html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Женщина – отклонение от нормы

В июле Анастасия Шевелева, культуролог, специалист по гендерным исследованиям и квир-теории, выступила в «Читалкафе» с лекицей «Феминизм: история и теории». Почему феминизм в России противопоставляется семейным ценностям? О чем на самом деле говорит феминизм и чьи права он защищает? Slon приводит сокращенный вариант лекции.

Феминизм – это довольно сложное философское направление, внутри него масса течений и ответвлений. Главная идея – все люди равноценны и имеют равные права. Сейчас многие судят о феминизме по медиа, в поле зрения которых попадают отнюдь не просветительские, а провокационные акции. Это бросающаяся в глаза картинка, и мы видим ее одну, не учитываем бэкграунда. Суждение о феминизме только по деятельности Pussy Riot, Femen, Guerrilla girls равнозначно суждению о гомосексуальном движении исключительно по гей-прайдам. В действительности под такими акциями – огромный блок теории, но мы просто не знаем о ней.

Кроме того, в российском пространстве феминизм встречает неприятие на уровне самой культуры: она патриархальна.


А патриархат – это система неравенства, предполагающая превосходство одной группы населения над другой по половому признаку, мужчина в ее рамках – существо привилегированное.


Система самовоспроизводится через все, что нас окружает: какие-то разговоры, слова, анекдоты и бытовую мудрость, кино, рекламу. Абсолютно все, что мы видим в процессе нашего взросления. Мы впитываем эти представления, они становятся привычными, и именно поэтому, когда появляется течение, им противоречащее, оно вызывает отторжение. Возникает своего рода ксенофобия, которая распространяется и способствует тому, что при слове «феминизм» в голове возникает набор штампов.

Другой причиной возникновения «черной легенды» является концепция прав и обязанностей. Люди думают, что если какое-то право добыто, то оно сразу превращается в обязанность, и как только феминистки, например, добудут для женщин право работать на тяжелом производстве, все женщины будут обязаны трудиться на химзаводах. Это не так, потому что наше право всегда выше наших возможностей. О чем говорит феминизм: давайте предоставим всем равные права, а потом дадим возможности реализовывать те их них, которые человек захочет реализовать.

Первая волна и ее истоки 

Одной из предшественниц феминизма как течения была Эбигейл Смит Адамс, супруга президента США Джона Адамса. В 1776 году Адамс написала обращение к президенту и конгрессу, в котором призвала дать женщинам равные с мужчинами права: позволить голосовать и владеть имуществом. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали», – заявила первая леди США.

Следует упомянуть также Олимпию Дегуш, которая в 1791 пишет Декларацию прав женщины и гражданки – по тому же принципу, по которому была написана Декларация прав человека и гражданина во время Великой французской революции.

Итак, вопросы, волновавшие женщин до первой волны феминизма: имущество и право голоса. Эти же идеи перешли в движение суфражисток, начало которого датируется серединой XIX века. Слово происходит от французского «суфраж», право на голосование. Помимо собственно вопроса избирательного права суфражистки поднимали и другие темы, как-то: равноправие в браке, возможность подать на развод, выбирать профессию и образование.

Суфражистка Эммелин Панкхёрст основала общество по борьбе за равные права. И она, и ее муж призывали к радикализации протеста. В 1903 году Панкхёрст создает женский политический союз, который начинает умеренно сопротивляться, – они проводят митинги, пикеты, сидячие забастовки. Власти бросают активистов в тюрьму, где те устраивают голодовки, а их кормят насильно. Вот вам яркий пример того, как противодействие протесту усиливает его. Суфражистки начинают бросать камни в правительственные здания, поджигают буфет в палате, швыряют топорики в кареты членов конгресса, по сути превращаются в настоящих террористок. В итоге движение достигает своих целей: женщины получают право голоса.


Вторая волна и Вторая мировая война

Вторая мировая война меняет многое, в том числе и гендерную диспозицию: мужчины уходят на войну, женщины остаются в тылу и оказываются вынуждены выполнять мужскую работу. Кроме того, война вызывает сильные демографические смещения. Многие люди из маленьких городов переезжают в большие и решают там остаться.

Если говорить о феминизме и о том, как война повлияла на него, то стоит вспомнить имя Симоны де Бовуар, французского мыслителя, философа и писателя, автора книги «Второй пол». Симона де Бовуар формулирует идею, легшую в основу современного феминизма: женщина – это не врожденное эссенциальное существо. Она присутствует в мире в таком виде за счет воспитания, взросления в нормативном обществе. Культура, пишет де Бовуар, построена мужчинами.


Мужчина культурой воспринимается как норма, женщина как отклонение. Позволительное, но все же отклонение. Отношение к женщине строится по этому шаблону ненормальности.


Бовуар доказывает, что это исключительно культурный конструкт. Крылатой стала ее фраза: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».

Книга производит совершеннейший фурор. В 1949 года она выходит во Франции, в 1953-м ее уже переводят в Америке. В дальнейшем феминизм второй волны делится на американский и французский. Американский ориентирован на социальные проблемы, французский тяготеет к философии и концентрируется на культуре, идеологии, на формировании образа женщины в языке. Эти направления развиваются параллельно, иногда пересекаясь, а затем французское влияние приходит в Америку, породив третью волну феминизма.

Американский феминизм делится на либеральный и радикальный. Движение за права женщин – умеренное, его представители требуют изменения порядка через законодательные сферы, через суды, через лоббирование интересов в органах власти. Их деятельность строится вокруг существования комиссии за права женщин, которая возникает в 1961 году, после победы Джона Кеннеди на выборах. Дело в том, что предвыборная кампания Кеннеди во многом строилась на заигрывании с женским электоратом. Когда он победил, нужно было сделать что-то, чтобы оправдать ожидания голосовавших за него женщин, поэтому и основывается комиссия, существующая до сих пор.

В Америке 1950-х годов возникает и становится популярной «пригородная мечта»: идеальная американская семья – это муж, жена, двое или трое детей. Всегда нарядно одетая жена занимается домом и воспитанием потомства. В 1963 году выходит книга Бетти Фридан «Загадка женственности» о том, как в реальности работает эта мечта в американском обществе и к чему приводит.


Несмотря на свое безоблачное, как может показаться, существование, все эти женщины пребывают в тяжелой депрессии и страдают от нервных расстройств. Почему?


Бетти Фридман предполагает, что, загоняя себя в рамки этой нормативной модели, женщины отказываются от всего, что могло бы служить средством их самореализации: от образования, карьеры. Они фокусируются на семье, на муже, а этого не всем и всегда достаточно.

Движение за права женщин актуализировало гражданское самосознание, распространяя информацию о дискриминации в трудовой сфере. В 1960-х годах организацией по защите прав проводится опрос среди работающих женщин, результаты которого удивили многих: оказалось, женщины не считали дискриминацию в трудовом плане собственно дискриминацией. Меньшая зарплата за аналогичный труд воспринималась как норма. К середине 1970-х, благодаря агитации феминистского движения, многие компании вынуждены были судиться и оплачивать огромное количество исков от женщин, осознавших, что их дискриминируют.

В Америке 1960-х набирает силу также и женское освободительное движение. Его представительницы считают, что проблемы лежат не только в правовой сфере, но и в сфере самосознания. Женщины должны были научиться воспринимать себя иначе.

Книга Кейт Миллет «Политика пола» выходит в 1970 году. Это эссе переопределяет отношение к политике и выносит на всеобщее обозрение то, что раньше считалось неприличным.


В патриархатной норме существует разделение на публичное и приватное. Публичное связывается с мужским – это политические функции и борьба за права. В то же время на долю женщины остается приватная часть существующей культуры: семья, дом, сексуальные практики.


В общем, те вещи, которые не должны были демонстрироваться обществу. Так же, как и все женское не могло выноситься наружу. Миллет утверждает, что приватное на самом деле – тоже политическое. Она говорит о том, что, например, если ваш муж вас бьет или дети получают недостаточно образования, это тоже политика. Ведь суть политики заключается в том, что один класс господствует, а другой подчиняется. Все эти проблемы требуют вынесения в публичный дискурс. Эта идея стала крайне важной в феминистской теории и является таковой до сих пор. 


СПИД и нефтяной кризис

В 1980-х к власти приходит Республиканская партия, которая пытается закрутить гайки: оживает риторика американских ценностей, которым якобы угрожает феминизм. Духовные скрепы Америки трещат по швам! В Америку приходит СПИД, и это резко переопределяет представления о нормальном безопасном поведении. Если в 1960–1970-е представления о сексуальной свободе были широко распространены, и даже гомосексуализм воспринимался терпимо, то к 1980 году все это резко сходит на нет. Первым делом уходит терпимость по отношению к гомосексуальным отношениям, а затем, когда становится понятно, что гомосексуалы – не единственная таргет-аудитория СПИДа, паранойя распространяется и дальше. Все идеи о женской раскрепощенности начинают сворачиваться, на первое место приходит представление об идеальной семье, моногамной гетеросексуальной паре.

С другой стороны, в 1980-е в Америке случается нефтяной кризис, и картинка семьи, где муж работает, а жена сидит дома, теряет актуальность. Жить становится слишком дорого, и женщина больше не может не работать. Но при этом ее семейные обязанности никуда не деваются. И тогда возникает новая и последняя концепция второй волны феминизма: система аформативных действий и переход к социальному феминизму. Главная идея в том, что феминизм должен бороться не только за права и возможности, но и заботиться о людях. Возникает концепция «позитивной дискриминации». Это выделение некоторой группы людей (например, афроамериканцев или женщин) и предоставление им гарантированных привилегий относительно других людей. Феминизм второй волны создает некую обобщенную идею женщины. Предполагается, что все женщины – это группа с общими интересами, в которые входит борьба с патриархатным угнетением, достижение равенства прав и возможностей, достижение культурной самостоятельности, защита себя от насилия.

Третья волна и феминизм различий

С 1990 года стартует феминизм третьей волны, осмысливающий понятие «женщина». Французские течения приходят в Америку, что дает толчок для философского переосмысления движения. Французы несут глубинную философию, которая концентрируется на существовании женщины в языковой сфере, а не социальной, на ее идеологической трактовке.

Феминизм второй волны создает некую обобщенную идею женщины. Предполагается, что все женщины – это группа с общими интересами, в которые входит борьба с патриархатным угнетением, достижение равенства прав и возможностей, достижение культурной самостоятельности, защита себя от насилия.


Но возникает движение афроамериканских женщин, как правило, из гетто в больших городах. Они утверждают, что у них иной опыт, а прежний феминизм решал проблемы только белых женщин среднего класса и совершенно не отвечал запросам других слоев населения.

Большое количество дебатов приводит к переходу от феминизма равенства к феминизму различий. Собственно этот феминизм различий и есть третья волна или как его еще называют постфеминизм. В основе этого представления лежит идея о том, что хоть и все женщины равны в правах, их опыт разнится, и все правозащитные практики для достижения равенства должны быть построены с учетом этих различий. Мы не можем навязывать одну норму всем. Поэтому существует различные группы феминизмов: экофеминизм, анархо-феминизм, афроамериканский феминизм и другие варианты.

Ключевые темы феминистской повестки дня на данный момент:

  • вопрос контроля женщин над собственным телом (представления о красоте и о том, как должна выглядеть женщина);
  • контроль женщины над своей продуктивной способностью (за право делать аборт);
  • проблема насилия и в первую очередь изнасилования.

Как феминизм защищает права мужчин?


Патриархатная система навязывает правила поведения не только женщинам, но и мужчинам. Любая попытка отойти от этих норм стигматизируется.

Возьмем самую вопиющую ситуацию: отношение к домашнему насилию в отношении мужчин, когда жертве просто стыдно заявить об этом в полицию. Причиной тому – представления о том, что мальчики не плачут, о том, что мужчина должен быть суровым и брутальным и так далее. Такие представления о том, что мужчина обладает неким набором качеств, которые неотъемлемы от его мужской сущности, просочились и в законодательную систему. И единственное право мужчин – эти качества реализовывать.

Таким образом, феминизм – это представление о том, что все люди равны в правах и необходимо стремиться к тому, чтобы их возможности сравнялись с их правами. 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с slon.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • slon.ru
          • домен slon.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции