html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Яна Франк: «Между художником-суперзвездой и «никем» существует очень много возможностей»

Яна Франк: *«Между художником-суперзвездой и «никем» существует очень много возможностей»*

Игорь Старков

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла новая книга дизайнера, художника и блогера Яны Франк — «Муза, где твои крылья?». Книга адресована тем, кто хочет заниматься творчеством, но не может решиться на это. «Теории и практики» узнали, что мешает людям реализовать свой потенциал, почему это опасно для здоровья и чему не учат начинающих художников в России.

— Ваша новая книга начинается с описания депрессий и причин, которые к ним приводят. Почему даже в развитых странах так много людей чувствуют себя несчастливыми?

— Эта проблема совершенно не новая. И я думаю, что проблем с депрессией во всех странах примерно одинаковое количество. Другой вопрос — как об этом говорят. В Советском союзе ни у кого не было депрессий, потому что существовали психиатрические диагнозы, с которыми люди попадали в психушку. И методы лечения, которые там применялись, часто приводили к полному развалу личности. Об этом ходили легенды и этого боялись. Поэтому никому и в голову не приходило пойти самому к психиатру. В Европе и Америке до недавнего времени тоже считалось стыдным обращаться с психиатрическими проблемами к врачам.

<p>Яна Франк&nbsp;— родилась в&nbsp;1972&nbsp;году в&nbsp;Душанбе в&nbsp;семье художников-графиков. В&nbsp;1990&nbsp;году переехала в&nbsp;Берлин, работала креативным директором. Сформулировала и&nbsp;использует собственную систему организации творческих процессов. Ведет популярный блог, пишет книги о&nbsp;своей профессии, рисует иллюстрации, преподает и&nbsp;занимается искусством.</p>
Я помню в своем детстве огромное количество людей, которые на глазах своих детей годы пролежали лицом к стене. Депрессии были и у членов моей семьи, у членов семей моих друзей. Все это было, просто никто в этом не признавался и не шел лечиться, им просто говорили «чего ты лежишь, давай, соберись и делай». Сейчас тоже есть такая тенденция, когда у человека начинается депрессия, его обвиняют в ленности, говорят, что у него слишком много свободного времени, поэтому он и страдает такими глупостями. Но мы не врачи, чтобы разбираться в том, где кончается обыкновенная лень и нежелание что-то делать и начинается клиническая картина депрессии.

Мне часто пишут люди в мой блог — «Что мне делать? Я копаюсь в себе и мне ничего не хочется. Не то чтобы мне не хочется на работу и не хочется того, что мне навязали. Но даже когда я задаюсь вопросом, чтобы я стал делать, если бы мне разрешили делать все, я понимаю, что мне вообще ничего не хочется». Это, вероятно, уже депрессия. Тем не менее, мы с вами не психиатры, чтобы решать, где эта граница.

— Есть стереотип, что творческие люди больше подвержены депрессиям. Это имеет под собой какие-то основания?

— А кто это — творческие люди? Художники, музыканты? Программист — тоже очень творческая профессия, также как и менеджер серьезных проектов, например. Но если внимательно присматриваться к тому, что в немецком языке называется «сценой», — это огромный пласт так называемых творческих личностей, многие из которых пьют, гуляют, ничего не делают и пребывают в состоянии бесконечной party на протяжении нескольких лет. В 30 лет кто-то спохватывается и становится просто нормальным работником, забыв про творчество. Кто-то начинает относиться к творчеству как профессионал и серьезно заниматься своим делом. А кто-то катится вниз и в 40 лет его можно встретить в таком же состоянии, но уже полностью разбитым, потерянным. Но мне кажется, это никак не связано, хотел ли человек заниматься творчеством или нет. О своих депрессиях мне точно так же пишут люди, владеющие собственным бизнесом, директора, менеджеры ресторанов и так далее. Проблема — универсальная.

— У некоторых людей есть творческий потенциал, но они боятся не преуспеть в той сфере, в которой бы им хотелось. Вы пишете, что эти страхи во многом родом из детства.

— Обычно так складывается, что человек общается и развивается среди себе подобных. Например, люди, которые привыкли работать «на дядю» — знакомятся в фирмах, офисах, создают семьи, общаются с похожими людьми, воспитывают детей и у них вся семья такая до какого-то колена. Они привыкли так жить: ходят на работу, увольняются, ищут другую работу, стремятся доработать до пенсии. Этот сценарий у них на глазах опробовали три поколения и они к этому привыкли. Для них бизнесмены — люди, которые в молодом возрасте заводят свое дело, иногда его разоряют, начинают заново, вкладывают туда все деньги, опять доводят себя до банкротства — для них это далекий мир. Им кажется, что это все ужасно и страшно только потому, что им это незнакомо.

С другой стороны, есть мир бизнесменов — они еще детьми сидят за столом, а их дедушки и бабушки разговаривают, кто кого уволил, у кого фирму перекупили и так далее. У них такая же рутина, только она другая. Эти миры часто не соприкасаются, поэтому они друг друга боятся.

У меня есть читатели, которые пишут, что у них все в семье врачи и они не знают, как живут и зарабатывают художники — абсолютно серьезно. Поэтому они желают своему ребенку такой сценарий, в котором все очень понятно и предсказуемо: сделаешь вот эти шаги и будет тебе 25 лет стажа, пенсия и такие-то последствия. И не надо изобретать велосипед. Другое дело, что они не понимают — изобретать велосипед точно также не надо и в «параллельных мирах», он там давно изобретен. Существуют бизнесы, которые работают с художниками, там тоже есть люди, которые умеют считать, руководить, делать деньги, увеличивать себестоимость, брать на работу новых сотрудников и все остальное. Но многие все еще думают, что художник — это такой человек, который всегда развлекается и просто рисует. Хотя у большинства нормальных художников есть свои агенты, своя ценовая политика, связи с галереями и магазинами, налоговые отчеты каждый год — в общем, все атрибуты нормального бизнеса.

— Интернет повлиял на возможность заниматься творчеством?

— Повлиял и очень сильно. Я знаю художников, которые мало пользуются интернетом, и они страшно отстают. Нужно смотреть, что происходит в мире. Сейчас почти все художники, которые работают в самых разных жанрах, вываливают свои работы в сеть. Это безусловно нужно находить и смотреть — чтобы знать, что происходит у коллег, там очень много интересного. И теперь это все можно видеть, не отходя от монитора.

Это сильно изменило жизнь, например, моей мамы, которой 62 года, она тоже художник. Мама не ездит по всему миру, в отличие от меня, но она с большим интересом впитывает все новые тенденции, находя их в интернете. Я считаю, что это совершенно фантастическая возможность — иметь свой онлайн-магазин и продавать свои работы по всему миру. Еще шесть, семь лет назад это было сложнее делать, не так хорошо работала логистика. Сейчас же довольно легко, сидя в каком-нибудь Берлине, торговать со всем миром.

— Развитые страны в последнее время пытаются усиливать креативную экономику. Про важность самовыражения, творчество больше говорят и пишут. Художники становятся звездами. Это облегчает жизнь людей, которые работают в творческих профессиях?

— Проблема в том, что художники, которые становятся звездами, составляют очень маленький процент. Но между художником-суперзвездой и «никем» существует очень много возможностей. Допустим, в кинематографе можно спокойно называть себя актером, не снявшись ни в одном голливудском фильме, а снимаясь всю жизнь, скажем, в сериалах. Точно также есть и художники, которые, не являясь звездами, продают свои работы, имеют свой бизнес и живут счастливо.

— Со стороны кажется, что это не так уж сложно понять. В чем проблема?

— Проблема в том, что в российских вузах, там, где людей учат быть художниками, не учат жить на это. В Европе, например, студенту со второго курса начинают говорить: это ты продашь, а это нет, тут не мучайся, в этом направлении развивайся. Хороших студентов профессора отводят в галереи, где они начинают выставляться. Это уже прямые заработки. Сначала они выставляются на общей выставке. Если получилось, если что-то продали, следующий шаг — персональная выставка. Таким образом, к концу вуза у них уже есть галерейщик, который два раза в год ждет его персональную выставку. У меня в Германии есть курс, где я со студентами за время обучения зарабатываю деньги. Мы в первый день находим себе заказы, работаем над ними, в конце курса мы получаем за это оплату.

В России этому особо не учат. Поэтому, даже когда человек решил, что будет художником и отучился в вузе — он не знает кого спросить, что делать дальше. А старшие товарищи не делятся опытом, считая, что каждый новый коллега — это конкурент, который пытается оторвать кусок хлеба.

Возможно, потому что в российских вузах у художников мало предметов по маркетингу, связям с общественностью, где объясняют, что здоровому рынку нужна конкурентная среда. Вам будет плохо, если все будут рисовать хуже, чем вы. Вам нужно, чтобы у вас было несколько серьезных конкурентов на вашем уровне, несколько — на вашем уровне, но в другой нише. Должны быть конкуренты, которые слабее вас. И мэтры, до которых вам еще далеко. В Германии студентам объясняют, почему три художника в одном магазине делают больше денег, чем каждый для себя отдельно. Но и себя продвигать их тоже учат.

— В России в начале двухтысячных было модно быть дизайнером. Открылось много факультетов, курсов, школ. Но кажется, это не помогло.

— А где все эти дизайнеры? У меня такое ощущение, что русские дизайнеры или не умеют делать бизнес, или не умеют себя продавать, или у них не хватило энергии доучиться и стать хорошими профессионалами. Мой блог читает в том числе несколько сотен русских дизайнеров. Иногда у меня бывают заказы, которые я публикую там и предлагаю за них взяться. Мне приходит триста портфолио и я не могу выбрать из них даже два. Потому что сильных нет. Я вижу у человека три хороших работы, остальные — какой-то кошмар и ужас. Когда я вижу десять слабых работ и три сильных, я не могу быть уверена, что в итоге заказ сделают хорошо.

— А в чем беда?

— Я не знаю, в чем беда. Наверное, беда в том, что плохо учат. Кстати, половина из них самоучки. Они поверили, что могут стать хорошими дизайнерами, но для этого надо самому сесть и все найти, всему научиться и очень много работать. Постоянно смотреть сайты хороших дизайнеров, пока у тебя не появится понимание, почему это хорошо, а это плохо.

Иногда у них случается проблеск, появляется несколько хороших работ, но они не в состоянии это отстоять. Они не могут найти клиентов, которые платят за хороший дизайн. А находят клиентов, которые платят только за какой-то ужас, и этот ужас множится в портфолио. И получается дизайнер, который теоретически что-то может, но он не может это никому продать. С ним работать страшно, потому что он не может постоять за то, что делает.

В этом смысле я поражаюсь европейским дизайнерам. Например, Фабьен Барраль. Он француз с арабскими корнями. У него в работах сильно чувствуется влияние арабского, очень сильный авторский стиль. И он работает только в этом стиле. И все удивляются — как же так, у него постоянно новые клиенты и все любят этот стиль. Да потому что он отказывается работать с теми, кому его стиль не нравится. И он это пятнадцать лет делает, и находит тех, кто заказывает у него дизайн. Своими работами он гордится, и там есть чем гордиться — они потрясающие. Он знает себе цену и бьется за свой стиль. И формирует себе соответствующее портфолио.

У российских дизайнеров на это часто духу не хватает. Возможно, не хватает финансовой уверенности. В какой-то момент хочется заработать любые деньги, поэтому хватаются за все заказы и не замечают, как они на это потратили все время и некогда стало делать хорошие работы. Но ведь и фабьены баррали не сразу получали нужное количество хороших заказов. Но они все равно как-то бились на них и за свой стиль. И на Западе считается нормальным браться только за то, что ты действительно хочешь положить в свое портфолио и продвигать в жизнь. А если не получается пока никак, то 10 лет работать официантом. Это очень типичная европейская позиция.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

7

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции