html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Чтоб Кафку сделать былью

Чтоб Кафку сделать былью

3 июля 2013 года исполняется 130 лет со дня рождения Франца Кафки. Мы решили вспомнить десять самых примечательных киноверсий кафкианских сюжетов и идей — от буквальных воплощений до импровизаций по мотивам.

«Процесс» (1962) 


Распространённая легенда, согласно которой Орсон Уэллс назвал «Процесс» лучшей своей работой, не вполне соответствует истине: фраза вырвана из контекста интервью, в ходе которого классик, между прочим, упоминает, что даже взялся за фильм не по собственной воле — а просто выбрал самую интересную книжку из тех, что предложила студия. Имел в виду Уэллс, таким образом, скорее техническое совершенство фильма; прочее едва ли удовлетворяло его авторским амбициям. 

Картина Уэллса стала первым полным метром по Кафке — не считая парочки скромных телефильмов. Обращение к «Процессу» — роману неоконченному, рыхлому, мудрёному, и от этого, разумеется, только выигрывающему — требовало на момент начала 1960-х некоторой смелости действий, и Уэллс решил показать, на что способен. Многие из его приёмов основательно устарели: театральные позы героев ближе к финалу, необязательные параллели между персонажем и его создателем, степенный закадровый голос, наконец, вызывающая совсем уж неловкость концовка, в которой Йозефа К. не режут ножом, а зачем-то после продолжительных раздумий взрывают. Но кое-что в «Процессе» пробирает и сегодня: это великолепные, скупые и вкрадчивые движения камеры (особенно в первой половине фильма) и, конечно, Энтони Перкинс — отвратительно-обаятельный, манерный и издёрганный, очевидным образом заранее обречённый герой. Перкинс с помощью Уэллса предлагает свою стройную трактовку притчи о законе, о которую спотыкаются толкователи «Процесса»: его Йозеф К. с вечно виноватым лицом, который много и не по делу извиняется, ощущает себя осуждённым просто по факту рождения, и никогда не найдёт в себе сил открыть нужную дверь, даже уперевшись в неё носом. 

«Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» (1970) 


Ещё одна, чуть менее буквальная вариация на тему «Процесса» от политически активного итальянца Элио Петри — которая, как и фильм Уэллса, в конечном итоге оборачивается драмой не о внешней, а о внутренней патологии. Ко всему прочему, герой Петри, историю которого венчает перед началом финальных титров цитата из Кафки, — не осуждённый, а гордый представитель исполнительной власти. Точку зрения обвиняющей стороны сам автор «Процесса», как правило, подробно не описывал. 

Герой «Следствия», безупречно сыгранный Жаном-Марией Волонте, — деятельный и любящий свою работу полицейский, а заодно вполне очевидный маньяк, чью манию лишь подпитывает полное равнодушие окружающих к её самым болезненным проявлениям. «Доктор» (настоящего имени героя мы так и не узнаем) поддерживает странные отношения со странной женщиной, которая его ни во что не ставит и регулярно унижает; он убивает её, и, кажется, только затем, чтобы его, наконец, изнасиловала не легкодоступная незнакомка, а сама вышестоящая Власть. Пытка законом случается, но оказывается не такой, какой ждёт Доктор — а более изощрённой. Разумеется, Петри наверняка комментирует вполне конкретные итальянские реалии своего времени, однако, к счастью для современного зрителя, поднимается до более общей и более важной метафоры о мазохистской страсти человека к механизму, созданному его же руками. 

«В исправительной колонии» (1970) 


Ранняя работа Рауля Руиса — эстета, сюрреалиста и ближайшего кинематографического родственника Борхеса, — относится к тому периоду, когда чилиец наряду со многими другими молодыми латиноамериканскими дарованиями снимал политическое кино на злобу дня. Формально, источником вдохновения для Руиса стал одноимённый рассказ Кафки, но на самом деле «Колония» и не о нём, и не о дрязгах чилийских политических партий: если и стоит смотреть этот фильм, то по другим причинам. 

От рассказа Кафки Руис оставил очень мало: фактически, только саму тему чем-то смутно отвратительного замкнутого сообщества, в котором одной из базовых форм общения между людьми служит пытка. Методы двух видных модернистов вообще диаметрально противоположны: Кафка живописал ночной кошмар, который при ближайшем рассмотрении очень похож на действительность, Руиса же интересует действительность, которая под лупой обнаруживает признаки дурного сна. К тому же Кафка протоколировал свои болезненные фантазии сухим, строгим слогом, Руису же нравится говорить цветистыми загадками. История вымышленного кантона в Эквадоре, раньше служившего лепрозорием и исправительной колонией, а теперь, кажется, сочетающего в себе признаки обоих славных учреждений, может показаться и неприятной, и чересчур абстрактной, и издевательской. Но, если она о чём и говорит, то не о политике Латинской Америки, а всё больше об изощрённом уме своего конструктора. 

«Аудиенция» (1971) 


«Вся эта история какая-то кафкианская», — неоднократно и беспомощно повторяет Амедео, главный герой фильма итальянского классика Марко Феррери, нисколько, тем самым, не облегчая себе жизнь. «Аудиенция» — опять не совсем экранизация, а вольный парафраз «Замка». Однако смотреть эту осовремененную, да ещё и антиклерикальную версию хрестоматийного сюжета, пожалуй, интереснее, чем сухие германоязычные пересказы Кафки, снимавшиеся в то же время — такие, как «Замок» Рудольфа Нольте или «Превращение» Яна Немеца

Как и, собственно, в «Замке», источником конфликта в «Аудиенции» становится столкновение героя с загадочной, запутанной и глубоко неадекватной системой. Действие фильма происходит в Ватикане — Амедео жаждет обсудить некий глубоко личный вопрос тет-а-тет с папой, и ставить ему палки в колёса начинает пусть не сам понтифик, но все прочие обитатели Ватикана и Рима разом. В книгах Кафки нет высших сил — их туда разве что иногда заселяют по собственному желанию толкователи; но Феррери абсолютно точно приметил, что разница между кафкианскими хроническими «обвиняемыми» и католиками, со времён Св. Августина рождающимися с печатью первородного греха, не так уж велика. Забавно, что Феррери, припечатывая католическое духовенство, попутно проходится и по тем, кто пытается разрешить внутренний конфликт не молитвой, а бумагомарательством: у обречённого Амедео, в какой бы лютый кошмар не скатывалась его жизнь, остаётся одно, и довольно жалкое оправдание — «Я всё записываю». 

«Классовые отношения» (1984) 


За супружеским и творческим союзом Даниэль Юйе и Жана-Мари Штрауба закрепилась репутация «режиссёров для критиков» — они последовательные маргиналы, что вызывает у зрителей самые полярные мнения, от недоумения до восхищения. «Классовые отношения» — одна из их самых известных работ и редкий случай экранизации раннего романа Кафки «Америка» (ещё одна, менее популярная его киноверсия была снята в 1994 году Владимиром Михалеком). 
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kinomania.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kinomania
          • домен kinomania.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции