ТЕКСТ
Артём Макарский
В последнее время наблюдается бум пиксельных игр: среди них как уже ставшие классическими Canabalt и Superbrothers, так и менее известные игры. Apparat выбрал десять нескучных игр, которые нарисованы в пиксельной ретростилистике.

P
ixel People — незамысловатая, но с любовью прорисованная стратегия. Cтроить город мы должны на небольшом клочке суши, находящ
емся где-то в космосе, можно возводить дома, выводить в лаборатории новые профессии для жителей (совмещая две уже существующие работы) и просто украшать город деревьями. Помимо обычных денег, в игре есть специальная валюта u, которая ускоряет процессы и даёт подсказки — сначала кажется, что без неё не обойтись, но это только видимость. Кроме того, игра неплохо озвучена — саундтрек похож на мелодии из забытых телепередач 90-х.
Под зловещий саундтрек зелёный человечек перемещается по подземелью. Глаза на ножках и обычные глаза попадаются ему на пути, из оружия у него только фонарик — главное, чтобы монстры не увидели свет. Кроме очевидной цели — выбраться из подземелья — нужно собирать манускрипты на непонятном языке. В игре, кажется, вовсе нельзя проиграть: если тебя найдёт монстр, то ты просто перемещаешься к началу участка. Поначалу кажется, что здесь нет возможности сохраниться (у Traal вообще нет меню, кроме меню при запуске), но после повторного входа игра предлагает продолжить с оставленного места. На iPhone играть в Traal слишком неудобно, у игры проблемы с разрешением, поэтому стоит использовать iPad.
Поначалу Slayin кажется портом малоизвестной ранее игры из конца восьмидесятых, но потом замечаешь, что восьмибитный саундтрек здесь всё же ненастоящий. Тем не менее, игра производит достаточно безумное впечатление: управлять героем можно только при помощи джойстика внизу экрана, рубить слизней и прочую нечисть можно только попав в них (то есть прыгать на монстров нельзя), кроме таверны, где можно что-нибудь прикупить, есть могила игрока, где показан ваш рекорд. Первый босс здесь — огромный минотавр, а время от времени в углу, прямо посреди слизней, появляется продавец и предлагает что-то купить. Хотя чего ещё можно ожидать от игры под названием «Умерщвление»?
Несмотря на то, что Finding Teddy очень похожа по стилю на известную многим Superbrothers, здесь больше ярких цветов и история интуитивно понятна без слов. Из шкафа пробираются то ли щупальца, то ли паучьи ножки и забирают у маленькой девочки медвежонка. Она просыпается и бросается за плюшевым другом в шкаф — за которым, как это сейчас часто бывает, скрыта целая страна. Цветные лягушки, плачущие монстры и странные, похожие на голограммы создания — этот мир действительно удивителен и практически не страшен. По крайней мере до тех пор, пока плачущий монстр не размозжит вас своей квадратной головой.
AlterEgo выглядит как типичный платформер, пока ты не понимаешь, что играть, собственно, придётся за двоих: ещё и за свою тень. Тень, в отличие от вас, может летать, но с ней нужно постоянно меняться местами. Летающие черепа, факелы и обязательные поднимающиеся вверх-вниз платформы — иногда от здешней картинки немного устаёшь. И несмотря на то, что происходит все во сне (иначе откуда бы у вас появился двойник?), здесь всё ещё можно упасть и проиграть — не забывайте об этом.
Knights of Pen & Paper — не простая RPG-игра, а симулятор совместной игры в настольку вроде Dungeons & Dragons. Игроки, которых нужно выбрать из гика, хипстера, офисного работника, Пэрис Хилтон, Рамоны из «Скотта Пилигрима» и других, просто сидят за столом, отпускают комментарии насчёт друг друга и происходящего, но в то же время сражаются и перемещаются по миру. Игра размывает границы реального и вымышленного: что происходит после «смерти» игрока? Неужели он просто встаёт из-за стола? Тем, кому мир настольных ролевых игр знаком не сильно, тоже не будет скучно — как раз за счёт необычной игровой механики и постоянно ощущаемой иронии.
Маленький пиксельный человечек просыпается не в своём доме — не самое страшное начало для истории, в подзаголовке которой стоит «Уникальное хоррор-приключение». Тем не менее всё не так просто: то и дело на нашем пути попадаются мёртвые люди, главный герой спрашивает самого себя: «Ведь я же не мог взять в руки пистолет?» (Причём игроку предлагается ещё и выбрать верный вариант.) Всё дело совсем не в монстрах, выпрыгивающих из-за угла: Home напоминает о том, что ада нет, кроме того, что рядом, — и ещё хуже, когда он находится у нас в голове.
Все мы помним классический момент из «Индианы Джонса», когда за профессором-любителем приключений катится огромный каменный шар; создатели Indiana Stone пошли ещё дальше и создали игру, где вы управляете совсем не Джонсом — а камнем. Игра, хоть и состоит из пикселей, но нарисована в 3D, то есть похожа на нечто среднее между теми самыми восьмибитными играми и «Майнкрафтом». Ваша задача — догнать Джонса и спасти от кражи драгоценного идола. К сожалению, полностью насладиться победой не дают: при столкновении с камнем Индиану совсем не «плющит».
Пожалуй, Manos — одна из немногих игр, сделанных по мотивам фильма категории «Б». Снятый торговцем удобрениями Гарольдом Уорреном, фильм стал настолько же культовым, как и «План 9 из открытого космоса» — и признан настолько же плохим, как творение Эда Вуда. Игра даёт истории второй шанс — здесь нет не связанных с сюжетом сцен, а визуальная часть поражает своей ненормальностью: кислотные цвета, всевозможные безобразные монстры (к этому, впрочем, мы уже привыкли) и реплики вроде «Сегодня плохая ночь для проклятия», взятые, кажется, из оригинала. Если вы хотите узнать, можно ли из чего-то невероятно плохого сделать что-то, достойное внимания, — сыграйте в Manos.
История посыльного с именем, которое можно перевести на русский как Вариантов, задаётся вопросом, к чему может привести самый простой выбор: поспать подольше или проснуться, сорвать цветок или пройти мимо. Динамичная музыка сначала не даёт сосредоточиться, и ответы ты выбираешь практически наугад, но к ней быстро привыкаешь. То, что начинается как незамысловатый рассказ о простой передаче письма с приглашением на вечеринку, разрастается до масштабной истории о, ни много ни мало, войне и тюрьме, любви и смерти. Последней, кстати, здесь очень много — уж слишком часто с тобой происходит что-то не то на пути к счастливому финалу. В конечном счёте The Story of Choices напоминает о том, что все войны происходят из-за неверной коммуникации.