html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Кадры решают всё: группа компаний IBS создала для Минобрнауки экспертно-аналитическую систему прогнозирования потребности в профессиональных кадрах, что может поставить финансирование образования на научную основу

Автор: Михаил Ваннах 07 августа 2013

Понятие человеческого капитала прочно ассоциируется с постиндустриальным капитализмом. Ну, вот в седьмой книжке «Вопросов экономики» за 2012 год мы находим статью ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ профессора В.Мау «Человеческий капитал: вызовы для России». Нечто такое, вполне современное. Лежащее где-то между «мягкой силой» и «управляемым хаосом». Старательно подсчитываемое по странам экономистами Всемирного банка и соотносимое с ВВП на душу населения.

ВВП на душу населения по оценкам Всемирного банка

ВВП на душу населения по оценкам Всемирного банка

Но выясняется, что понятие это весьма старо. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, выступая 4 мая 1935 года в Кремлёвском дворце перед выпускниками военных академий РККА произнёс «Самый ценный капитал — это люди». Впрочем, тут он вполне следовал Карлу Марксу, употребившему human capital еще в работе «The Emancipation Question», впервые опубликованной в New-York Daily Tribune ещё 17 и 22 января 1859. И тогда же генсек произнес ещё одну знаменитую фразу – «Кадры решают всё!». Мгновенно подхваченную советской пропагандой.

Плакат Г.Клуциса 1935 года

Плакат Г.Клуциса 1935 года

А в 1992 году Нобелевскую премию по экономии получил Гэри Стэнли Бэккер, автор изданной в 1964 году монографии Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. Польза образования окончательно нашла своё количественное выражение и заняла подобающее место в экономическом анализе.

Гэри С.Бэккер

Гэри С.Бэккер

Ну, в современном постиндустриальном обществе, когда массовый человек ценен в первую очередь как потребитель (и изредка – как лояльный избиратель) эксперты Всемирного банка включают в человеческий капитал и потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, равно как и расходы государства на эти нужды… Но мы ограничимся сейчас более старой, традиционной ещё для индустриального общества, частью человеческого капитала – совокупностью навыков, способностей и знаний, используемых в повседневной жизни общества, в первую очередь – трудовых.

Россия в ОЭСР не входит, но статистикой рассматривается внимательно

Россия в ОЭСР не входит, но статистикой рассматривается внимательно

Что же их характеризует? Ну, в первую очередь – образование. В докладе «Взгляд на образование — 2012», подготовленном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приведена масса интереснейших фактов относительно влияния образования на жизнь общества и отдельного человека. Ну, начнём с самого важного, с денег. Так в среднем жители стран ОЭСР с высшим образованием получают на 55% больше, чем жители стран ОЭСР со средним или средним профессиональным образованием. И с течением времени польза образования растёт – мужчины с высшим образованием в возрасте 25 – 64 лет зарабатывали на 67% больше в 2010 году по сравнению с мужчинами того же возраста со средним специальным образованием; в 2008 году это различие составляло 54%! Для людей с высшим образованием возраст «не бага, но фича», уровень зарплат людей с высшим образованием возрастает с возрастом. Молодые люди в возрасте 25 – 34 лет с высшим образованием зарабатывают на 37% больше людей того же возраста со средним образованием; работники в возрасте 45 – 54 лет с высшим образованием в среднем получают в два раза больше людей с незаконченным средним образованием; в то же время люди в возрасте 55-64 года с высшим образованием зарабатывают на 69% больше, чем люди того же возраста со средним образованием.
И высокая научная квалификация – вещь сугубо практичная; в Бразилии, Германии, Греции, Ирландии, Польше, Словакии, США, Франции и Чехии мужчины с университетской степенью или степенью доктора наук зарабатывают на 80% больше мужчин со средним образованием. Да и спрос на квалифицированных работников куда более стабилен – в 2010 году уровень безработицы мужчин с высшим образованием был приблизительно на треть ниже уровня безработицы мужчин со средним специальным образованием. Для женщин он был меньше на 40%.
Ну и общество в целом зависит именно от труда образованных людей – за последнее десятилетие рост ВВП стран ОЭСР (более 50%) связан с трудовыми доходами людей с высшим образованием. И есть в отчёте этом ещё и цифры, от которых придут в негодование пламенные поклонники политкорректности и мультикультурализма – «В среднем результаты теста PISA на 40 баллов ниже у детей мигрантов, по сравнению с результатами детей, являющимися коренными гражданами стран ОЭСР».
Ну а какая же страна лидирует в списке наиболее образованных? Так это – Россия! 55% людей в возрасте от 25 до 34 лет имеют высшее образование! (В соседях – Канада и Республика Корея…) Так что казалось бы именно нашу страну ждёт самое светлое постиндустриальное будущее… Но в реальности дело обстоит совсем не так – вспомним картинку с ВВП на голову народонаселения, которой мы открыли статью. Или посмотрим на публикацию «Ведомостей» – «Россияне много работают, мало зарабатывают и рано умирают, так и не успев насладиться жизнью, ставит диагноз ОЭСР»… Чистый доход домохозяйства после уплаты налогов — $15 286 против $23 047 в странах ОЭСР. При этом работают россияне больше (1981 час в год против 1776 часов) и ещё более образованные. Так в чём же дело?

По графику из «Ведомостей» мы не слишком счастливы…

По графику из «Ведомостей» мы не слишком счастливы…

А одна из причин в том, что структура образования в нашей стране далека от оптимальной. Поглядите на вакансии в Центре занятости вашего региона, и посмотрите на специальности тех, кто ищет в нём же работу… Перекос вы увидите сразу. А ведь на бюджетное образование тратятся наши с вами деньги, наши налоги – других денег у государства нет в принципе. И деньги эти – как и любые инвестиции – должны приносить отдачу. И вот сделан очень важный шаг к тому, чтобы эту отдачу начать повышать. Группой компаний IBS, широко известным разработчиком программного обеспечения, создана экспертно-аналитическая система прогнозирования потребности в профессиональных кадрах. Проект осуществлялся по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и передан заказчику.
Основой распределения средств, выделяемых государственным бюджетом на высшее образование, являются контрольные цифры приёма, утверждаемые Минобрнауки и распределяемые по ВУЗам и специальностям. Именно они определяют то, сколько специалистов выйдет в свет через четыре-шесть лет. И специалисты эти должны (в идеале) оказаться востребованными, причём максимально близко к полученной специальности. Они должны получить приличную зарплату (основу национального богатства) и трудится с высокой производительностью (иначе зарплатам взяться неоткуда). Причём – решать то, какие специальности потребуются спустя годы, нужно уже сейчас…
Так что потребовался инструмент, позволяющий с некоторой точностью заглянуть в будущее. И в качестве него была (вполне обоснованно!) выбрана экспертная система. Состоящая из 83 динамических моделей социально-экономического развития регионов России. Учитывающая ограничения, наложенные демографической ситуацией. Собирающая региональные данные в общегосударственную модель. По которой в рамках сценариев (базового, оптимистического, консервативного) рассчитываются различные варианты развития, на основе которых Минобрнауки и будет формировать контрольные цифры (на основании которых пойдёт и распределение бюджетных денег, и приём студентов на вожделенные родителями и детьми «бюджетные места»). Система реализована в AnyLogic, современной среде делового имитационного моделирования, разработанной отечественной компанией The AnyLogic Company. И – уже была опробована в процессе формирования контрольных цифр приема для 2012-2013 учебного года.

В среде AnyLogic можно моделировать разное…

В среде AnyLogic можно моделировать разное…

Событие это весьма важно. Дело в том, что на полноценную научную основу ставится развитие ключевого элемента развития и общества, и человека – образования. Правда, не надо ждать от инструмента (хоть и полезного!) чудес. Вышеупомянутые родители ведь, как написано выше, периодически являются избирателями. И очень жаждут того, чтобы деточка, вне зависимости от способностей и трудолюбия, обучалась (желательно – на халяву…) чему либо престижному и высокооплачиваемому… И политики – до каких-то пределов – готовы этому потакать. Но – реальные цифры всё равно будут попадать в оборот. Всё равно оказывать влияние и на действия чиновников и на общественное сознание. (Бабулька-избирательница, поставленная перед выбором, явно предпочтёт возможность получения пенсии сегодня бюджетному обучению внучки завтра…) То есть то, что когда-то начиналось с университетских изысканий Форрестера по «Мировой динамике» теперь уже становится инструментом реального государственного управления…

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с computerra.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • computerra.ru
          • домен computerra.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции