html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

На фестивале "ВидеоFocus" в Москве научат киргизскому

Камерный фестиваль? Не оксюморон ли? Фестиваль вроде бы предполагает множество зрителей, тусовку и общение. Тем не менее фестиваль "ВидеоFocus", который ГЦСИ второй год проводит в июле, когда раскаленная столица мечтает о прохладе, тенистых аллеях и освежающем ливне, выглядит вполне камерным. Как ни странно, в данном случае это скорее достоинство, чем недостаток проекта.

Во-первых, видео (то, самое, которое в фокусе) в отличие от кино - вроде разговора по скайпу: с толпой с его помощью говорить несподручно. Видеоарт явно не агитатор и не пропагандист, скорее претендует на роль собеседника. Во-вторых, камерный формат фестиваля, пожалуй, соответствует его задачам: не столько порадовать зрителей готовыми выводами, сколько потревожить неудобными вопросами. Эти вопросы упрятаны, на первый взгляд, в оберку сугубо формальных опытов. Вот Таус Махачева помещает в золоченую рамку экран монитора и изучает, будто под лупой, укрупняя детали, картину Франца Рубо "Штурм аула Салты 14 сентября 1847 года". Полотно было написано почти 40 лет спустя после событий - в 1886, когда русское правительство заказало автору цикл батальных полотен о событиях Кавказской войны. Той самой, на которой побывали едва ли не все литературные герои: от лермонтовского Печорина до толстовского Хаджи Мурата... Но художницу интересуют не столько герои (в данном случае - сражения), сколько способ их изображения. Вот Андрей Блажнов показывает почти полторы минуты снятое мобильником "Сооружение" - невысокий круглый столб на углу парковой лужайки. Если не прочтешь в каталоге, что это челобитный столб, поставленный в XVII веке под окнами царского дворца в Коломенском, то не поймешь, с чего это автор так долго вглядывается в ничем не примечательное сооружение, на которое выкладывали челобитные, как сегодня - послания на сайт. Как ни странно, цифровой век изменил не так уж много, как кажется. Даже если речь идет об общении...

Собственно, именно оно и становится предметом интереса кураторов и художников фестиваля "ВидеоFocus". Три выставки, запланированные в его рамках: "Откровение", "Найденное", "Эссе о культуре" (последнее - испанца Авелино Сала), похожи на четкую логическую цепочку. "Откровение" приподнимает покров, скрывающий авторскую позицию. "Найденное" - демонстрирует манипуляции с найденными съемками (от старых фильмов до порно) как с реди-мейдом и превращение "фигуративного" образа в абстрактные композиции. "Эссе о культуре" (открывается 15 июля) обещает показать проекты "вторжения" в пространство города и социума. Тут в фокусе внимания - взаимодействие художника, произведения и социума.

Впрочем, эта тема так или иначе интересует не только испанца Авелино Сала. Скажем, работа "Уроки киргизского" Хаима Сокола на выставке "Откровения" выглядит прямой отсылкой к "эстетике взаимодействия", воспетой Николя Буррио. Эта эстетика индивидуализму буржуазного общества противопоставляет диалог и взаимопомощь. Сокол, собирающийся к друзьям в Бишкек, записывает на видео несколько уроков киргизского языка, пригласив в качестве учителя молодую женщину, приехавшую на заработки в Москву. Шесть мониторов с видеоуроками стоят внутри кабинок, напоминая обычные лингафонные кабинеты. Собственно, проекты, в которых образовательная практика предстает в качестве эстетической, были и в России. Достаточно вспомнить проект Time/Food в Stella Art Foundation, когда художники в качестве бескорыстных шеф-поваров и лекторов дарили всем пришедшим плоды своих трудов и размышлений. Но в проекте "Уроки киргизского" ситуация выглядит обратной - художник выступает в качестве ученика, осваивающего новый язык. Зато его выбор языка и учителя выглядит значимым жестом. Девушка-гастарбайтер становится проводником в мир своего языка, а затем - и в пространство страны с восточными базарами, озером Иссык-Куль, и в мир повседневной ее жизни с точными деталями, как, например, цена билетов в плацкартном вагоне домой... Урок языка предстает способом преодоления социальных границ и открытием богатства, многообразия "чужого" мира.

Любопытно, что "Уроки киргизского" неожиданно рифмуются с давним проектом "Словарь-минимум", который Хаим Сокол и Вера Хлебникова показывали в 2006 году на выставке "Европейская мастерская". Там англо-русский словарь, изданный в начале 1950-х в СССР , предвращался в конце концов в образ стены, мешающей коммуникации. "Уроки киргизского" предстают антиподом "Словаря-минимума". Тот живой язык превращал в мертвый: ядром словаря оказывался набор слов, жестко ограниченный идеологическими рамками. В нынешнем проекте в центре внимания - речь, коммуникация, нацеленная на узнавание и понимание чужого мира. В том числе понимания киргизской женщиной - жизни московского художника. "Словарь-минимум" дублировал символически "железный занавес", отделающий СССР от Западной Европы. "Уроки киргизского" по идее ориентированы на разрушение культурных и социальных барьеров постсоветской реальности. В проекте 2006 года главными становился анализ ограниченного словарного запаса, в нынешнем - формирование нового словаря-минимума, позволяющего понять друг друга.

Если в "Уроках киргизского" автор сливается с персонажем, то Таус Махачева предпочитает имидж исследователя, занимающегося вполне традиционным "демонтажом" рамки, то бишь условий видения и позиции художника-баталиста XIX века. Итогом становится вывод, что полотно Франца Рубо - "это произведение, созданное чужаком для чужаков", которое, правда, становится одним из немногих изображений горцев. В этом случае возникает вопрос, по отношению к кому "чужаком" является Франц Рубо и кто те "чужаки", для кого он выполняет заказ. Очевидно, речь о "чужаках" по отношению к горцам. Не слишком академическое определение любопытно именно тем, что говорит не столько о позиции Франца Рубо и зрителей картины, сколько вводит позицию самой художницы как "своего человека", акцентирует ее самоидентификацию с горцами. Но в отличие от автора-участника в проекте "Уроки киргизского", который моделирует ситуацию преодоления социальной границы между людьми, Таус Махачева, напротив, ненавязчиво демонстрирует, как современный инструментарий художника-аналитика воспроизводит модель деления на "своих" и "чужих".

Любопытно, что при этом картина Франца Рубо оказывается экраном, на который проецируются сразу два прочтения истории Кавказской войны. Один - тот, что существовал в конце XIX века, другой - тот, что предлагает современная художница, предлагая за батальной живописью увидеть пышную раму имперской политики. Выставка "Откровения", одной из тем которой является манипулирование зрительскими ожиданиями, дает шанс задуматься и о "рамке" видения современного художника, который, живя между Москвой, Лондоном и Махачкалой, не чувствует себя "чужаком" ни в одном из этих городов. Почти, как Франц Рубо когда-то в Одессе, Петербурге, Мюнхене...

Словом, "ВидеоFocus", прячущийся за академической суховатостью, выглядит любопытнейшим фестивалем, выставки которого не стоит пропустить.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rg.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rg.ru
          • домен rg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции