html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«За всеми решениями есть скрытая повестка дня»: как соотносятся идеология и архитектура

Архитекторы из мексиканского исследовательского центра Supersudaca уже давно интересуются тем, что стоит за привычными взглядами и как образование заставляет нас считать простыми и понятными вещи, которые на самом деле устроены гораздо сложнее. В начале июля на «Стрелке» Стефан Дамсин, Феликс Мадрацо и Макс Зольквер вместе с Арсением Хитровым, доцентом кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ, провели воркшоп «Мозговой штурм или штурм мозга», посвященный идеологиям и их роли в образовании и работе архитекторов. После воркшопа архитектурный журналист Александр Острогорский встретился с ними и поговорил о промывании мозгов и борьбе с ним.

Александр Острогорский: Разве есть вообще такая проблема сегодня — борьба с идеологией? Ведь сейчас все точки зрения могут сосуществовать, в западном мире царит полная свобода слова, никто никому ничего не запрещает ни говорить, ни думать.

Макс Зольквер: Мы не ставили перед собой цель что-то ниспровергать, бороться против идеологий. Но мы предложили участникам воркшопа, например, представить себе идеального учителя. И мы предложили им задуматься — почему он так привлекателен, почему они прислушиваются к нему больше, чем к остальным? Тогда становится видно, что за всем стоит какая-то идеология. И задача не в том, чтобы бороться с ней, а в том, чтобы осознать ее.

Стефан Дамсин: В ситуации, о которой вы говорите, люди часто чувствуют себя растерянными, они ищут — на кого бы опереться, кому бы довериться. С одной стороны, это чувство растерянности вызывает дискомфорт, с другой — не опасно ли полагаться на чье-то чужое мнение?

Арсений Хитров: В критическом отношении к действительности уже есть и свои паттерны, правила, схемы. И мы хотели предложить студентам в свою очередь критически отнестись к этим паттернам.

Феликс Мадрацо: Это самое важное для нас — критика критического мышления. Чтобы не быть в плену клише, которые на самом деле скрывают от нас возможность независимого мышления.

Макс Зольквер: Для этого сначала надо отказаться от исходных гипотез, что не всегда возможно. Но по крайней мере нужно не стараться доказать любой ценой их верность, а постараться провести собственное исследование.

Александр Острогорский: О каких паттернах критического отношения к действительности мы говорим?

Арсений Хитров: Одна из них идет от Фрейда — сексуальное желание как основная мотивация для всего, что делает человек. Есть марксистская схема, в которой люди — это члены различных групп, которые борются за ресурсы и влияние, и классовое сознание определяет все, во что они верят и что делают. Есть Ницше с его «волей к власти». И так далее.

«Нужно преодолеть разобщенность, границы внутри профессии — эти строят для богатых, эти для бедных, этот модернист, а тот — классик. Может быть, надо вернуться к временам Ренессанса, универсальности — тогда архитектура сможет активно формировать повестку дня сама, а не только следовать за чужой».

Александр Острогорский: Все это уже хорошо известные модели критического мышления. Как вы с ними работали на воркшопе?

Макс Зольквер: У нас было несколько тем, которые мы предлагали участникам, все эти темы были связаны друг с другом — «идеология», «наивность», «мессианизм», «парадигмы». Мы начинали каждую тему с небольшого введения, а потом предлагали студентам упражнения.

Феликс Мадрацо: Упражнения помогали связать эти темы с современностью. Например, что такое парадигма сегодня — устойчивое развитие? Борьба с глобальным потеплением? Что создает сегодня схемы, направления, по которым мыслят люди во всем мире?

Макс Зольквер: В одном из упражнений, например, мы предложили участникам воркшопа представить себя членом жюри Притцкеровской премии, самой важной в архитектурном мире. Кому они захотят дать премию и почему? Отсюда можно начинать разговор о том, как мы создаем для себя героев и почему. И как, в свою очередь, появились герои, которыми все восхищаются сейчас.

Феликс Мадрацо: Нас больше интересует человек, который дает премию, чем человек, который ее получает.

Арсений Хитров: Потому за всеми решениями есть скрытая повестка дня. Ведь не только человек получает приз, но и с помощью приза организация продвигает свои идеи и идеалы. Вот другое упражнение, которое мы предлагали: в прошлом люди по-разному относились к другим — рабство тому пример, и это считалось нормой тогда, а сегодня вызывает у нас отвращение и удивление. Мы предложили студентам представить себе, что они перенеслись на 30 лет вперед, и подумать, что у них вызывало бы такой же ужас или удивление в сегодняшнем обществе.

Александр Острогорский: И что же они выбрали?

Феликс Мадрацо: Например, интернет и мобильные телефоны. Посмотрите — сейчас в метро все с мобильниками. А через какое-то время это будет выглядеть смешно.

Макс Зольквер: Можно подумать, что есть какой-то план, что всех просто заставили пользоваться ими.

Феликс Мадрацо: Как и интернет — все пользуются почтой Gmail и видео-сервисом YouTube, которые бесплатны. Но, как мы говорим, за все приходится платить, особенно за бесплатное.

Александр Острогорский: Хорошо, если такими вопросами задаются люди образованные, опытные, но молодых это уже может сбить с толку.

Феликс Мадрацо: Молодых людей часто считают слишком наивными, чтобы говорить о политике и сексе — мол, они ничего не знают. Но на самом деле, в этом возрасте вы уже отлично соображаете, даже если не знаете, кто такой Маркс или Фрейд. Вот почему революции делаются молодыми людьми — у них есть интуиция. Они хорошо понимают, что такое несправедливость.

Стефан Дамсин: Когда вы заканчиваете школу, у вас есть за плечами 17 лет постоянного обучения, регулярного образования, которое закладывает в вас определенные концепции и суждения. В университете вас ждет еще больше знаний, к чему вы не очень готовы, и это фрустрирует больше. Может быть, перед университетом можно что-то сделать, чтобы более критично относиться к тому, что в нем происходит.

Александр Острогорский: С какими концепциями, которые мешают независимо мыслить, приходится сталкиваться в Мексике?

Феликс Мадрацо: В Мексике это католицизм, это самая сильная доктрина, которая влияет на все, что вы делаете.

Макс Зольквер: Даже на то, как вы ходите в туалет!


Воркшоп «Мозговой штурм или штурм мозга».



Воркшоп «Мозговой штурм или штурм мозга».

Воркшоп «Мозговой штурм или штурм мозга».


Воркшоп «Мозговой штурм или штурм мозга».

Воркшоп «Мозговой штурм или штурм мозга».

Воркшоп «Мозговой штурм или штурм мозга».

Воркшоп «Мозговой штурм или штурм мозга».
Воркшоп «Мозговой штурм или штурм мозга».

Феликс Мадрацо: Или, например, на то, как устроены представления о героях. Ватикан недавно призвал считать супергероев из комиксов вполне соответствующим религиозным представлениям. Ведь они сражаются за то, чтобы в мире было хорошо, они будут наказаны плохими парнями, но в конце они победят.

Стефан Дамсин: С другой стороны, мы пережили период диктатуры, которая была очень тесно связана с церковью, и мы симпатизируем левым идеям. А вы здесь от социализма шарахаетесь, потому что у вас был СССР. То есть вопрос не в том, что идеологии бывают хорошие или плохие, а в контексте.

Феликс Мадрацо: Например, недавно моя знакомая предлагала мне прочитать «Источник» Айн Рэнд и говорила, что эта книга поддерживает католические ценности, что далеко от реальности. Но эта книга противостоит социализму, коллективизму и становится католической, потому что католическая церковь поддерживала власть, которая боролась с левыми идеями.

Александр Острогорский: Арсений, а с какими идеологическими проблемами сейчас приходится разбираться в России?

Арсений Хитров: Вопрос в том, что такое «сейчас» — это пространство, которое тоже требует определения. Если мы говорим о последних двух-трех десятилетиях, то в них произошло много интересного, но вот наш язык не готов к тому, чтобы об этом говорить. Возьмем, к примеру, слово «советский» — только в некоторых случаях это определение относится действительно к чему-то, что происходило в Советском Союзе. Вокруг нас как будто много ответов, но мы не можем правильно сформулировать вопрос. А в российском образовании доминируют идеалы энциклопедического знания, всезнания — как внутри одной профессии, так и универсальной осведомленности. Но это не вполне соответствует информационной ситуации сегодня, когда мы все сведения можем получить, просто кликнув мышкой. Есть представление, что нужно достигнуть определенного возраста, в котором вы будете иметь право высказывать суждения: например, после защиты диплома. Но после четырех-пяти лет усвоения знаний — ты уже неспособен высказывать суждения.

Феликс Мадрацо: Это похоже на процесс одомашнивания, приручения. Он начинается в 4 года, а к 26 вы уже совсем ручной.

Стефан Дамсин: Но для этого нужно контролировать всю информацию, а сейчас это уже невозможно. Инфантилизация, привычка считать молодых людей неспособными к самостоятельному мышлению — это неправильно.

Макс Зольквер: Есть много способов устанавливать общую повестку дня для всех — религия, политика, общие ценности. И это само по себе полезно. Но нужно искать баланс, чтобы оставалась возможность задавать острые вопросы. Например, Стефан однажды сказал, что не верит в права человека — мы чуть не убили его!

Стефан Дамсин: Я за права человека, конечно. Но вот вопрос: как появилась концепция прав человека? Они пришла из Европы. После того как европейцы разорили все остальные страны, они принялись убивать друг друга, и пришли в ужас от этого! Тогда появилась концепция прав человека, которая теперь используется, чтобы контролировать периферийные страны.

Арсений Хитров: Но кто решает, какие страны относятся к периферии? Это тоже вопрос парадигмы, того, кто и как рисует карту мира? Если мы посмотрим на карту России, то наша страна будет в центре. Но в США карта выглядит иначе. Вот другой пример: попытка измерения качества научных исследований количеством цитат. Вы цитируете чужие статьи, другие авторы цитируют вас. Чем больше цитат, тем лучше ваша работа — если внутри этой системы. Но есть исследователи и исследования, которые в нее не попадали — и оказывается, что оценить их качество уже нельзя.

«В российском образовании доминируют идеалы энциклопедического знания, всезнания — как внутри одной профессии, так и универсальной осведомленности. Но это не вполне соответствует информационной ситуации сегодня, когда мы все сведения можем получить, просто кликнув мышкой».

Феликс Мадрацо: Это как с той работой двух гарвардских профессоров, которые обосновывали связь между госдолгом и здоровьем экономики. На этой статье были основаны другие исследования, и многие политические решения по «затягиванию поясов». А потом студент из MIT обнаружил, что в их данных есть ошибка! Он просто повторял их вычисления, но не получал таких же результатов. Тогда стало ясно, что за этими решениями стоят не только научные, но и моральные аргументы!

Александр Острогорский: Но зачем архитекторам об этом думать? Ведь за них все равно все решает клиент, который платит деньги, верно?

Стефан Дамсин: На самом деле архитекторы иногда работают и не за деньги — как бы им самим того не хотелось. Но вопрос в том, что у клиента есть своя повестка дня, свои представления. И архитекторы должны уметь в ней разобраться и решить, хотят ли они просто следовать за ней. Тот факт, что мы не решаем все вопросы сами, — это как раз причина быть критически настроенным.

Макс Зольквер: Это как с Ремом Колхасом и его башней CCTV в Пекине. Когда кто-то начал его критиковать за это, один профессор сказал: «Что вы хотите? Архитекторы всегда работали для мерзавцев, это нормально». Но Колхас вполне способен разобраться в идеологических тонкостях, он совсем не наивный архитектор. Окей, китайцы, может быть, не самые страшные мерзавцы на свете, есть и похуже. И смысл не в том, чтобы всегда строить только для своей тетушки, которая образец порядочности. А в том, чтобы начать разбираться, что происходит в мире. Архитекторы работают во всех странах, нас много, и мы можем формировать более сложное понимание мира, чем нам предлагается. Правда, для этого нужно преодолеть разобщенность, границы внутри профессии — эти строят для богатых, эти для бедных, этот модернист, а тот — классик, один занимается только общественными, а другой только частными проектами и так далее. Может быть, надо вернуться к временам Ренессанса, универсальности — тогда архитектура сможет активно формировать повестку дня сама, а не только следовать за чужой.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции