html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Эксперт: российские коллекционеры боятся страховать свои арт-собрания

Начальник отдела страхования культурных ценностей Штаб-квартиры ОАО "АльфаСтрахование" Андрей Куча рассказал РИА Новости, с чем связан рост интереса к страхованию искусства, почему российские коллекционеры все еще боятся страховать свои коллекции, и как защититься от ошибки эксперта.
Начальник отдела страхования культурных ценностей Штаб-квартиры ОАО АльфаСтрахование Андрей Куча

© Фото: предоставлено пресс-службой ОАО "АльфаСтрахование"

Начальник отдела страхования культурных ценностей Штаб-квартиры ОАО "АльфаСтрахование" Андрей Куча рассказал РИА Новости, с чем связан рост интереса к страхованию искусства, почему российские коллекционеры все еще боятся страховать свои коллекции, и как защититься от ошибки эксперта. Беседовала Мария Ганиянц.

- Кто и в каких случаях страхует произведения искусства?

— Искусство страхуют музеи и частные лица при передаче на выставки для экспонирования, перевозке. Иногда коллекционеры страхуют свои стационарные собрания.

У нас государственные структуры — музеи — не страхуют свои коллекции, если они хранятся в фондах, а не перемещаются по выставкам. За границей, впрочем, государственные музеи тоже редко страхуют свои собрания. Я знаю лишь несколько музеев, решивших застраховать свои коллекции. Например, Музей Родена в Париже частично застраховал свои собрания. Насколько помню, застрахован и Музей группы "Мост" (художников, входивших в группу Die Brücke, называют основоположниками немецкого экспрессионизма — РИА Новости) в Берлине. Но страховка музейных фондов, повторюсь, редкая практика. Вот коллекция Лувра целиком не застрахована, лишь некоторые произведения.

- Можете оценить объем рынка страхования искусства в России?

— Годовой объем рынка — это совокупный сбор премий за календарный год. Его не надо путать с совокупной стоимостью застрахованных произведений, так как одно и то же произведение искусства может в течение года страховаться несколько раз. Так вот, инструмента или статистических данных для точной оценки объема российского рынка страхования предметов искусства не существует.

Мы считаем достоверной цифру 15-20 миллионов долларов. Это очень скромные цифры — гросс-премия, например, на лондонском рынке на порядок выше.

Чаще всего предметы искусства страхуют музеи, компании, организующие выставки, и транспортные компании, осуществляющие перевозку. Премии, поступающие от физических лиц, на сегодня составляют примерно треть всех сборов, и эта доля растет год от года. Чаще всего в России частные лица страхуют произведения русского авангарда, шестидесятников, иконы. Самые дорогие произведения — это, конечно, авангард.

- Значит, в России стали чаще страховать искусство?

— Да. Мы оценивали рост страхования искусства примерно в 20% в год — это без учета текущего года, эти темпы опережают рост рынка страхования в целом.

На мой взгляд, рост связан и с увеличением оборота произведений искусства — активизируется арт-рынок, и цены на искусство тоже растут.

Но сейчас мы замечаем небольшое падение сборов, которое является отражением обратных трендов на рынке.

- Как оценивается стоимость произведения искусства?

В отношении произведений искусства точных оценок нет, в отличие, например, от объектов недвижимости. Как правило, нам предоставляются письма лиц, являющихся специалистами-искусствоведами, которые к тому же знакомы с состоянием арт-рынка. Эти письма мы принимаем в качестве рекомендации, косвенно подтверждающей обоснованность заявленной клиентом стоимости арт-объекта.

Намного реже клиенты приходят с готовыми заключениями об оценке от сертифицированных оценщиков. На практике же страховая сумма, в пределах которой будет выплачиваться возмещение, устанавливается по договоренности сторон.

В зависимости от понимания этого клиент приходит либо готовым, либо не готовым аргументировать свое видение стоимости. Мы не являемся оценщиками, но поскольку мы "в рынке" и имеем обзорное представление, то либо согласовываем заявленную сумму, либо предлагаем изыскать способы ее подтверждения третьими лицами.

- А как часто частные лица предъявляют документы, например чеки из галерей или инвойсы аукционов, которые могут подтвердить стоимость конкретной вещи?

— Крайне редко. Не чаще, чем в 10% от общего числа обращений.

- Недавнее расформирование ЗПИФ ХЦ "Собрание. ФотоЭффект" заставило участников рынка усомниться в правильности оценки собрания, так как при закрытии фонда его коллекция "стоимостью в полмиллиарда долларов" подешевела более чем в 100 раз.

— Очевидно, в какой-то момент оценка была осуществлена неправильно, активы были взгреты.

- Разве могут профессиональные оценщики настолько ошибаться?

— Вы хотите, чтобы я произнес слово "умысел"?! Но надо помнить, что оценка — это всего лишь ориентир, и в своих отчетах оценщики пишут, что не гарантируют того, что вещь или актив будет отчуждена ровно за ту сумму, которую они указали. Это нормальное ограничение ответственности. Никто не может прозревать будущее: фактическая цена реализации зависит от множества рыночных факторов, в том числе случайных, непредсказуемых.

- Многие коллекционеры признавались в частной беседе, что не хотят страховать свои собрания, опасаясь того, что информация о них может попасть и в налоговую, и в криминальные структуры.

— Действительно, владельцы частных собраний опасаются страховать свои коллекции. Данные в налоговую мы не предоставляем, и информацию о застрахованных оберегаем тщательно — персонал у нас не болтливый и осознающий ответственность.

Думаю, что подобные опасения коллекционеров — это отражение уровня доверия людей друг к другу в нашем обществе в целом.

- Как обстоят дела с банковскими коллекциями в России, они застрахованы?

Насколько я знаю, последовательным коллекционированием в России не занимается ни один банк. Все коллекции, которые были у "Инком-банка" или "Банка Москвы", существовали в "автономном" режиме, и сам банк не занимался их управлением.

Банки собирают искусство из соображений улучшения имиджа, поднятия престижа. Маркетинговая составляющая здесь также важна: в конце концов, банк — институциональный инвестор и вправе инвестировать в то, во что считает допустимым и выгодным.

- Насколько хорошо поставлена экспертиза? Я могу у вас, скажем, застраховать фальшивого Рубенса, с которым потом, к примеру, что- то случится, а я получу страховку?

— Маловероятно. Просто, если речь идет об очень дорогих вещах или уникальных, то мы требуем подтверждения независимой экспертизы. Мы обращаемся к сторонним экспертам, которые проводят все необходимые исследования, и окончательное решение принимается консилиумом. Ошибки, конечно, могут быть, но такое примитивное мошенничество — исключено.

- На Западе существует страхование владельца от ошибки эксперта. В России есть что-то подобное?

— Услуга страхования профессиональной ответственности экспертов-искусствоведов на Западе существует, но распространена не сильно. У нас в стране такие услуги страховыми компаниями не предоставляются, т. к. не существует стандартизированной и общепризнанной процедуры, закономерным результатом осуществления которой были бы достоверные выводы о подлинности.

- Как вы оцениваете перспективы инвестиций в искусство?

— Как показывает практика, инвестиции в искусство могут принести прибыль только в долгосрочной перспективе — где-то 20-40 лет. Окупятся ли они за короткие сроки — сказать сложно. Мы смотрели на рынок в 2008 году и были уверены, что он разогрет, расти дальше было уже сложно. Но рынок не остановился, а почти рухнул, причем не из-за ситуации на самом арт-рынке, он просто последовал за остальной экономикой.

Напомню, что профессиональных управляющих арт-портфелями 50 лет назад не существовало, но коллекции, которые были собраны "любителями" (с сегодняшней точки зрения), дали наибольший рост.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с ria.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • ria.ru
          • домен ria.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции