html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Фильм А.Балабанова "Я тоже хочу": Евангельская история об Апокалипсисе души. Путь к Богу. (part1)

(part1)(part2)(part3)(part4)
«Я убил в фильмах слишком много людей. У меня нет ни единой картины без убийств. Это не очень-то помогает достичь счастья. Я действительно не очень счастлив, хотя мне повезло - у меня семья, жена и двое детей, и огромная квартира с домашним кинотеатром. По ночам я смотрю кино - по телевизору масса всего хорошего бывает с полуночи до 6 утра, - а днем сплю».

режиссер Алексей Балабанов

(интервью для РИА Новости, 8 сентября 2012 год) [1]

Новость о смерти известного кинорежиссера Алексея Баланова разошлась моментально по всему медиа-пространству, при этом все отмечали странное совпадение того, что последнее его интервью, как раз вышло в день смерти. Может быть это было и не так особо значащим (журналистам только дай повод, дабы  усилить краски и наполнить трагизмом),  если бы не тот факт, что в этом интервью,  речь как раз шла о его последнем фильме о поиске счастья, и в контексте этого, он размышляет о смерти и посмертной участи, и о том, что  он предчувствует, что фильм «Я тоже хочу» на самом деле последний, хотя он был бы не прочь снять еще фильм.

Не скрою, что именно в связи с этой мистической волной, которую подняли масс-медиа (тем более что это фильм, в которой Алексей Балабанов снял свою собственную смерть)  и решил посмотреть фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Это несколько схоже с тем огромным, просто невероятным интересом к трудам покойного о.Даниила Сысоева, вызванным именно смертью священномученика, убиенного мусульманами в храме г.Москвы, где он служил.


Фильм вначале показался не особо интересным, тем более, что смотрел его в полудреме, вернувшись уставшим вечером домой. Я не мог понять зачем эти длительные ненужные сцены движения компании главных героев в автомобиле, эти непонятные плоские истории, рассказы. И только в самом конце фильма, когда сам Алексей Балабанов, в роли себя самого, стал рассказывать о том, как в юношестве он понял, как умрет, с меня весь полудрем, как рукой снесло. Алексей Балабанов рассказывал о том, как в юношестве устроился на работу и его послали в экспедицию по озерам Челябинской области, и там в «глухом-глухом лесу нашел мертвое озеро, черного цвета, где была чудовищная концентрация соли». Вот именно эти челябинские озера и заставили меня несколько раз прокрутить эту сцену, а потом поискать информацию о истории создания .

Дело в том, кто читал мою заметку «Челябинский метеорит в свете Апокалипсиса» может понять, чем вызван был этот интерес, а так вкратце скажу – в жизни нет ничего случайного, все по Божьему промыслу, и если метеорит упал под Челябинском, значит и в этом есть определенный смысл. Как мне кажется, это явное указание на Апокалипсис и последние времена, и что будет ядерная война, и при этом примечательное то, что метеорит упал в озеро Чебаркуль, что означает «Пестрое озеро», а в Апокалипсисе, весь мир будет брошен в «огненное озеро».  А более внимательные  заметят, что Алексей Балабанов делает явную аллюзию на Мертвое Море, на дне которого, находятся развратившиеся библейские города Содом и Гоморра, и действия фильма разворачивается «где-то между Питером и Угличем, рядом с уже давно не работающей атомной станцией».  [2]

Вот и подумал, ну, не мог Алексей Балабанов поднимать эту тему, тем более, не понятно, как она вообще увязывается с фильмом. Нет – действительно, речь в фильме идет совсем о другом, хотя тоже об Апокалипсисе – но это евангельская история об Апокалипсисе души.

Об этом и будет весь дальнейший расклад фильма. Вообще, вначале хотел рассказать о той мистике, которая связанна с фильмом «Я тоже хочу» и о соответствующих параллелях с фильмом Андрея Тарковского «Сталкер», но все-таки пусть будет это уже, как логический финал. Итак:

Мертвые  и живые вдоль дороги лежат
Наверное, ключевой сценой для понимания всего фильма, является момент, когда Матвей остается закапывать своего отца:

-Какой Конец Света?! Папа умер! А счастья не увидел.

- Они назад шли.

- Ты че идиот?! Идти надо!

- Топор дай – мерзлота здесь.

- Ты че дурак?! Ты же сам сказал – мерзлота здесь.

- Иди! Я с пацанами, - показывает на лежащие трупы -  останусь и с папой.

Обратимся к Евангелию. Т.к. в фильме присутствует Матвей, как бы еще одна помощь зрителям с чем увязывать сюжет фильма, процитируем прямо из Евангелия от Матфея:

21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

(Матф.8:21,22)

В фильме, как и предсказывал «Мальчик» (так он обозначен в титрах) Матвей все-таки выбирает остаться и не идти к Колокольне – выбирает остаться с мертвыми, как и сам говорит: «я с пацанами». При этом, несколько раз акцентируется внимание, что здесь «мерзлота» - т.е. смерть или ад. Отец для него важнее того счастья, которое его ожидает в Колокольне, и даже несмотря на неминуемый Конец Света, в который он свято верит.

Кем считаются мертвые в Библии? Кого имеет в виду Христос, говоря «предоставь мертвым погребать своих мертвецов».  Один из величайших отцов Церкви, Св.Иоанн Златоуст комментировал этот стих:

«Сказав же: "своих мертвецов", показывает, что мертвец не Его. Умерший, по моему мнению, был из неверующих». [3]

Т.е. неверующий человек – это мертвый человек[1]. Исходя из этого вдруг раскрывается вся  картина и смысл фильма – фильм «Я тоже хочу», как и фильм Андрея Тарковского «Сталкер», прежде всего о вере. 

«А еще образованные люди! Эти ученые, писатели… Да у них каждое движение души наперед оплачено, и одна мысль только - как не продешевить… Они же ни во что не верят, у них даже орган, которым верят, атрофировался за ненадобностью!.. Никто не верит! Не только эти двое… Кого же мне водить туда?» Андрей Тарковский, к/ф «Сталкер».

Теперь многое становится понятным, почему все умершие лежат головой от Колокольни, Музыкант, как бы пытаясь уговорить Матвея оставить мертвого отца и пойти дальше к Колокольне, показывает на мертвых и говорит:

- Они назад шли.

Т.е. все, кто умер, и трупами лежали в снегу – суть неверующие. И Матвей из таких же. К нему и к его проблеме мы еще вернемся, т.к. ситуация с ним не такая тривиальная – он вроде бы и верил (философствовал у костра о Боге), и даже Колокольня готова его была взять, но он сам предпочел вечную мерзлоту. 

Но вот из тех, кто дошел до Колокольни, оказывается, тоже не все обретают счастье и не забираются Колокольней.  Итак, кто дошел до Колокольни:

  1.     Проститутка;
2.       Бандит;
3.       Музыкант;

Обратимся опять к Евангелию от Матфея, Иисус обличает первосвященников и книжников, которые считали себя большими праведниками:

«истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие»,

(Матф.21:31)

Остаются у кого-либо еще сомнения, что в фильме разворачивается Евангельская притча? Первая вошла проститутка и ее взяли сразу, а потом бандит, музыкант – музыканта взяли, бандита нет.

Кто такие мытари?

«Сборщики податей. Подозревались в лихоимстве.  Часто виновны в лихоимстве».  Б.Геце, [5]

Что такое лихоимство?

«лихоимство - требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток». Вихлянцев, В. П., [6]

Т.е. в принципе, это именно чем и занимался бандит – убийствами, грабежом и вымоганием, о чем он и рассказывает на протяжении всего фильма. В самой ключевой сцене фильма у костра, он и говорит проститутке, что, если бы он знал ее раньше, то снял бы все деньги с ее сутенера, да еще с процентами. Для этого и нужны все эти «плоские и простые» рассказы из которых мы понимаем, кто есть кто.

Итак блудники и мытари (в нашем случае бандит) идут в Царствие Небесное впереди мнимых праведников. Но в в Евангелии также говорится, что:

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

(1Кор.6:9-10)

Почему же проститутка все-таки обрела счастье, была восхищена Колокольней, а бандит нет? Почему музыкант также обрел счастье? Почему Матвей остался и не пошел к Колокольне? И почему сам режиссер так и не обрел счастье? Кто такой Мальчик?

По состоянию души. Как писал вначале – фильм «Я тоже хочу», это фильм об Апокалипсисе души, фильм о пути души к Богу. И для того, чтобы идти и дойти до Бога, изначально нужна вера. Бандит говорит Матвею, который решил остаться:

- Ты че идиот?! Идти надо!

Но и прийти нужно в соответствующей одежде, в соответствующем состоянии души, ибо Колокольня не всех принимает. Начнем пожалуй с проститутки.

Проститутка
    Наверное, эта роль, должна была быть самым ярким и запоминающемся пятном в фильме, в некотором смысле даже провоцирующим –проститутка, почти весь фильм, бегает голой по снегу между трупами. Если не видеть смысла в этой сюжетной линии, то это может показаться даже пошлым, но речь идет о душе, которая покаялась и сбросила с себя всю грязную и ветхую одежду. Еще только сев в машину, она сразу честно призналась, что «торгует туловищем» и горько излила слезы о своей греховности, ибо без слез нету покаяния. С этого, в принципе, и начинается все Евангелие и этим и заканчивается:

2 и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

(Матф.3:2)

Итак она сбросила с себя всю грязную и ветхую одежду,  и осталась, как говорится, в «чем мать родила», такой, какой создал Бог - т.е. она уподобляется младенцу. Этим и отличается проститутка от всех героев фильма, именно своей детской наивностью и непосредственностью - она на веру принимает шутку Бандита и раздевается не задумываясь, и не смотря на всю мерзлоту вокруг.

3 и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;

4 итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;

(Матф.18:3,4)

У кого еще остаются сомнения, то пусть обратят внимание, что в этот момент звучит песня в исполнении Музыканта (Гаркуши) со словами «светла моя душа».

Что делает эта обнаженная душа, которая сбросила с себя всю грязную одежду? Она по дороге прибегает в храм и пытается там согреться. А из храма она вновь целеустремленно направляется в сторону Колокольни. Она также пытается согреться в сене.

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.

(Матф.6:30-34)

И когда она подходит к огню, у нее с Бандитом происходит примечательный диалог, показывающий, как она просто восприняла все тяготы и испытания дороги, несмотря на мороз и на то, что разбила ноги в кровь:

Б.: Холодно?

П.: Да не так, чтобы очень.

Б.: Ты что разделась?! Я же пошутил!

П.: А я не шутила, когда сказала, что счастье хотела.

К тому же, несмотря на свою детскую наивность, ее нисколько не смутило, то, что Бандит сказал, что женщин Колокольня не принимает – она знает, что она хочет счастья. Т.е. перед нами к тому же яркий пример целеустремленности к счастью.:

Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

(Лук.9:62)

Итак резюмируя, какие добродетели являет нам героиня фильма:

·        Она покаялась;

·        Детская наивность и непосредственность;

·        Целеустремленность и твердость;

Не мудрено, что после всего этого, она первой легко вбежала в Колокольню и тут же была восхищена.

Но как же остальные? Для того, чтобы понять, начнем с самого начала фильма, дабы увидеть, кто с чем пришел к Колокольне. Итак:

[1] Многие превратно понимают это слово в Евангелии, видя в нем непочитание к родителям, поэтому другой известный толкователь Писания, блаженный Феофилакт Болгарский поясняет:

«Конечно, должно почитать и родителей, но Бога надлежит предпочитать им».

[2]Так в Молдавии (на родине автора заметки) называют старые ламповые радиоприёмники;


(part1)(part2)(part3)(part4)
21 мая 2013г

"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com


Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • DrAlex
          • домен dralexmd.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции