html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов — Культура на FURFUR

Как вы помните, несколько месяцев назад мы активно занимались составлением граффити-карт. Концентрация на этом процессе породила множество вопросов, которые раньше даже не приходили в голову. В частности, почему в Москве (да и в России в целом) так много классического граффити, но мало стрит-арта. Можно подумать, что люди так называемых творческих профессий, люди с активной жизненной позицией словно изъяты из города, будто он существует отдельно от них, все какая-то декорация.

На каждом углу люди требуют велодорожек и митболов, но все словно пытаются сделать это не своими руками. Прямого же взаимодействия с пространством города нет никакого — художники и гражданские активисты не выходят на улицу, чтобы вписать в архитектуру пространства накопившиеся вопросы, воплотить идеи, показать, что они здесь живут и творят. Люди не встречаются друг с другом глазами и не обращают внимания на пешеходные маршруты, как будто город существует только в местах общепита, парковых зонах и в виде съемного жилья.

Мы обратились к художникам и идеологам стрит-арта с вопросом, почему в Москве нет стрит-арта, и получили вполне понятные (и в большинстве случаев печальные) ответы. Подробнее об этом читайте в материале.

 

 

Андрей Adno

  

художник, граффити-райтер

 

Мы имеем дело с переходным периодом от некой аутентичности культуры в полную популяризацию. Другими словами, сегодня проще договориться сделать любую работу легально. В Штатах и Европе этой спонтанности стрит-арта очень давно нет. Нет гарантии, что тот же Kidult со своими выпадами в сторону брендов не спонсирован ими же. За бугром стрит-арт и граффити еще раньше стали выражаться в денежном эквиваленте.

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение №1.Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение №2.

Известные работы художника Kidult

В отдельный отрезок времени спонтанные куски могут появляться, но в перспективе — нет. Начав делать что-то, автор имеет два пути. Первый — это сделать один раз и забыть (многие этого даже не увидят, а значит, этого как бы и не было). Второй — делать «это» с некой периодичностью, и в перспективе «это» станет достоянием общественности. Вот тут общественность надругается над «этим» в меру своей развитости. Можно назвать «это» искусством, мейнстримом и прочим… А творчества в этом уже мало. Вот и получается, что истинное творчество — это искра в самом начале. Остальное — рутина и рыночные отношения.

 

 

Кирилл Frouone

  

художник, граффити-райтер

 

В России стрит-арта нет: обычные люди к этому не готовы. Потому что заработок художников не позволяет им делать масштабные работы на улице. Еще кто-то боится, не хочет идти на конфликт с обществом, которое на это все будет смотреть и не понимать. Вот ты попробуй нарисовать что-нибудь на стене, даже если ночью. Кто-нибудь к тебе по-любому пристанет — провести ночь в милиции не особенно круто. А они туда тебя отправят, даже не разобравшись, что ты делаешь: начало рисунка может выглядеть не очень здорово.

Кто-то ищет места, ходит рисовать на заброшенных зданиях, где никто не видит, чтобы просто порисовать. Но там мало кто из людей появляется — это рисунок для себя. А когда ты что-то делаешь для себя, этим иногда даже особенно не хочется с обществом делиться.

 

  

В России стрит-арта нет: обычные люди к этому
не готовы.

  

 

Если это паблик-арт, то нужно договариваться с чиновниками — и тут уже не идет разговора, кого именно звать и какой стиль искать. Они не хотят видеть стиль кого-то и не следят за улицей — им все равно. Им лишь бы заполнить это пространство и показать людям, что есть какое-то развитие. Потому что они не ищут художников, они ищут, какие заделать стены и как сделать это бюджетно и в сжатые сроки. Конечно, в таких условиях не будет никакого стрит-арта в России.

В России нет уважения к граффити и стрит-арту в принципе. Нет не только среди населения, но и среди других художников — какие-то молодые ребята могут прийти и сразу все закрасить, и будет еще больнее от этого. В Европе человек не будет рисовать поверх твоей работы: он отыщет на стене маленький незакрашенный кусочек и только там нарисует, не будет портить чужое. Для того чтобы что-то в этом поменять, надо воспитывать уважение и культуру, объяснять людям. В России, мне кажется, по большей части можно кулаком объяснять. Только так люди понимают.

 

 

Анна Нистратова

  

куратор, художник, граффити-райтер

 

У нас на улице рисовать опасно, и закрашивают работы очень быстро. Плюс, чтобы что-то сделать в городе, это надо делать очень быстро, так что это вопрос скорости и везения (менты могут натравить на тебя собак).

Сейчас начался процесс хоть какой-то легализации этого явления — настенных рисунков. Надо понимать, что у нас молодое общество во многих показателях и сферах культуры: уличное искусство, дизайн, гражданский активизм — это все совершенно новые явления для России. Мы в самом начале зарождения гражданского общества, о котором все говорят, и стрит-арт — всего лишь одна из его частей.

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение №3.

Арт-дуэт Blues расписал стену гаражного комплекса на ул. Красного Маяка, 22а, в рамках «Лучшего города Земли»

Ты в Берлине свободен рисовать на улицах, потому что в Берлине 60% населения составляют художники, и нет никаких проблем прийти и рисовать что угодно. У нас же всегда все, что связано со стенами, со всем, что долго длится, с общественными пространствами, связано одновременно и с чиновниками — их совершенно нельзя обойти в этой ситуации. Чиновники, люди с деньгами — у них есть такая возможность — становятся заказчиками искусства. Но поскольку они в этом совершенно не разбираются, то мы можем проводить соответствующие мероприятия. Например, сейчас идет большая стрит-арт-программа «Лучший город Земли». Можно посмотреть общее направление, общий уровень того, что общество хочет видеть. У вас сразу же отпадут вопросы, почему в Берлине или Брюсселе можно нарисовать мертвое животное на стене размером с дом, а в Москве этого не будет — потому что мы только что перестали на День города крутить песни Газманова.

 

  

Хотелось бы иметь понятную процедуру, когда ты просто заходишь на сайт мэрии Москвы, и там есть пункт «Хочу разрисовать стену».

  

 

С другой стороны, вот эта стрит-арт-программа, которая началась, она началась очень странно и мутно: все процессы совершенно непрозрачны. Для того чтобы свободно рисовать, нужно просто выработать вместе с департаментом культуры, с департаментом архитектуры и ЖКХ, с сообществом художников некую процедуру, которая будет понятна всем участникам этого процесса. И в том числе населению, которому, может быть, граффити не хватает: есть люди, которые говорят, что они живут в доме, где некрасивая стена и что вот было бы здорово ее облагородить. Просто хотелось бы иметь понятную процедуру, когда ты просто заходишь на сайт мэрии Москвы, и там есть пункт «Хочу разрисовать стену». Все, пожалуйста. Лично я писала по этому поводу программу. Но все, что происходит сейчас, в этом году, не имеет ничего даже близко похожего на эту процедуру. Существует какой-то пул людей, которые работают над этим фестивалем и вступают в коммуникацию с чиновниками, но я в их число не вхожу. Как все это происходит, одному богу известно. И вот и получается: несмотря на то, что делается очень большое дело, оно происходит очень хаотично и очень спонтанно.

 

 

Дмитрий Оскес

  

бывший граффити-райтер, создатель
и идеолог Faces & Laces

 

Очень своевременный вопрос. Дело в том, что у нас нет сформировавшейся культуры стрит-арта. То граффити-комьюнити, которое сейчас существует, очень замкнуто и уже много лет ходит по кругу. И мне кажется, что это особенность менталитета. Чтобы делать стрит-арт, в это нужно вкладывать очень много сил. Тот же самый теггинг — несколько лет назад его не было так много, потому что был другой мэр, и он тратил другие деньги на то, чтобы улицы выглядели чистыми. Сейчас этому уделяется меньше внимания. В целом, теггинг — это быстрый результат, а то, что касается стрит-арта, — это время, силы, определенный месседж и идея.

Зная менталитет наших людей, могу сказать: у нас еще не выросло поколения, которое может осмыслить происходящее, тенденции, выразить свои знание, позицию и взгляды, вложить в это средства, силы и, собственно, транслировать это на пространство города. Таких единицы. У нас есть стрит-арт-художники, которые четко попадают под эту категорию. Взять того же самого Кирилла Кто — это стопроцентный стрит-арт-художник. Он говорит на языке, который понятен большинству людей, любой человек, идущий по улице, может по крайней мере прочитать то, что написано.

 

  

Стрит-арт требует больше интеллектуальной работы.

  

 

Еще есть такой стереотип, что граффити и стрит-арт очень связаны. Это правда только в очень маленькой степени — но, по сути, это два совершенно разных направления. Такой сложился стереотип, что стрит-арт в Москве — это не очень круто. Статус стрит-арт-художника не такой высокий, как статус хардкор-граффити-бомбера, который делает нереально много кусков и ходит в метро каждую неделю. У нас ценности другие, и в топе — вот такой вот откровенный спорт и борьба за какие-то суперфактические результаты. Это трейн-райтинг, это жесткая нелегальная активность.

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение №4.

Работа Кирилла Кто

Не хочу никого обидеть, но стрит-арт требует больше интеллектуальной работы. Стрит-арт предполагает какую-то идею, а не просто какую-то красивую штуку. Какой-то определенный бэкграунд. И я считаю, что, может быть, еще не выросло то поколение, которое готово вкладывать свои средства и выражать свою позицию. Есть такое выражение «Street-art is gay». Типа, ты занимаешься стрит-артом — ну все, это гейская тема, несерьезная тема, низкоинтеллектуальная тема.

Стрит-арт для меня как определение тоже не совсем правильное. У меня самого сложное определение — визуальная субкультурная коммуникация. Стрит-артом могут заниматься люди без граффити-бэкграунда. Самое главное — это позиция. Ты, например, борешься за права определенной социальной группы и транслируешь ее ценности. Не обязательно для этого иметь граффити-бэкграунд. Или ты, например, просто впечатляешься архитектурными формами, тебя восхищает красота здания, и ты строишь какие-то свои объекты, вписываешь их в пространство так, что они круто с этой архитектурой гармонируют. Это тоже позиция, тут нужен определенный опыт. Это требует времени, денег, больших затрат.

Еще один момент. На Западе у многих художников есть свои мастерские. Аренда пространства довольно дешевая. Ты можешь там делать что угодно, сам печатать, заниматься шелкографией, вырезать из дерева, поставить какой-то станок. Все очень доступно. Теперь вернемся в Москву: у нас дорогая недвижимость (снять квартиру-то проблема) — естественно, это отбивает желание что-то делать. Не будешь же ты дома у себя открывать свое производство и выставляться на улице. Конечно же, есть такие психи, которые это делают. Но большинству это некомфортно.

 

  

Я не думаю, что нужно ждать появления стрит-арта.
Он появится очень естественно и в тот момент, когда об этом все забудут.

  

 

У меня есть очень хороший знакомый из Праги, One Point. Он был одним из главных активистов направления 3D-леттеринга. Это граффити, перенесенное в формат скульптуры, — берлинская культура, самые главные активисты там живут, и он один из представителей этой тусовки, только живет в Праге. Вот он клепал из гипса фигуры в виде букв (допустим, он сделал гипсовую скульптуру, которая изображала птицу, он ее красил в кучу цветов и просто расставлял по городу). Вот даже это требует сумасшедших затрат: надо вкладываться в гипс, чтобы у тебя была мастерская, ты должен обладать определенными навыками, у тебя должно быть время и так далее.

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение №5.Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение №6.

Работы One Point

У нас на что люди в Москве тратят время? На зарабатывание денег, в выходные — отдых, тусовки и так далее. У них нет времени, они погружены в другие проблемы и озадачены другими вещами. Просто нет стрит-арта.

Я не думаю, что нужно ждать появления стрит-арта. Он появится очень естественно и в тот момент, когда об этом все забудут. Это не искусственная, по сути, форма. Она должна появиться очень естественным путем. Рано или поздно мы увидим это, и это могут быть люди без художественного бэкграунда, пришедшие откуда-то из другой области. Это рано или поздно появится. И под стрит-артом можно подразумевать все что угодно, самое главное — это взаимодействие с городом и людьми, которые в городе живут. Стимулом может быть все что угодно — от политического события до культурной революции.

 

 

Дмитрий Аске

  

художник, один из основателей
проекта Code Red

 

Существует несколько причин, по которым уличное искусство в Москве не так развито, как в некоторых городах Европы и Америки. Во-первых, на Западе это художественное направление, выросшее из граффити, появилось раньше, поэтому там больше людей, занимающихся творчеством на улице. Конечно, у нас тоже есть уличные художники, но тем, кто вышел на достаточно высокий уровень, интереснее участвовать в масштабных проектах, а не просто так рисовать в городе. Что же касается молодых, то обычно им не хватает опыта и внутренней мотивации, чтобы представлять действительно интересные работы в городском пространстве.

Во-вторых, атмосфера столицы не очень располагает к этому в принципе. Работы, созданные на улицах, очень быстро закрашивают. Недавно я был в Валенсии: в городе огромное количество работ достаточно хорошего уровня, созданных граффити-райтерами и уличными художниками. Местные ребята говорят, что можно спокойно рисовать в самом центре города: на стенах вокруг снесенных домов и на других подобных поверхностях. Причем власти эти стены не перекрашивают. У нас такое сложно себе представить.

Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение №7.Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение №8.Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение №9.Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение №10.Почему в Москве нет спонтанного стрит-арта: Мнения художников и других экспертов. Изображение №11.

Работы Тимы Ради

Еще один фактор — лень. Я считаю, что при должном желании, таланте и наличии интересных идей сейчас можно за лето сделать в городе серию хороших работ, которая привлечет к художнику внимание общественности. И не так важно, чтобы они долго просуществовали на стенах города — ведь большинство зрителей увидят их в интернете. Кто-то, возможно, думает, что работа на улице — это трата времени, сил и денег, но на самом деле, пока интерес общества к уличному искусству не угас, этим нужно пользоваться. Прекрасный пример — Тимофей Радя из Екатеринбурга. Всего за два года он стал известнее всех российских уличных художников, которые занимались творчеством задолго до него. Секрет его успеха — в целеустремленности и продуманных проектах, которые находят живой отклик у зрителей.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с furfurmag.ru

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • gregsler
          • домен furfurmag.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции