новости из стран исламского фундаментализма или на литературную, а особенно кинопродукцию о подобных обществах (например, на экранизацию романа Х. Хоссейни «Бегущий за ветром»), сколько ответ на встречу с мигрантами — в Европе («чтобы тот самый милый мне Париж, о котором писал Дюма, стал жить по шариату, по диким средневековым законам» [18]), но главное, конечно, в отечестве. Мы встречаем многочисленные разной степени грубости вариации на тему «муслимов», живущих по «диким средневековым законам» и обычаям (регулярно риторически «медиевизируется» забой баранов в городе на Курам-Байрам [19]), несовместимым с русской культурой и российскими законами, например: «Я против диких ублюдков, приносящих на мою землю свои средневековые законы, свои бандитские понятия, свое мировоззрение, не желающих ассимилироваться и жить по законам моей страны» [20].

«Дикий» Восток — одна из точек отсчета для описания отечественной ситуации: Россия «катится» к этим неприглядным образцам, в то время как хочется, чтобы она двигалась в сторону прогрессивного Запада: «и это мечта моя, что мы в России, в этой дикой средневековой стране, будем жить хоть немного похоже [на Европу]» [21]. Впрочем, скорее, исламофобия (и в рамках исламофобской риторики — ориентализация Средневековья) — удел блогеров консервативного толка, сторонников русской самобытности, а «западники», как автор предыдущей цитаты, все то же порочное Средневековье ассоциируют с советским наследием: «…давайте каждый начнем с себя и наконец-то уже искореним это средневековье нравов, этот убогий совок, который в нашей стране уже несколько десятков лет передается из поколение в поколение».

Современная общественно-политическая ситуация в России

Эта область приложения средневековых метафор, самая обширная в Рунете, состоит из нескольких компонентов. Первый — особенности организации власти и ее отношений с обществом, то, что иногда клеймят «феодализмом» («страна все дальше и дальше скатывается к феодализму»):

Россия в этом смотрится страной отсталой (как в каменном веке), в России тебе за каждой бумажкой надо идти и кланяться к жирному чиновнику и нести какой-нибудь оброк ему (прямо средневековье)… [22]

Они голодают уже не за пост мэра и не за перевыборы, а просто за человеческое достоинство. Ну нельзя же терпеть, когда кучка бандитов (в буквальном смысле слова) захватила власть в одном из крупнейших городов — областном центре. Это уже даже не «проклятые 90-е», а XV век [комментарий А. Навального на ситуацию в Астрахани в апреле 2012 года] [23].

Как я уже писал про пошлины, паспорта и проч. — наше инновационное государство уверенно движется назад в Средние века! Причем во всех направлениях — от привилегий и ограничения передвижений — до новых податей в виде поднятых акцизов и неотменяемого транспортного налога… [24]

Путинизм есть феодальная власть плюс коррупцинизация всей страны [плакат на митинге в Москве 10 марта 2012 года] [25].

Вторая подтема, гораздо более обширная, — это нетерпимость на религиозной почве, неприглядная роль Церкви, законодательное ужесточение (псевдо)этических норм (прежде всего, такие два сюжета, как запреты «пропаганды гомосексуализма» и «оскорбления чувств верующих»). Ее можно, в свою очередь, поделить на общую критику «средневековой» — она же «палеолитическая» — нетерпимости на религиозной почве:

Нормально — уважать культуры друг друга. Без этого человечеству не выжить. Либо — назад, в Средние века. Искать ведьм, верить во всякую ахинею, слушать и нести бред, валить все на соседа с другим разрезом глаз или цветом кожи [26].

Человечество пережило Средневековье, когда религия вернула людей в каменный век [27].

Фанатично верующие всю цивилизацию ведут умирать, без различия конфесий и национальностей. Сперва в Средневековье, а затем и в каменный век [28].

— и более институциональную критику собственно клерикализации, усиления влияния РПЦ, заметки о котором во многих блогах и СМИ так и озаглавлены — «Назад в Средневековье» [29]. Диагноз вроде «возвращаемся в Средние века, когда Церковь правила миром» [30] ставится в дискуссиях о включении в школьную программу закона Божьего, введении праздника «День крещения Руси», передачи имущества Церкви, политических акциях православных движений [31] и т.д. Но два главных сюжета, обсуждения которых изобилуют отсылками к Средним векам, — это закон о пропаганде гомосексуализма, принятый в Санкт-Петербурге и ряде других субъектов Российской Федерации и продвигаемый на федеральном уровне [32], и судебный процесс над феминистской панк-группой Pussy Riot, в феврале 2012 года, накануне президентских выборов, устроившей перформанс («панк-молебен») в самом статусном храме столицы — кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, содержащий недвусмысленный политический месседж, после чего, в неполном составе, осужденной за хулиганство на два года колоний. Примечательно то, что средневековые метафоры в описании этих двух событий современной политической жизни употребляют если и блогеры, то не просто «рассерженные горожане», а профессиональные гуманитарии (из фейсбука Т.Н. Эйдельман, историка, заслуженного учителя РФ: «Закон против пропаганды гомосексуализма, который рассматривается сейчас в Думе, отбросит нас в дикое средневековье»), а зачастую не блогеры в своих частных блогах, а журналисты в либеральной прессе, и употребляют не мимоходом, вскользь, с обывательской брезгливостью (хотя и так бывает: «Сейчас в России принимаются какие-то средневековые законы, направленные против людей нетрадиционной ориентации» [33]), а придают им центральное значение, выносят в заглавие, смакуют и развивают:

Теперь эта милая девушка Надя сидит в клетке за «неправильную» молитву в «неправильном» месте (молилась бы у себя в светелке!), и у людей, живущих в XXI веке, нет общего языка с людьми, живущими в средневековье, чтобы убедить их выпустить ее с подругами из клетки. Я подумала, что, может быть, медиевисты могут помочь с трудностями перевода? [34]

К весне обострилась борьба за чистоту моральных символов. То есть практически начался крестовый поход. Не в смысле, что обязательно с крестами, хотя и с крестами тоже. Но с той долей фанатизма, ригоризма и идиотизма, которая присутствует, когда еще и с крестами. И даже не только с крестами, но еще и с кострами, на которых сжигают отступников [35].

Вполне естественно, что среди средневековых феноменов, привлекаемых для описания одиозного судебного процесса, лидирует инквизиция. Вот один из самых развернутых примеров:

Вплоть до конца XVIII века европейские города «украшали» деревянные и металлические клетки, которые подвешивались на стены ратуш, кафедральных соборов и судов. Иногда сотрудники инквизиции выставляли эти клетки на площади, и скопившиеся вокруг зеваки глумились над еле живыми от пыток людьми: плевали в них и тыкали палкой.

Век XXI, в России модернизация, вместо металлической клетки — «аквариум» из пуленепробиваемого стекла, когда-то специально изготовленный для сидения в нем Ходорковского и Лебедева. В стеклянном саркофаге очень душно и плохо слышно. На просьбу установить микрофоны судья Сырова отвечает, что микрофонов нет, и советует «напрячь слух». […]

Еще в Средневековье была пытка жаждой, когда обвиняемого кормили соленой пищей и поили соленой водой, а вот простой воды не давали. Судья Сырова в Москве не хотела прерывать заседания ни на минуту, ну просто судейский марафонец. Уже и прокурор просит перерыва, и адвокатам православных потерпевших невмоготу, а судья все гонит. Такую скорость она называет «профессионализмом». Подсудимым, в отличие от обвинителей и адвокатов, в зале заседаний пить воду нельзя, вот и сидят они в своем душном саркофаге без глотка воды в 30-градусную жару в течение многих часов [36].

«Инквизиция» фигурирует в названиях еще целого ряда статей и публикаций в социальных сетях (например: «Обращение к инквизиции» [37], «Заседания Хамовнической инквизиции» [38], «Бесправо-славие. Пара слов по поводу текущего инквизитория» [39]), а один из комментаторов письма деятелей культуры в защиту Pussy Riot включил инквизицию в богатый ассоциативный ряд, содержащий и опричнину, самый печально известный эпизод царствования Ивана Грозного, главного «средневекового» отечественного деятеля:

Наблюдая за происходящим, может возникнуть только отвращение к власти, суду и Церкви! Мы скатываемся в средневековье: монархия, аристократия, опричнина, инквизиция, мракобесие… О такой ли России мы мечтали? Я — точно НЕТ! Путин и Ко, хватит позорить Россию! [40]

* * *

За исключением ряда частных изменений или дополнений образа Средневековья — например, выдвижения эковского «Имени розы» на первое место в ряду популярных источников по эпохе и вытеснения им «Айвенго», или «ориентализации» Средневековья в российском социокритическом дискурсе (в связи с озабоченностью проблемой гастарбайтеров и предубеждением перед исламским миром), или акцентом на пресловутой средневековой антисанитарии, объяснимым изменением хабитуса столичной молодежи, — представления об этой эпохе отчасти очень традиционны, укладываются в рамку, заданную еще гуманистами, придумавшими понятие презренного «среднего века», но с акцентами, выставленными просветителями, отчасти же не являются представлениями как таковыми, но лишь служебной риторикой, возникающей из-за отсутствия лучших средств выражения.

Образ Средневековья неравномерно двойственен: эстетическое наследие оценивается позитивно и востребовано как туризмом, так и масскультом, наследие идеологическое и этическое оценивается безапелляционно негативно, с ним сопоставляются самые неприглядные, с точки зрения говорящего, современные явления: религиозный фанатизм, нетерпимость, несправедливые суды, неадекватно жестокие наказания, мизогинизм. Чудовище, сумевшее породить аленький цветочек. Чудовище огромное, цветочек крохотный — идеологический негатив заметно перевешивает эстетический позитив.

Занятые общественно-политическими материями авторы маркируют многие критикуемые явления как средневековые и тут же ужасаются этим «симптомам». Этот декларируемый ужас от прогноза «скатиться в Средневековье» проистекает, конечно, от встроенной уверенности в прогрессе: незыблемая вера в то, что современность за счет прошедших столетий гораздо лучше тех же Средних веков не только материально и технически, но и духовно, действительно делает соседство с «инквизицией» и перспективу «возвращения» к крестоносцам неудобной и даже пугающей. Маркируя обсуждаемое явление как средневековое, автор легко вызывает очевидный рефлекс у себя и своих читателей. Сколь бы научно некорректным, примитивным и демагогическим этот прием ни казался, он, в некотором смысле, является попыткой осуществления заветной миссии magistra vitae, в известном представлении, raison d’être исторической науки.

Можно поставить два вопроса: почему в качестве отрицательного референта используется именно Средневековье и почему вообще так часто прибегают к этому приему?

Одна из причин того, что подобная компаративная риторика сосредоточивается исключительно на Средневековье, — отмирание негативно коннотированных марксистских концептов. Как концепт феодализма отошел в прошлое и больше не ассоциируется со Средними веками в первую очередь, так и концепт рабовладельческой формации, видимо, отсутствует в активной памяти наших авторов, а без «рабовладения» (кстати, «рабство» в некоторых анкетах называется в числе средневековых явлений) от древности остается ее высококультурная составляющая — позитивно коннотированная «античность», возводить к которой разочаровывающие явления современности не с руки.

Таким образом, Средневековье оказывается в теплой компании каменного века и советского периода — эпох, совершенно разнозначных по своей протяженности, близости к нам и представимости для нас, однако риторически, очевидно, наиболее удобных в роли координат критики современной ситуации. Примечательно также, что интересующее нас «Средневековье», судя по его основным компонентам (инквизиция, крестовые походы, охота на ведьм), — западное, то есть «вернуться в него» мы можем разве что с эмиграцией — не «назад в Средневековье», а по диагонали. Как не осталось другой «плохой» эпохи в мировой истории, так вовсе нет ее в истории отечественной: Киевско-Московская Русь не переживала «дикое Средневековье», в ее истории были отдельные «перегибы» (княжеские усобицы, боярское местничество, опричнина — вспомним Ивана Грозного, почти единственного русского деятеля, упомянутого в анкетах), но в целом ее образ, как кажется, остается для россиянина вполне положительно окрашенным и не может служить отрицательной референтной точкой при обсуждении проблем современности.

Вообще же столь настойчивое использование этого приема — риторической маркировки дурных, с точки зрения автора, событий как «средневековых» и всего течения дел как возвращения к Средневековью — вызвано, как представляется, тем, что иная — позитивная — аргументация, которую авторы способны мобилизовать, стремится к нулю. В данной системе координат незаметно положительных точек отсчета, с помощью которых можно было бы объяснить, почему тот или иной закон или судебный процесс плох (противоречит демократии, не соответствует либеральным ценностям, нарушает гражданское равенство); эти положительные, с точки зрения рассматриваемых авторов, понятия на российской почве не укоренились, и избыточно отмечать, что то или иное явление им противоречит. В отсутствие общих для социума (или хотя бы чуть более широкой референтной группы, которой вообще надо что-то объяснять, а не просто констатировать новость, полагая, что у всех она автоматически вызовет одинаковую реакцию) ценностей, то есть положительных точек отсчета, очень сложно аргументировать что бы то ни было, и самым простым — если не единственным — путем становится апелляция к общепринятому жупелу. Согласие contra, консенсус относительно того, что плохо (в данном случае — Средние века), достигается, как известно, проще, чем согласие pro; и это коррелирует с известными упреками в адрес протестного движения — в том, что большинство его лозунгов — лозунги «против» (президента, нечестных выборов, коррупции, политических процессов), а никакой позитивной программы у него нет. Таким образом, использование Средневековья как главного референтного объекта в дискурсе «снежной революции» оказывается весьма симптоматичным для дефектов этого протестного движения.

 

Примечания

1. К примеру: «…историческая эрудиция Эко оказывается ангажированной общепринятым представлением о Средних веках как о темных веках» (Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып. 1. Средневековая христианская философия Запада. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. Лекция 25. «Имя розы» и современный взгляд на Средневековье).
2. «Каждый медиевист знает сегодня, что Средневековья никогда не существовало и тем более никогда не было духа Средневековья. Кому взбрело бы в голову сунуть в один мешок людей и учреждения VII, XI и XIV столетий?» (Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 13).
3. Cantor N.F. Inventing the Middle Ages: The Lives, Works, and Ideas of the Great Medievalists of the Twentieth Century. N.Y., 1991.
4. Термин hipster (от to be hip — «быть в курсе, следить за модой») как относящийся к представителям определенной субкультуры зафиксирован в США в 1940-х годах; второе рождение хипстеров относится к 1990-м годам в США, в России, вероятно, — к середине 2000-х. В 2008 году в «Афише» вышла заметка Ю. Сапрыкина «На сложных щах», фиксирующая не только сам феномен хипстеров, но и общественную реакцию на него, преимущественно идиосинкратическую (8 сентября 2008 г., http://www.afisha.ru/article/hate_fashion/). Сама заметка не прошла незамеченной, за ней последовали дискуссии о сути хипстерства, его социальной роли, вреде или пользе для молодежи и общества в целом и т.д.: см., например, анкету “Hate of the year?” в блоге LookAtMe за 18 ноября 2008 года (http://www.lookatme.ru/mag/all-mag/locals/52775-hate-of-the-year) или дискуссию «Хипстеры. Существуют ли они в России? Молодежная субкультура в обществе социального пессимизма» в авторской передаче Е. Фанайловой «Свобода в клубах» на «Радио Свобода», 30 мая 2010 года: http://www.svoboda.org/content/transcript/2057304.html); «хипстеры» появились в классификациях новых социальных типов или в словарях неологизмов (см., например, о хипстерах в «Москве для москвичей» — «каталоге типов жителей Москвы» в «Большом городе» за сентябрь 2011 года: http://bg.ru/city/moskva_dlya_moskvichey-9067/?chapter=2). Хипстер определяется как молодой человек (до 30 или даже до 25 лет), четко следующий определенной моде в одежде и аксессуарах (узкие джинсы, кофта с капюшоном, кеды, очки в роговой оправе «не по медицинским показаниям»), активный пользователь соцсетей и всяких гаджетов, любитель винтажных предметов типа молескина или пленочного фотоаппарата, регулярный посетитель выставок, концертов и всяких модных «ивентов», ориентированный в основном на life-style, модную одежду, предметы, искусство и музыку, аполитичный, очень мирно — если не индифферентно — настроенный по всем горячим вопросам.
5. Тип «нового хипстера» был описан еще в конце 2010 года (см. «Словарь-2010» в «Большом городе» за декабрь 2010 года: http://bg.ru/society/slovar_2010-8666/?chapter=7): «В отличие от “старых” — безыдейных — хипстеров, о которых то и дело писал журнал “Афиша”, “хипстер новый” готов отстаивать свои гражданские свободы и конституционные права, а свободное время готов проводить не на Flickr, а на митингах, которые молодые люди ласково именуют “ивентами”. […] В комментариях на сайте [epic-hero.ru] уже появился гимн нового поколения, начинающийся со строчек: “Чаадаев — это хипстер”».
6. Термин, предложенный Р. Флоридой (Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005), объединяет творческую интеллигенцию и иные группы, зарабатывающие умственным трудом (писателей, журналистов, художников, преподавателей, копирайтеров, дизайнеров, программистов и др.), считается наиболее граждански активной, перспективной и социально влиятельной частью среднего класса. О смешении понятий (в том числе — «креативного класса» и «хипстеров») в условиях современной российской политической действительности см., например: Александров Д. Креативный класс расправил плечи // Slon.ru. 2012. 27 июня. http://slon.ru/fast/world/kreativnyy-klass-raspravil-plechi-805110.xhtml).
7. Термин «рассерженные горожане», по-видимому, восходит к высказыванию представителя кремлевской администрации «раздраженные городские сообщества» — см. «Словарь 2012» в «Большом городе» за декабрь 2012 года (http://bg.ru/dictionary2012/).
8. Термин «снежная революция» и ее символ — белая лента придуманы бизнесменом и писателем Арсеном Ревазовым в начале декабря 2011 года (см. пост в его Живом Журнале: http://el-mariachi.livejournal.com/37344.html).
9. Жалобы на «слив протеста» и соответствующие обвинения появились еще весной 2012 года (см., к примеру, заметку во «Взгляде» о митинге оппозиции на Новом Арбате 10 марта 2012 года: http://vz.ru/politics/2012/3/10/567209.html).
10. См., например, реплику из упомянутой выше передачи Е. Фанайловой в ответ на вопрос о собственном отношении к этой группе: «Ф. Миронов: Юра [Сапрыкин] сформулировал, что у слова “хипстер” абсолютно обидная коннотация, это как бы эквивалент тому, что вы спрашиваете, готовы ли мы сейчас назваться козлами, грубо говоря» (http://www.svoboda.org/content/transcript/2057304.html).
11. http://vespro.livejournal.com/725772.html?replyto=39757580
12. http://blogs.mail.ru/mail/vznakprotesta/5DC513789B86B10F.html?thread=4A3F9FF1F6668563
13. http://www.livelib.ru/author/101561/reviews/~11
14. http://alex-link.livejournal.com/12993.html
15. http://stafford-k.livejournal.com/229429.html
16. http://zhizd.livejournal.com/1257126.html?replyto=16700838
17. http://www.natostop.pl.ua/blogs/primer-bloga-admina/livija-svidetelstvo-chestnogo-amerikanca.html
18. http://schaplygin.livejournal.com/190565.html
19. Например: С 2010 года больше не будет осуществляться ритуальный забой баранов прямо на улицах города // Гаzета.СПб. 2009. 8 декабря (http://www.gazeta.spb.ru/233444-0).
20. http://hhand.livejournal.com/39245.html
21. http://pryanya.livejournal.com/421924.html
22. http://ladaria.livejournal.com/38268.html
23. http://navalny.livejournal.com/698954.html?page=17
24. http://avrasputin.livejournal.com/9113.html
25. Азбука протеста: народный плакат. По материалам 15 митингов и акций в Москве и Санкт-Петербурге. М.: ОГИ, 2012. С. 26.
26. http://www.liveinternet.ru/users/stas_stranger/post135944526/
27. http://rus-vopros.livejournal.com/876558.html?thread=2529550
28. http://ru-antireligion.livejournal.com/2921498.html?thread=59185690
29. Например: http://forum.urup.ru/thread-26390.html; http://soratniki-online.ru/Blog/ViewPost.aspx?PostID=33168#firstComment
30. http://blogs.mail.ru/mail/vasya7396
31. Например: Православные экстремисты подвергли «инквизиции» партию «ЯБЛОКО» — http://www.yabloko.ru/regnews/Moscow/2013/03/17, 17 марта 2013 г.
32. 25 января 2013 года принят Государственной Думой в первом чтении, 11 июня – во втором и в третьем, с заменой понятия «гомосексуализм» на «нетрадиционные сексуальные отношения».
33. «Если они испугаются, то начнут делать необратимые вещи». Интервью Е. Альбац с В. Ивановым // The New Times. 2012. 14 мая (http://newtimes.ru/articles/detail/51731). Вообще, «протаскиваемый в законодательство» «средневековый закон» — очень частотная тема в блогах и публицистике.
34. http://vicmoc.livejournal.com/177797.html
35. Митрофанов С. Крестовый поход за все хорошее // Полит.ру. 2012. 12 апреля (http://polit.ru/article/2012/04/12/sm120412/).
36. Масюк Е. Там, где православие — это гвоздь, милосердие — это срок… // Новая газета. № 90. 2012. 13 августа (http://www.novayagazeta.ru/society/53933.html).
37. Lenta.ru, 21 июля 2012 г. (http://lenta.ru/columns/2012/07/21/inquisition/).
38. https://www.facebook.com/events/211765378950386
39. Новая газета. № 82. 2012. 25 июня (http://www.novayagazeta.ru/columns/53668.html).
40. http://echo.msk.ru/doc/903154-echo/signatures.html#comments
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gefter.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • varsk
          • домен gefter.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции