html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Страна возможностей попасть в тюрьму» — Артем Лоскутов и Мария Киселева об обществе и искусстве в России

Современные российские художники из Новосибирска Артем Лоскутов и Мария Киселева побывали в гостях русской службы RFI в Париже. Организаторы ежегодных «Монстраций» и авторы футболок в поддержку Pussy Riot поделились своим мнением о современном искусстве и политике в России, рассказали о новой эстетике протеста и «казачьей» риторике, об авангарде и левом уклоне в искусстве.

Сергей Дмитриев: Давайте, начнем по порядку про вашу деятельность. Когда и почему в вашем случае искусство перешло в политику и перешло ли? Считаете ли вы, что вы занимаетесь политикой или это чистое искусство?

Мария Киселева: Есть такое мнение, что нельзя разделять политику и искусство, потому что любое искусство напрямую связано с тем обществом, в рамках которого оно существует, с той политической ситуацией, в которой оно взаимодействует. И даже чистое искусство – своего рода эскапизм от того мира, в котором оно существует. Соответственно, у нас не было выбора: мы делаем искусство – значит, мы делаем политическое искусство.

Инга Домбровская: Искусство арт-хаузное более отдалено от кругов влияния, от мейн-стрима, следовательно, оно более острое, более злободневное. Вы – не в мейн-стриме. Вы, скорее себя позиционируете как андеграунд, как оппозиция творческая? Где вы сегодня?

Кадр из фильма "Pussy Riot: Панк-молитва" (Pussy Riot—A Punk Prayer )


Артем Лоскутов: Сложно сказать, что на самом деле является мейн-стримом в современном искусстве, в российском современном искусстве. На мой взгляд, мейн-стрим и герои последних лет – это как раз группа «Война», группа Pussy Riot, те люди, которые делают то искусство в России, которых знают за пределами страны. И к Малевичу у нас добавился еще один русский бренд. Андеграунд ли это или это все-таки авангард? На мой взгляд, это ближе к авангарду, ближе к передовой части, и я думаю, что мы в этом поле работаем.

Инга Домбровская: Я имею в виду, возможно ли провести параллель с протестным авангардным искусством, как в советскую эпоху? Оно было иногда, даже абстрактное искусство, но оно было политизировано самой сутью своей.

Мария Киселева: Естественно, можно провести параллели с тем же Татлиным, который сидел за митинги (недолгий срок). Просто мы существуем в ту эпоху, когда есть медиа. Соответственно, то, что Татлин сидел, это не обыгрывалось так сильно, как просто его произведения. Мы же живем в другой ситуации, когда мы можем взаимодействовать с жизненными перипетиями с помощью медиа.

Сергей Дмитриев: Мы помянули Pussy Riot. Уже почти год, как вступил приговор в силу. Девушки сидят даже больше года. Как, на ваш взгляд, изменилось отношение к современному искусству, в целом общество изменилось, взгляды общества на современное искусство? В частности, на группу «Война», на группу Pussy Riot, отношение к вашему проекту «Бабушка после похорон». Есть изменения за этот год и в какую сторону?

Артем Лоскутов:
Сложно проследить изменения отношения, но можно проследить появление каких-то групп, имитирующих гражданское общество. Группы, которые появились со стороны право-консервативного спектра. Они появились довольно массово после того периода, когда были активны Pussy Riot, когда происходили у нас всякие митинги – конец 2011, начало 2012 года. И за эти полтора года есть ощущение такого прыжка назад в историческом развитии страны. Появление такой «казачьей» риторики, когда появляются «казаки Петербурга» и начинают всех учить жить – это так фантасмагорично! Откуда в Петербурге казаки, откуда вообще в стране они у нас взялись? Это какие-то толкиенисты, которые нацепили на себя костюмов и делают вид, что это какие-то моральные авторитеты, они сейчас нас научат жить. В этом смысле, есть неприятное изменение. Но тут надо всегда помнить, что это такая игра, это театр, и не нужно идти на поводу у этого театра, не нужно в него верить, нужно помнить, что это всего лишь имитации. Нужно все это игнорировать. Но получается с трудом.

Сергей Дмитриев: Чувствуете ли вы внутри этого театра актерами этого театра? Или кем вы себя ощущаете? В частности, ваш проект «Монстрация», в общем-то, во многом имеет успех благодаря активному участию в нем властей города. Его регулярно запрещают.

"Монстранты" гуляли по Москве в противогазах с лозунгами "Будь, маразм"


Артем Лоскутов: Конечно. Этот апрель, накануне Первомая, во время последней нашей Монстрации весь месяц у нас происходила такая публичная перепалка с пресс-конференциями со стороны мэрии по поводу нашего шествия. Я в какой-то момент сам себя ловил на мысли «Артем, остановись, это всего лишь битва за пустоту, битва за кляксу, битва за что-то очень абстрактное, здесь нужно сохранять какую-то трезвость и иронично к этой битве относиться, а не бросаться в нее, как в нее бросается мэрия со всеми ресурсами».

Мария Киселева: При этом были свои плюсы, когда мы ходили на все эти рабочие встречи. Мы видели, как взаимодействуют между собой все чиновники. Насколько они неоднородны: одни начинают внезапно косо смотреть на других, как на самом деле очень плохо работает механизм, который почти сломан. Как раз для меня это был очень интересный опыт.

Артем Лоскутов:
Да, понимая, что власть не монолитна, что в ней есть свои группы, в которых кто-то из них даже хочет искренно помочь, но понимает, что сейчас пока это еще не своевременно, и нужно действовать как-то аккуратно. Кто-то совершенно искренне ничего не понимает, просто совершенно ничего. Например, когда присутствовали люди с погонами на таких встречах, самыми простыми словами пытаешься объяснить, что ты хочешь сделать, - не понимает человек. И они между собой начинают выискивать моих агентов среди власти. Якобы кто-то играет за меня. Происходят какие-то конфликты, все это смешно, и все это становится составляющей частью акции, которая когда-то начиналась с того, что вокруг нас абсурдный мир, и давайте скажем уже, проговорим это вслух, проиллюстрируем какими-то жестами и плакатами. Да, это все в том же самом тренде, мэрия тратит месяцы на то, чтобы ругаться по поводу шествия вместо того, чтобы заниматься проблемами города. Ну, это показывает уровень их способностей, компетенции и всего остального.

Поэт Владимир  Маяковский


Инга Домбровская: За истекший год с момента дела Pussy Riot в обществе появились группы консервативно настроенных граждан или запрос на появление таких взглядов. И появилась параллель с Россией 100 лет назад, когда были все эти модернисты, футуристы – Давид Бурлюк, Маяковский. Сейчас как раз сериал прошел про Маяковского режиссера Досталя, где, мне показалось, удивительная параллель с сегодняшним днем. Опять художники бросают вызов консервативным формам (выходят с желтым бантом на улицу. Или с белым бантом, как это происходит сегодня). Вы чувствуете это? Ведь в России художники, те, которые придерживаются каких-то новых, революционных форм, всегда были левых взглядов традиционно. Кого ни возьми – Маяковский и все… Можно ли сказать, что к вам перешла эстафета в том, что касается политической ориентации, и вы противостоите страшному, волнующему уклону в правую сторону сегодняшней России?

Артем Лоскутов: Монстрация в этом году была десятая, то есть, все начиналось в 2004-ом. И с самых первых акций те люди, те группы, которые вокруг них существовали, себя звали «левыми». И чувство продолжения всей традиции, которая существовала в стране, которая была прервана, которая возобновлялась в 90-е, в этом смысле, органична. У правых, по-моему, нет никакой культуры – нет художников правых.

Инга Домбровская: Во Франции, например, (поскольку я кинокритик, я приведу примеры из кино) ряд актеров – Жан Рено, известнейший актер – поддерживал Саркози, из певцов – Джонни Холидей и Мирей Матье его поддерживали. Какой-то свой мир там тоже есть. В актерском мире у нас Шварценеггер – человек правый. А вот среди художников, артистов, авангардистов, действительно, во Франции даже никого нет, кто был бы в правом лагере.

Артем Лоскутов: Это говорит, наверное, об определенном интеллектуальном уровне (смеется).

Мария Киселева:
Правое искусство – это всегда некий китч, это опора на традиции. Они говорят о прошлом, а мы, скорее, говорим о будущем.

Инга Домбровская: «Будетляне» - отсюда и название.

Мария Киселева: Да. А если проводить с Маяковским параллели, то тут мы должны понимать, что его опыт учит нас особо не увлекаться даже левой риторикой, заигрыванием даже с левыми представителями власти, потому что все закончилось все-таки грустно в любом случае.

Инга Домбровская: Вот, я ровно к этому и веду. Потому что в России существует такая тема «придворности» искусства. И сегодня эта придворность отчасти востребована. Мы видим, как былые бунтари, в частности, среди певцов, начинают петь на кремлевских концертах, и мы не узнаем былых анреграундных рок-певцов, которые вдруг сегодня становятся совершенно благообразными, привластными. Для вас – лекарство, противоядие от придворности? Или, может быть, вы тоже повзрослеете, станете известными и будете востребованы…

Артем Лоскутов: Мне кажется, в истории взаимоотношений с новосибирскими властями я себе это противоядие заработал на несколько жизней вперед. Пока эти люди находятся у власти, у нас с ними не выйдет диалога, даже если захотят обе стороны, наверное, не позволит окружение или что-то еще. Есть ощущение, что мы просто в разные стороны думаем. И если власть заинтересована в сохранении статуса-кво, в продолжении возможности пилить бюджет и делать какие-то имитации, то мы с ними не можем в этом найти общий язык, общие интересы. И нам от власти ничего не надо, чтобы возникала необходимость становиться придворными художниками.

Сергей Дмитриев: «Эстетические разногласия», как назвала Надежда Толоконникова на последней апелляции по УДО свои расхождения с администрацией колонии, с судом, с Путиным. Наверное, этой формулой и определяются многие взаимоотношения в современном российском обществе?

Мария Киселева: Было интересно, когда были митинги на Болотной и была Поклонная, где были про-путинские митинги. Как раз все говорили именно об эстетике, о том, что нам не нравятся эти люди, то, что они дорвались до шуб, и больше им ничего не надо. И все говорили именно не о политике, а о том, как одни на Поклонной себя вели, люди на Поклонной говорили про Болотную, как те одеты. И речь постоянно шла об эстетике. В этом плане нам как художникам эта ситуация, естественно, должна в принципе быть интересна, как минимум. Но почему-то я не вижу, чтобы современные художники эту тему прорабатывали. Даже Надя говорит об этом, но Pussy Riot все-таки – не об этих эстетических контрастах.

Артем Лоскутов: Они создавали эстетику как раз для протестных групп…

Мария Киселева:
Речь идет не об эстетизировании протестных групп, а об обыгрывании контраста между двумя частями общества в России, которые друг друга считают не такими. Не такими – не в плане мышления даже, а в плане эстетическом.

Инга Домбровская: В этой фразе «эстетические разногласия» тоже есть преемственность. Впервые об этом говорил Синявский в статье «Диссидентство как личный опыт» еще в советскую эпоху, где он писал, что у него с советской властью именно эстетические разногласия. То, о чем мы говорили – о возможности параллелей с той эпохой, когда искусство существовало подпольно. Поэтому я говорила об андеграунде.

Сергей Дмитриев: Вы уже месяц или больше – не в России. Вы путешествуете по Европе. Насколько чувствуются эти эстетические разногласия между Европой и Россией?

Артем Лоскутов: Я сформулировал, как раз когда прошел месяц, несколько дней назад, что у меня каждый день росло разочарование в нашей стране. Понятно, что в основном это относится к людям, которые управляют этой страной. Но и к тем, кто в ней живет, конечно. Разочарование такое, которое просто приближается к ненависти, когда смотришь на то, как люди могут организоваться, организовать свое общественное пространство свой быт здесь, и думаешь: «Чего же нам-то не хватает? Неужели у нас в стране нет денег?». Вроде, казалось, есть деньги. Есть деньги… я слышал историю, что Путин выкупил какой-то дом и хочет строить храм для Русской православной церкви.

Инга Домбровская: Не совсем Путин, управделами президента…

Люди отдыхают на солнце возле Эйфелевой башни в Париже


Артем Лоскутов: Да. Но понятно, откуда это все исходит. На показуху в Европе у России деньги есть, на показуху в Сочи у России деньги есть, на то, чтобы не строить в центре города торговый центр, а сделать парк, как здесь, например, не хватает. Не доходят руки.

Мария Киселева: Я думаю лишь о том, что у нас, может быть, как-то образование в школах по-разному проходит. Потому что я вижу культуру поведения людей здесь – от принятия пищи и напитков, вплоть просто до разговоров, поведения, того, как они себя держат. Видимо, надо со школы начинать. Я не знаю, какие здесь школы, но мне кажется, что корень проблемы в образовании, в культуре поведения. Она отсутствует в принципе в России в большинстве своем. Только сейчас начала зарождаться.

Инга Домбровская: Мне кажется, это спускается сверху. Люди чувствуют, когда можно быть плохими, а когда нельзя.

Сергей Дмитриев: Недавно принятый в России закон «Об оскорблении чувств верующих». Мне кажется, вы первыми должны были почувствовать на себе его действие. Потому что вы же создали эти футболки в поддержку Pussy Riot, которые многие сочли именно как оскорбление.

Артем Лоскутов: Машу не трогают, а у меня было 6 административных дел именно по этой формулировке «оскорбление религиозных чувств». И 6-е сейчас в стадии рассмотрения. А по предыдущим пяти – 3:2 в мою пользу с прокуратурой счет. Ну, как-то судимся. На это ушел целый год, и я сейчас понимаю, что на кону будет стоять не 500 рублей штрафа, а 50 000 рублей штрафа с возможным каким-то тюремным заключением. Но для этого, мне кажется, все-таки недостаточно пока состава во всех этих историях. Неприятно, но у нас было много других законов, по которым мы могли попасть в тюрьму.

Мария Киселева: Все зависит от нас.

Артем Лоскутов: Все зависит от желания.

Мария Киселева: Страна возможностей. Возможностей попасть в тюрьму.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с inosmi.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • inosmi.ru
          • домен inosmi.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции