html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Карнавал на обочине

Почему приобщение к миру автогонок следует начинать с «24 часов Ле-Мана»

Во Франции прошла юбилейная гонка на выносливость — в этом году легендарным «24 часам Ле-Мана» исполнилось девяносто. Корреспондент «РР» побывал на старейшем автомарафоне планеты и пришел к выводу, что гонка — это не главное.

За плечами уже десятки тест-драйвов и автомобильных пресс-туров, а побывать на настоящих «больших» гонках мне до сих пор так и не доводилось. Мало того, я никогда не был фанатом автоспорта, не следил за «Дакаром», не обзванивал друзей в преддверии очередного этапа «Формулы». Поэтому и на «24 часа Ле-Мана» я ехал хоть и с любопытством, но без завышенных ожиданий. Да, самая старая гонка на выносливость (впервые ее провели в 1923-м) — одно из наиболее статусных соревнований мира. Да, с весьма своеобразными традициями: на одной трассе соревнуются машины из разных классов, не схожие ни по облику, ни по техническим характеристикам. Но вроде как не мое.


День первый

Надо сказать, поначалу все складывалось как я и предполагал: суетно и странно.

Прежде всего мы пошли на квалификацию, которая проводится за два дня до основной гонки и определяет исходные позиции гонщиков. С технической точки зрения в столь длинном ралли стартовая решетка мало что решает, однако для демонстрации превосходства — самое оно.

И вот мы стоим на трибунах. Мимо с оглушительным до рези в перепонках ревом проносятся разноцветные машинки. Проносятся так быстро, что, кроме цвета, я, строго говоря, ничего заметить не успеваю. Разобраться не получается: значительная часть машин — это так называемые прототипы, вовсе не похожие на то, что мы обычно видим на дорогах. Они соревнуются в двух наиболее технологически продвинутых категориях: LMP1 и LMP2. Впрочем, даже и в двух «младших» классах — GTE-Pro и GTE-Am — машины похожи на серийные лишь в теории. На практике же из-за гоночной подготовки — безумной раскраски и немыслимого обвеса — узнать их не так-то просто.

Публика толкается, в ушах звенит. Нащупываю в кармане заботливо выданные на входе беруши, но понимаю, что с их помощью л­ишусь и единственного способа разобраться в происходящем — пояснений более продвинутых коллег. Они стоят рядом и азартно выкрикивают: «Гляди, гляди, как “Лотерер” жжет!», «Ну ”Альпина“, ну красавица!», «Э-эх, какой же все-таки звук у “Корвета”, фантастика!»

Я вижу только проносящийся на скорости 300 км/ч пестрый ворох рекламных наклеек, а коллеги словно смотрят сквозь волшебные о­чки. Они видят марку машины, ее команду и даже — сквозь кокпиты и шлемы — физиономию пилота. С их помощью к концу квалификации я уже могу отличить автомобили двух основных претендентов на победу — три «а­уди» и две «тойоты». С «ауди» было особенно просто, поскольку именно ее похожие на истребители из «Звездных войн» прототипы ­заняли в квалификации три первых места.


День второй

На следующий день заездов не было, гонщики отдыхали перед 24-часовым марафоном. Правда, отдых этот был довольно специфи­ческим. С раннего утра они вынуждены б­ыли присутствовать в своих «конюшнях» и на многочисленных пресс-конференциях. Выступления — сколь необходимые, столь и скучные: однотипные пересказы событий квалификации, реверансы механикам и автокон­­цер­­нам-работо­­дателям, детальное обсуждение прогноза погоды (важнейшего для гонщиков обстоятельства).

Присматриваюсь, выбираю того, кто п­оироничней. Знакомлюсь: Алан Макниш, шотландец, бывший гонщик «Формулы-1», двукратный чемпион «Ле-Мана», ныне в­ыступает за заводскую команду «Ауди».

Победа в «24 часа Ле-Мана» в 2013 году стала для британца Алана Макниша третьей, первый успех он праздновал в далеком 1998-м

— «24 часа Ле-Мана» совершенно уникальная гонка, причем вовсе не только из-за машин или состава участников, — Макниш любезно соглашается заняться со мной ликбезом. — Здесь удивительная атмосфера, какой вы больше нигде не найдете. «Ле-Ман» — это прежде всего веселье, многодневная вечеринка. Это карнавал, в рамках которого есть еще и гонка. Посмотрите хотя бы на зрителей. Да, как и на других гонках, здесь есть и те, кто болеет за какую-то команду, и те, кто приехал ради конкретного пилота. Однако здесь их меньшинство. Большая часть приехали просто потому, что «Ле-Ман» — это легенда, «Ле Ман» — это праздник. Вон, даже моя жена Келли — а она не то чтобы сильно увлекается автоспортом — на другие гонки ездит крайне редко, а сюда всегда с удовольствием.

Течение дня в полной мере доказало правоту Макниша.

Сразу после окончания конференций гонщики отправились на «парад пилотов». Процедура такая: сидя в открытых, как правило, старинных автомобилях, все тройки пилотов (именно столько приходится во время 24-часо­­вой гонки на одну машину) разъезжают по улицам Ле-Мана, разбрасывая всякие п­амятные безделушки — подставки под пиво, пластиковые браслетики, брелоки, открытки.

Восторженные зрители, облепив столбы, тротуары и подоконники, ликуют и пытаются поймать разлетающуюся из рук пилотов сувенирку. Мальчишки меряются трофеями. Одни охотники демонстрируют чудеса координации, другие полагаются на инструментарий — рыбные сачки на двухметровой ручке. Не уступают в ловкости и пилоты: наиболее опытные умудряются с одной попытки метнуть бейсболку аккурат в высунувшиеся из форточки третьего этажа руки.

Веселье разливается по улицам. Помимо пилотов здесь разгуливают оркестры и мимы, разъезжают кургузые ретроавтомобили и новехонькие суперкары. Кому есть что показать — демонстрируют, кому нечего — галдят и аплодируют. Вот уж действительно карнавал!

Ближе к вечеру праздник перемещается в окрестности трассы и не утихает уже до самого конца уик-энда. Он продолжается круглосуточно, безотносительно к ходу гонки и ее событиям — на площадях и трибунах, в  кафешках и палаточных городках.

Для увеселения здесь есть множество спо­собов. Можно представить себя гонщиком и н­оситься по виртуальному треку при помощи PSP или X-box. Кто не любит «понарошку», может кататься на аттракционах, может на картодроме, может даже полетать над трассой на вертолете — тут уж кто во что горазд. Всюду музыка, есть даже пара серьезных концертов. И конечно, повсеместные пиво-чипсы-шашлыки — какой же праздник без живота?


Гонка

Третий день — день Х. Утром проходят «разогревающие» соревнования. Вначале гоняются спортивные ретромобили, а вслед за ними навороченные «феррари». Потом пару кругов по треку делают винтажные «легенды Ле-Мана», машины — победители разных лет.

И вот наконец в два часа дня на стартовую прямую выкатываются авто-2013 — 56 потенциальных чемпионов. Вслед за ними на а­сфальт высыпают полторы сотни пилотов, механики, журналисты, публика. Над всей этой счастливой кутерьмой реют флаги и играют гимны. Между прочим, и наш, российский. Исполнению национальной мелодии на просторах французской глубинки мы обязаны Роману Р­усинову — единственному россиянину среди пилотов «Ле-Мана». Русинов выступает за команду G-Drive Racing, финансируемую «Газпромнефтью».

— Всегда хорошо выступать за российскую к­оманду, всегда хорошо выступать за российский бренд, — лаконично, но не без энтузиазма комментирует Руслан появление родного триколора. — Хотя вот мы в этом году на Нюрбургринге за «Ауди» выступали, и у нас там тоже все было хорошо. А здесь, кстати, даже группа российских болельщиков приехала. Человек двадцать-тридцать, тоже с флагами, приходили к нам в боксы, поддерживали.

Первые три позиции в квалификации заняли машины «ауди», но в итоге одно из мест на пьедестале — второе — досталось автомобилю «тойота»

Тем временем публику с трассы удалили, машины расставили по стартовой решетке. Взмах еще одним триколором, на этот раз французским, — и со страшным ревом сияющий табун умчался за поворот. Некоторое неудобство большой трассы (в данном случае тринадцать с лишним километров) — невозможность видеть ее целиком. Приходится д­овольствоваться отрезком в несколько сотен метров, который машины преодолевают за считанные секунды. Ну, для меня оно, м­ожет, и к лучшему — в перерывах между оглушительным ревом двигателей удавалось поговорить со стоящими неподалеку сведущими людьми.

Выяснилось, что обывательская логика — «кто может сделать самый быстрый и надежный автомобиль, тот и выиграл» — к «24 часам Ле-Мана» уже давно неприменима. Здесь все решает едва ли не ежегодно корректи­руемый регламент, призванный сделать гонку максимально зрелищной. Остальное вторично.

То есть если вы можете создать супермашину, которая запросто обставит всех конкурентов, то один год вы, вероятно, сможете на ней триумфально отъездить. Однако, если разрыв с конкурентами окажется слишком существенным, вам несдобровать. Регламент немедленно изменят: мало того что соперникам разрешат что-нибудь, чего раньше б­ыло нельзя, так еще и вам поставят заглушку на воздуховод или ограничат максимальную мощность двигателя. «Помочь слабым, стреножить сильных» — такова специфическая логика регуляторов.

Меня привезла в Ле-Ман компания «А­уди», которая, собственно, в последние годы больше других страдает от такого подхода. Оно и понятно: «Ауди» — многолетний лидер гонки, ее главный фаворит. С 1999-го, когда «Ауди» впервые проявилась в Ле-Мане, по 2012-й именно ее машины выиграли одиннадцать гонок из четырнадцати. «Ауди» — наиболее мощный игрок «Ле-Мана», а значит, именно ее «кастрируют» чаще остальных. Так что недостатка в экспертах по проблеме пенализации у м­еня не было.

— Вот вам свежий пример, — говорит Юрген Пиппиг, глава департамента «Ауди» по связям с общественностью в автоспорте. — Наши прошлогодние автомобили полностью соответствовали регламенту и заслуженно заняли все три ступени пьедестала. Это, между прочим, была первая победа в «24 часах» гибридного автомобиля — нашего R18 e-tron quattro. Так вот, поскольку в последних гонках на выносливость мы, как правило, побеждали со значительным отрывом, в этом году гибриду «Тойоты» разрешили иметь бак на три литра больше, чем раньше. Мы очень любим гонку в Ле-Мане и всегда с огромным удовольствием участвуем в ней, но, конечно, подобные решения вызывают у нас некоторое недоумение.

В итоге у «тойоты» был бак на 76, а у «ауди» — на 58 литров, и все потому, что дизель «а­уди» и эффективнее, и экономичнее бен­зинового двигателя японцев. Вот и уравняли: из-за н­ововведения «тойота» могла делать меньше з­аправочных пит-стопов, то есть в среднем могла позволить себе на каждом из трехсот с лишним кругов гонки ехать на полсекунды медленнее и все равно победить.

Впрочем, сами гонщики, похоже, относятся к происходящему философски.

— С одной стороны, такая практика, когда чем ты сильнее, тем больше тебя штрафуют, иногда обескураживает. Особенно людей, р­аботающих в «пострадавшей» команде. Их можно понять, — объясняет мне свою п­озицию Франк Била, сегодня уже не выступающий пятикратный чемпион «Ле-Мана». — Но, с другой стороны, есть ведь и все остальные участники. Должен же у них быть какой-то интерес, иначе они могут просто уйти из гонки. Содержание команды — дело весьма затратное, и, не имея ни малейшего шанса на победу, далеко не все захотят продолжать соревноваться. Но главное даже не это. Главное — зрители. А им по большому счету неинтересны все эти наши техни­ческие разбирательства. Они хотят яркого, запомина­ющегося события, увлекательной гонки. Да и большинству пилотов интереснее соревноваться, чем гарантированно в­ыигрывать, а тем более проигрывать. Так что странная на первый взгляд политика о­рганизаторов при ближайшем рассмотрении имеет немало плюсов.

А тем временем гонка идет своим чередом. Кружат безудержные машины, механики м­еняют резину, сменяют друг друга пилоты, публика веселится.

Иногда к боксам приезжают буксиры с о­бломками очередной попавшей в аварию м­ашины. После этого, как правило, происходит нечто такое, о чем мне, как «гражданскому» водителю, до «Ле-Мана» и помыслить было трудно. Ведь что такое даже средней руки уличная авария? Эвакуатор, длительный ремонт, мучения. А здесь притаскивают нечто покореженное без «морды» и колес, заволакивают в бокс — и, глядишь, через полчаса выезжает оттуда та же машина, что и была до аварии. И гонщик целехонек, знай себе гоняется дальше.

Секрет в том, что действительно незаменимых деталей у лемановских машин н­емного: двигатель, коробка да карбоновая или, по старинке, стальная капсула безопасности, в которой сидит (точнее, даже лежит) пилот. Все остальное призвано улучшить а­эродинамику и погасить удар и при повреждении минут за двадцать меняется на идентичные запчасти из стоящего рядом с трассой трейлера.

Аллан Симонсен попал в аварию на третьем круге гонки

Через несколько часов после начала гонки приходит грустное известие: Аллан Симонсен, датский пилот «Астон Мартин», попавший в аварию в самом начале гонки, умер в госпитале. В последний раз такое случилось на «Ле-Мане» в 1997-м, когда пилот п­огиб во время квалификации. А последняя смерть непосредственно в ходе гонки датируется и вовсе серединой 80-х. На людей в боксах британской команды страшно смотреть. ­Плачут и многие другие пилоты, и некоторые зрители. Администрация приспускает датский флаг на маковке центральной трибуны.

Наступает ночь, но машины громокипящими снопами света продолжают кружить по треку. Временно выходят из строя две из трех «ауди», «тойоты» поднимаются на вторую и третью позиции, в гонке появ­ляется интрига.

Тем не менее трибуны пустуют: холодная, влажная ночь распугала даже самых стойких зрителей. Лишь единицы — по-видимому, те, кому попросту негде спать, — продолжают смотреть в темноту, укрывшись спальниками и плащ-палатками. Куда больше людей в так называемой деревне, местном фуд-корте, расположенном внутри кольца трассы. Там все уже страшно пьяны. Кто-то дерется, кто-то валяется на земле в отключке, но основная масса явно получает удовольствие: поют, курят, хохочут.

К утру я — невыспавшийся, но просвещенный — наконец-то начинаю получать удовольствие. Нет, не от происходящего, это-то с самого начала было несложно, но уже и от самой гонки. Теперь и я способен отличить не только одну «конюшню» от другой, но даже и разные машины одной команды. А уж душераздирающие проезды «Корветов» и шелест проносящихся е-тронов «Ауди» я распознаю даже стоя спиной к трассе. Вот так и начинают болеть — надо лишь научиться различать игроков.

К трем часам дня — окончанию гонки — трибуны вновь похожи на лотки с ягодами. Техперсонал команд высыпает на питлэйн, повисает на ограждениях. Комментаторы в­ыходят из себя, люди вскакивают. И вот оно: свистя, проносится победитель — истребитель от «Ауди» под управлением Тома Кристенсена, Лоика Дюваля и моего знакомца Макниша. Вторая — «тойота». Бронза — еще одна «ауди».

Гремящим разноцветным горошком подлетают другие машины. Кто-то отстал на десять кругов, кто-то на двадцать. Но это уже и неважно. Во-первых, главное в этой гонке — доехать. А во-вторых, даже сильно о­тстав от футуристичного лидера, можно все-таки победить в своем классе. Так, в LMP2 побеждает OAK Racing на «Морган-Ниссане». А в обоих категориях «Гран туризмо» первыми приходят 911-е «порши», пусть и из разных команд.

В итоге «Ауди» становится двенадцатикратным чемпионом «Ле-Мана», а невезучей «Тойоте» даже с четырнадцатой попытки не удается завоевать заветный трофей.


Вечер трудного дня

Церемония награждения пролетела стремительно. Не в последнюю очередь оттого, что праздник праздником, но забыть о гибели Симонсена, похоже, не могли ни пилоты, ни зрители, ни организаторы. Отменили з­олотые конфетти, салют и брызги шампанского. И обошлись без длинных речей — что уж тут скажешь?

Прошло всего четыре часа после окончания гонки, а от кипящего жизнью котла остались лишь стенки, да и то не целиком. Гоночная трасса частично проходит по дорогам общего пользования, и сразу по окончании турнира ее вновь открывают для обычных водителей. «Деревня» демонтирована, отели разобраны, палатки свернуты. О минувшем мегасобытии, как обычно, напоминают только вытоптанные газоны и горы мусора.

И еще британский флаг, одиноко реющий над поредевшим кемпингом. Задумчивый англичанин жарит колбаски и пьет пиво.

— Я сюда впервые приехал с отцом еще 24 года назад, — печально говорит он. — Сейчас его уже нет, но я все равно каждый год здесь. И каждый год все так быстро з­аканчивается. Останусь до завтра, уезжать совсем не хочется.

В этом он был прав. Уезжать даже мне что-то совсем расхотелось.


Справка РР

Пилоты-рекордсмены, победившие в гонке «24 часа Ле-Мана» несколько раз


Команды-победители Кубка конструкторов, одержавшие три и более побед

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rusrep.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • rusrep.ru
          • домен rusrep.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции