html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Письмо № 104, из докторантуры Китайского университета Гонконга

Письмо № 104, *из докторантуры  Китайского университета Гонконга*

В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Руслан Юсупов отказался от изучения генной инженерии в Стамбуле в пользу синологии, социологии и антропологии и в результате прошел через три системы образования — российскую, западную и китайскую. Руслан изучает взаимодействие религии и власти в Китае, читает каждый день по новой книге и выходит в море на каноэ.

Руслан Юсупов, 27 лет

— Где ты сейчас учишься? На каком направлении? И как давно?

— Я учусь в Китайском Университете Гонконга (Chinese University of Hong Kong) в докторантуре на факультете антропологии. Проучился уже один год, при выпуске через 3 года буду антропологом. Антропология — довольно молодая наука, корнями уходит в колониальную историю XIX века, когда английской королеве было важно знать все о покоренных племенах и народах, чтобы было проще их поработить. Сегодня антропология критически относится к своему прошлому. Наряду с этим, это очень интересная и занимательная дисциплина, которая изучает современные группы людей и их мировоззрение, то, как они строят свою жизнь и относятся к самим себе, к другим и к миру в целом. Антропология учит нас новым способам жизни в этом мире, и как сказал один знаменитый антрополог, «превращает обыденное в странное и странное в обыденное».

Я решил пойти на антропологию после изучения социологии. Дело в том, что до этого я закончил аспирантуру по этой специальности. Социология была мне очень интересна, но прикладной анализ социологических данных математическими уравнениями и формулами «от одного конца доски до другого» охладил мой интерес к ней. Тем не менее, я благодарен социологии, потому что через эту науку познакомился с антропологией. В антропологии, как правило, мы получаем данные благодаря длительному проживанию с теми группами людей, которые изучаем. Я, например, изучаю религию в Китае, на третьем курсе обучения мне предстоит годовая поездка в один из китайских городов для проведения исследования.

— Как получилось, что ты оказался именно здесь?

— Вы даже не представляете! Я родом из маленького городка в Татарстане под названием Бугульма. В детстве очень хотел быть генным инженером. У моего дедушки были все 33 тома большой советской медицинской энциклопедии, мне очень нравилось рассматривать голографические 3D рисунки всяких зараженных органов (так что специальные очки, которые сейчас предоставляются в кинотеатрах, я надел еще в детстве). После окончания школы я одновременно поступил на химический факультет в Босфорском Университете в Стамбуле (там очень сильная генная инженерия) и на факультет востоковедения в Казанском Федеральном Университете.

Но судьба решила в пользу последнего. С первых дней изучения синологии (науке о Китае) я окунулся в мир иероглифов, китайских палочек и Конфуция. Меня сразу же туда затянуло и вскоре, на третьем курсе обучения, я оказался на языковой стажировке в провинции Хунань. Там я познакомился со студентами, которые обучались по гранту и, недолго думая, тоже решил попробовать свои силы. За высокие баллы на экзаменах мне разрешили начать обучение с третьего курса. Так в 2008 году я закончил оба вуза: синологию в Казани и китайский язык в университете Цзинань в городе Гуанчжоу.

Потом я поступил в аспирантуру престижного Университета имени Сунь Ят Сена (это знаменитый китайский революционер начала XX века, человек, положивший конец четырехтысячному императорскому правлению) и продолжил обучение социологии. Потом я решил поступать в докторантуру университета западной системы образования, где преподают и пишут научные работы на английском. Такими являются все университеты Гонконга. Однако факультет антропологии есть только в Гонконгском Китайском Университете, и поэтому я учусь здесь.

— Какие у тебя воспоминания о российском вузе? Сильно ли чувствуется разница?

— Воспоминания о Казанском Государственном Университете (так он назывался до его реформирования в Федеральный) самые приятные. Знания, полученные мной в alma-mater, помогли мне достичь всего того, что я достиг, и я за это очень благодарен. Я действительно представляю за границей качество образования в нашем университете. Кроме того, я постоянно общаюсь с моими преподавателями в КФУ, рассылаю им новости о конференциях, грантах, семинарах и новых книгах.

Разница в обучении большая. Я прошел сквозь огонь (российская система образования), воду (китайская) и медные трубы (западная). У каждой системы своя специфика. По западной системе, например, докторанты не только читают книги и пишут свою работу, но и преподают. В этом году мне поручили вести семинары по общеуниверситетскому курсу «Китайская культура и общество», где также присутствовали студенты из Кембриджа, Пенсильвании, Колумбии и Вашингтона. Было очень занимательно знакомить их с китайской культурой и потом беседовать с ними об этом.

— Где ты сейчас живешь?

— Я снимаю квартиру. Дело в том, что мест в общежитии не хватает, и если даже и выпадет возможность жить в общежитии, то на втором курсе все равно придется снимать квартиру. Поэтому я решил сразу жить вне кампуса. Условия очень хорошие; есть все удобства, начиная от кондиционера (незаменимого в душном и жарком тропическом Гонконге) и заканчивая шкафчиком для книг (незаменимый предмет интерьера для начинающего ученого).

— Какие бонусы дает статус студента и аспиранта?

 — Так как мы не только учимся, но и преподаем, то докторантура здесь фактически считается полу-работой. А это новый опыт общения со студентами. На факультете у нас довольно либеральные преподаватели, обращаемся мы друг к другу по имени. Еще каждую неделю к нам на семинар приезжают преподаватели из–за рубежа — те самые эксперты, чьи книги мы читаем. Поэтому мы получаем огромное удовольствие не только от чтения книг, но и от личного знакомства с их авторами. У нас библиотека работает 24 часа в сутки, есть доступ к огромной базе данных, и еще много, много всего.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Как я уже упоминал, я изучаю вопрос взаимоотношения религии и власти в Китае. В последнее время мы видим возрождение религии в Китае, включая и мировые религии (ислам и христианство), и популярные в стране учения (фэн-шуй, конфуцианство и даосизм). Одновременно, мы видим высокое маркетизирование китайского общества, процесс, который можно формулировать как «неолиберализм». Возникает вопрос о путях или, как мы это называем, ментальностях контроля государством, общества, которое превращается в один огромный рынок. Возможно ли так, что религия является одним видом данной ментальности? В рамках неолиберализма, я интересуюсь возрождением ислама. Китай до сих пор позиционирует себя как социалистическое государство, соцстрой в котором организован по принципам марксизма-маоизма. Это подразумевает взгляд на религию как на порабощающий социальный институт.

«Разница в обучении в разных странах очень большая. Я прошел сквозь огонь (российская система образования), воду (китайская) и медные трубы (западная). У каждой системы своя специфика».

С начала существования Китайской республики (1949) партия боролась с религиозными классовыми элементами, апогеем этого процесса были разного рода столкновения между религией и государством. В случае ислама, например, в 1975 году в городке Шадянь столкновение между мусульманами и государством закончилось гибелью более тысячи мусульман и разрушением центральной мечети. Сегодня, однако, мусульмане в этом городке на свои средства отстроили мечеть заново (только в несколько раз больше по размерам, так что теперь это самая большая мечеть Юго-Восточной Азии); в садиках дети с юности учат читать намаз, в государственных школах учителям и ученикам разрешено носить платки, в то время как по инициативе жителей в городе введен закон, запрещающий продажу алкоголя. Меня интересует вопрос, каким именно образом и какие факторы сопутствуют возрождению ислама в Китае и отношение этому Китайского государства.

— Кто из профессоров тебя больше всего вдохновляет?

— У меня сразу три научных руководителя. Главный это Джозеф Боскоу, он американец с итальянскими корнями. Знает семь языков. Закончил Колумбийский Университет с отличием. Разбирается в китайской культуре как в своих пяти пальцах. Моего другого руководителя зовут Хуан Ю. Она закончила Вашингтонский Университет; настоящая марксистка, составляет классовый анализ китайского общества. Она сама китаянка, очень начитанная женщина, в предыдущем семестре мы с ней прошли курс теории постколониализма. Моего последнего руководителя зовут Тереза Куан. Она родилась в Гонконге, но вся ее семья эмигрировала в Штаты. Она закончила Калифорнийский Университет в Беркли. Она тоже марксистка и занимается критическим анализом трансформации отношений между китайским обществом и государством в эпоху глобализации Китая. Сейчас пишет книгу о реформировании образовательной системы Китая как ответ на классовое расслоение китайского общества. В целом все эти преподаватели пытаются дать определение такому понятию, как «социализм с китайской спецификой». Надеюсь, что моя работа тоже внесет вклад в дебаты по этой теме.

— Как выглядит процесс обучения и научной работы? Опиши свой обычный день.

— Нам нужно очень много читать. Первые два года мы пишем план своей работы и формулируем свой тезис. Для этого нужно определить как минимум три антропологические поддисциплины (на данный момент таких десять: антропология еды, экономики, сексуальности, медицины, религии, глобализации, семьи, образования, а также гендерная и этническая антропологии), в которые моя теоретическая работа будет вносить научный вклад. Я, например, помимо религии, еще затрагиваю такие темы как глобализация и экономика. В течение подготовки работы нужно читать книги по трем направлениям: общая теория антропологии, книги по локальной специализации (у меня это Китай, естественно), и книги по поддисциплинам. К концу второго года у нас уже должен быть готов план работы, сформулирован и четко поставлена гипотеза. Кроме того, в конце второго года мы сдаем квалификационный экзамен (это когда из статуса PhD student мы переходим в статус PhD candidate) по трем направлениям.

Экзамен очень сложный и фактически, чтобы хорошо подготовиться, за два года нужно прочитать около 400 книг (около 120 по каждому направлению). Экзамен по каждому направлению проходит в один день, на экзамене нам нужно ответить письменно на два вопроса из четырех. Вот так. При таком уровне нагрузки понятно, что мой день проходит в обнимку с книгами. Стараюсь встать рано, прихожу в университет часов в 9. Все студенты-докторанты имеют кабинеты. В кабинете нас пятеро, я, два американца, одна китаянка и один парень из Гонконга. Атмосфера очень приятная, мы беседуем на самые разные темы — от книг, которые мы недавно прочитали, до историй из детства. Отлучаемся только если надо проводить семинар, посетить лекцию или встретиться с научными руководителями. К концу дня получается прочитать одну книгу (это где-то около 200 страниц).

В конце недели стараюсь развеяться. Люблю спорт, посещаю каноэ клуб при университете. Выходим на байдарках в море — этого чувства свободы надолго хватает, чтобы зарядиться!

— Что было самым важным из того, чему ты научился в процессе обучения?

— За прошлый год я преодолел свой страх общения на английском с носителями языка, теперь свободно могу изъясняться. Я научился более плодотворно строить планы и находить для всего время. Процесс прощупывания теоретической почвы, формулировки своего тезиса, а также позиционирования себя на академическом поприще придал мне уверенность в себе. Ну и, конечно, книги обогатили мое знание об этом мире, других народах и культурах, их способах жизни и мышления.

— Дорого жить и учиться?

— Я получил грант, но это было очень сложно. Дело в том, что я поступал в докторантуру в западный университет (я имею в виду саму систему образования), не имея за плечами опыта обучения по этой системе. Западная система требует определенного уровня отдачи от студента, и существует вероятность, что студент может просто не осилить — не из–за того, что не может, а от того, что не привык. Кроме того, при поступлении в докторантуру единственное, что важно, это новизна вашей работы. Как сказал мне мой научный руководитель, моя заявка (это мое портфолио, мои планы на будущее, и, конечно же, план моей работы и тезис) должна выглядеть «секси». При чтении профессора и академики должны зачитываться и ломать головы: «Как же так получилось, что мы эту тему упустили и не исследовали!» Тогда заявка имеет все шансы получить грант. Мне, например, понадобилось 3 года, чтобы нарастить теоретическую базу, преодолеть барьер между разными системами обучения и написать должный план работы. Я получил грант Гонконгского Министерства Образования. Говорят, что ежегодно на грант со всего мира подают заявки около 5000 студентов, но счастливчиков только 135.

— Планируешь вернуться в Россию?

— Да, но не из патриотических чувств. Меня очень волнует диалог между российской и западной системами образования и положением науки в российском и постсоциалистическом пространстве в целом. Россия может многому у Запада научиться, так же как и Запад у России. Однако западное образование уже давно себя сформировало, и ожидать каких-либо существенных изменений будет как минимум неуместным. А в России образовательная реформа идет полным ходом. В связи с этим я поддерживаю отношения с ИСАА МГУ.

«Как сказал мне мой научный руководитель, моя заявка должна выглядеть «секси». При чтении профессора и академики должны зачитываться и ломать головы: «Как же так получилось, что мы эту тему упустили и не исследовали!» Тогда заявка имеет все шансы получить грант».

В этом мае я был на педагогическом факультете МГУ, прочитал лекцию студентам, поделился своим опытом. У нас в МГУ очень хорошие профессора, мы беседовали на самые разные темы, но, в основном, затрагивали вопрос реформирования. Было очень интересно. Поэтому в Россию вернуться собираюсь, но точное время пока сказать не могу.

— Где будешь работать, когда закончишь учебу?

— У меня на будущее совершенно наполеоновские планы. Есть возможность поехать в Америку на постдок. Было бы замечательно набраться опыта преподавания в Европе. Также очень привлекают университеты в Азии. Но сейчас для меня самое важное — это сконцентрироваться на сегодняшнем дне, выжать из него максимум, заполнить каждую секунду, а в конце дня уставшим возвратиться домой с чувством того, что и этот день для меня прошел с пользой, и я чему-то научился. Мне очень интересно наблюдать за своим прогрессом, рефлексировать, сравнивать себя вчера и себя сегодня, и видеть разницу.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции