html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Докопались до мышей, китайские страхи Сорокина и ФБР на кафедре русской прозы

Писатели эксплуатируют мышей, а в итальянской литературе обнаружена гендерная дискриминация — об этом и многом другом читайте в еженедельном обзоре всего самого интересного в литературном интернете от Льва Оборина.

1. 5 июля не стало Олега Юрьева — одного из лучших русских поэтов, переводчика, эссеиста, прозаика. Последняя его книга эссе и интервью «Неспособность к искажению» вышла в «Издательстве Ивана Лимбаха» совсем недавно. Пока что о постигшем нас несчастье сказано мало; на сайте «НЛО» (где тоже издавалось несколько книг Юрьева) о поэте пишет Александр Скидан: «Олег Юрьев обладал невероятным поэтическим слухом. Поздние его стихи — абсолютные шедевры, материя языка в них истончается до предсмертного (посмертного?) каркаса русской просодии. Акустическое устройство их таково, что улавливает тончайшие вибрации разговорной ленинградской некнижной речи, собирая ее в единый светоносный пучок». Здесь же цитируются стихи из «Петербургских кладбищ», одной из последних поэтических публикаций Юрьева. Процитируем их и мы:

***
где белые и красные стволы
колоннами бегут вдоль треугольных просек
накрыты круглые столы
для синих птиц нагнувших желтый носик

и я и я бы тронулся туда
где свет искрится тени завивая
но нету сил для смертного труда
и поезд едет мимо завывая

2. В «Неприкосновенном запасе» Кирилл Кобрин и Виктор Пивоваров разговаривают о Китае — об образах Китая в искусстве, об осмыслении Востока художниками и писателями концептуалистской школы. Это непринужденный и притом глубокий разговор, касающийся, как и подобает интересному разговору, других предметов, кроме основного. Вот, например, Пивоваров сравнивает себя с Ван Вэем и Уильямом Блейком — и переходит к материальной стороне искусства: «Увы, что касается ремесла… оно самое слабое место московского концептуального искусства, и мое в частности. Ремесло, которым я владею, просто пещерное. Я очень хорошо представляю себе того же китайского мастера, который сам готовил тушь, выбирал особую бумагу... <…> Или изготовление бумаги… Примерно так, как изготовляется скрипка, когда дерево должно быть не просто особой породы, оно должно расти из определенной земли, в особом месте, с особым освещением и прочее. Ничего такого, конечно, в нашем московском кругу не было. Мы были добросовестные, конечно, поскольку все мы получили художественное образование. Но сами материалы, которыми мы пользовались, чудовищны, они не выдержат и ста лет, все это развалится к чертовой матери, вся эта бумага сгниет, ее сожрут всякие насекомые». Кроме того: сходство Игоря Холина с буддистским ламой, пепперштейновская концепция Шизокитая, зависимость Сорокина от идеи «желтой угрозы».

3. На «Кольте» — интервью с поэтом и главредом «Дружбы народов» Сергеем Надеевым, который был литературным секретарем Эммы Герштейн в последние годы ее жизни. Общение с Герштейн, пристрастной мемуаристкой и собеседницей великих поэтов, заслонило в памяти Надеева многие бытовые подробности ее жизни («Только и осталось: стол в завалах рукописей и книг да пишущая машинка в комнате небольшой квартирки в писательском доме на „Аэропорте”. Рассыпающаяся, замусоленная, заученная наизусть книжка „Дневников” Ахматовой в руках, Лукницкий…»), зато сохранило ее рассказы — например, о сотрудничестве и дружбе с Чуковскими и о личных, семейных историях. Неопубликованные рукописи, оставшиеся после смерти Герштейн, исчезли (знаменательно, что родственники спрятали их по наущению Владимира Глоцера, который долгие годы не позволял издавать стихи Введенского, объясняя это заботой о его наследниках) — впрочем, по мнению Надеева, важных текстов среди этих рукописей не было.

4. В конце июня умер прекрасный художник-комиксист и замечательный человек Хихус. На сайте «Год литературы» о нем вспоминает коллега Алексей Иорш: «Пашка обладал удивительным свойством понимать, принимать людей, присоединять к своему карассу. Удивительно эмпатичный. Идеальный хиппи, но без этой вот лени и пофигизма. Каждая „КомМиссия” для него была страшным испытанием на прочность, ведь львиную часть работы тянул он сам. Я ему говорил: „Ну пусть кто-то еще хоть поверстает” — он: „Я не могу, опять налажают, переделывай потом…”» «КомМиссия» — фестиваль рисованных историй, организованный Хихусом: именно он стал предвестием появления в России индустрии комиксов — сейчас у фестиваля международный статус.

5. В издательстве «Циолковского» вышло собрание сочинений Василиска Гнедова — поэта-эгофутуриста, автора книги «Смерть искусству», которую завершает «Поэма конца» — чистый лист, не содержащий текста. Гнедов, доживший до конца 1970-х, не всегда был таким радикалом, и собрание его произведений способно много раз удивить. На «Радио Свобода» о книге пишет Константин Львов. Он пересказывает биографию Гнедова, который после 1918 года был фигурой совершенно теневой; в эту биографию уместились, в частности, арест и (якобы) сотрудничество с МГБ. Был здесь и поэтический портрет Сталина — «Сидят на шапке его страусы / В глазах жестокости циклон / И он идет задрав усы / Пред ним трепещет строй колонн…» (тут можно вспомнить другую издевательскую оду Сталину, написанную Марком Тарловским, — о ней Михаил Гаспаров говорил: «Вот истинная преданность поэзии: ради красного словца он не пощадил не то что родного отца, но и себя, потому что не мог не понимать, что хотя бы от 10-й строфы уже вела прямая дорога к стенке»). И в то же время Гнедов создавал «верноподданнический цикл „365 стихотворений о Ленине”». Цикл в книгу не входит — его уничтожил Николай Харджиев. В последние годы жизни Гнедов — один из самых интересных русских поэтов-примитивистов. «Я на своих харчах / Приехал сюда из Херсона / И потому не зачах / Никакого не надо гарсона / Сам беру салфетку / Стол — полный перрон / Проживу столетку /А потом Харон». Почти прожил.

6. «Афиша» попросила троих современных поэтов рассказать о собственных стихах. Если поэт способен показать свою кухню, это всегда ценно и интересно; каждый такой рассказ (даже если в его основе, как у Андрея Гришаева, пари с другим автором; даже если, как у Оксаны Васякиной, демонстрируются все детали головоломки) отрицает заданность поэтического письма: «Я начала писать про художницу, а потом все зачеркнула и написала этот текст». По словам Марии Галиной, «это спонтанный процесс, в котором мало рацио, поэтому более подробно объяснить невозможно». Может быть, разочаровывающий для читателя, но совершенно понятный вывод.

7. «Лабиринт» публикует интервью Афанасия Мамедова с режиссером Олегом Дорманом («Подстрочник», «Нота»): издан его новый перевод — книга Пола Гэллико «Снежинка». Ранее выходили две книги Гэллико в переводе Дормана. По словам режиссера, он хотел, чтобы рассказ «Верна» прочли его «друзья, не владеющие английским, и все хорошие люди», а за «Белую гусыню» взялся «потому, что мне очень хотелось выманить Романа Рудницкого к публике, поделиться с людьми восторгом от того, что есть на свете такой художник»: Рудницкий, считает Дорман, достоин иллюстрировать «Данте, Бродского, Библию». Кроме Гэллико, разговор идет о Вуди Аллене, над чьими книгами Дорман тоже работал, и о лучших современных переводчицах — Наталье Мавлевич, Ксении Старосельской, Елене Баевской.

8. Энн Тайлер редко общается с прессой (потому что наутро после интервью ощущает раздражение), поэтому на ее разговор с The New York Times стоит обратить внимание. «Я всегда говорю, что над романом надо работать так: когда пишешь первые 83 черновых варианта, нужно представлять себе, что никто никогда не будет это читать». 10 июля выходит ее 22-й роман; она по-прежнему сначала пишет от руки и только полностью нравящийся ей текст забивает в компьютер (а потом распечатывает, снова переписывает от руки и наговаривает на диктофон). «Результат — стиль, который она скромно называет отсутствием стиля, но на самом деле спутать его ни с чем невозможно: прозрачный, чуткий ко всем нюансам того, что только кажется рутиной».

Тайлер вспоминает свое детство: «Я помню себя в семь лет: тогда я принимала важные решения о том, каким буду человеком. В этом же возрасте я поняла, что однажды умру, и решила, что не могу верить в Бога. Я никогда уже не была такой умной, как в семь лет». В детстве она много читала — классику от «Юлия Цезаря» до «Сайласа Марнера» — и понимала, что писать так не сможет, потому и не мечтала о литературе. Переубедила ее проза Юдоры Уэлти: та писала об обычных людях, таких же, с какими 14-летняя Тайлер собирала табак. «Я сказала себе: она пишет о моей жизни, о людях, которых я знаю, — и это никакой не Шекспир».

В университете Тайлер изучала русский — просто чтобы полностью отличаться от своих родителей, а еще ей нравилось, что к главе русской кафедры приставлен целый агент ФБР. Очень многое в жизни писательницы было незапланированным — в том числе переезд в Балтимор, где она живет до сих пор и о котором неизменно пишет. «Поклонники Тайлер будут рады узнать, что ее новый роман не станет исключением, — говорит автор материала Чарльз Макграт. — Это почти что энциклопедия знакомых приемов и ситуаций Тайлер. В основном действие происходит в Балтиморе, хотя главный герой и не оттуда. Есть мать со странностями и не ладящие с семьей братья и сестры… есть брак, в котором супруги, кажется, намеренно друг друга не понимают… и, конечно, Тайлер вновь исследует, что вообще значит быть частью семьи». «Каждый раз, начиная новую книгу, я думаю, что эта-то уж будет непохожа на другие, и каждый раз ошибаюсь», — шутит писательница.

9. На прошлой неделе вручалась самая престижная италянская литературная премия «Стрега». Жеанн Боннер написала для Lithub статью о гендерном перекосе в институции: за 71 год существования премию получили только 10 женщин, и последний такой случай был целых 14 лет назад. Боннер называет достойных награды: кроме Элены Ферранте, это итальяноязычная швейцарка Флёр Йегги, Донателло ди Петрантонио, Романа Петри и ещё несколько писательниц. В этом году в шорт-лист «Стреги» попали три женщины: Хелена Янечек, Сандра Петриньяни и Лия Леви. Боннер рассказывает, что женщинам в Италии исторически было сложно сделать литературную карьеру — в критических кругах (по преимуществу мужских) живет миф о сентиментальности женской прозы. Ожидания Боннер сбылись: премию получила Янечек. Ее роман «Девушка с „лейкой”» посвящен Герде Таро — первой военной фотожурналистке и подруге Роберта Капы, погибшей на Гражданской войне в Испании. Янечек утверждает, что нимало не похожа на свою героиню: «Было замечательно проверить себя, взяв другую фигуру. Она была храброй с рождения, а я училась храбрости. И моя героиня помогала мне все шесть лет, что я писала эту книгу». Писательница надеется, что следующей «Стреги» для женщины не придется ждать пятнадцать лет.

10. Bustle разбирается с тем, почему в детских книгах так много героев-мышей. Особенно отчетлива мышиная тенденция в 1990-е, когда количество грызунов «было сопоставимо только с количеством мультсериалов про уток на канале Disney». Странно, пишет автор статьи Шарлотта Элин: ведь дети, хотя обычно не имеют ничего против мышей, не увлекаются ими, как динозаврами. Элин приводит небольшую классификацию мышей-героев и ссылается на филолога Маргарет Блунт, которая написала книгу о животных в детской литературе. По Блунт, мыши нравятся детям потому, что они маленькие, пушистые и хорошо умеют прятаться, а еще они храбры, потому что не боятся жить рядом с человеком. Дети, которым часто бывает страшно в огромном мире взрослых, соотносят себя с такими персонажами и воображают крохотные мышиные домики, обставленные в точности как человеческие жилища. Несколько классических мышиных книг — «Стюарт Литтл» Э. Б. Уайта, «Мышь и мотоцикл» Беверли Клири, «Если дашь мышонку печенье» Лоры Нумерофф, «Остров Абеля» Уильяма Стайга — и, кстати, «Мэнксмаус» Пола Гэллико.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gorky.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gorky.media
          • литература
          • стихи
          • ахматова
          • писатель
          • домен gorky.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции