html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Интервью с Сигеру Баном

Краткая справка: 

Сигеру Бан родился в 1957 году в Токио. Учился в Архитектурном институте Южной Калифорнии и институте Купер-Юнион в Нью-Йорке. В 1985-м открыл свое бюро в Токио и построил более шестидесяти общественных и частных сооружений, в том числе Музей бумаги в Токио, Выставочный комплекс каналов и судоходства Культурного центра Бургони и “Обнаженный дом” в Кавагоэ. В 1995 году был назначен консультантом Верховного комиссара ООН по делам беженцев, разрабатывал проекты жилья для переселенцев и жертв стихийных бедствий. 

Photo 111003_SBportrait.jpg

Приезд архитектора Сигеру Бана в Нью-Йорк вызвал ажиотаж. Его клиенты-застройщики раздавали интервью, “Нью-Йорк Таймс” печатала обоймы статей, а студенты раскупали билеты на лекцию в институте Купер-Юнион. Любовь таких разных людей японский архитектор заслужил двумя типами проектов. Первый – общественные здания и частные виллы в Японии, Европе, а теперь и в Америке, модернистские и вызывающе прозрачные. В их числе, например, здание для Swatch Group в токийском районе Гинза или кондоминиумы в Челси. Второй – постройки из труб из прессованной бумаги. Среди них – дома для жертв стихийных бедствий, огромный “Павильон Япония” на Expo 2000 в Ганновере, временный Кочевой музей на Гудзоне.

Свою лекцию в Купер-Юнион Бан закончил рассказом как раз о таком проекте, церкви из бумажных труб для жертв землетрясения в японском Коби, сказав: “Я тоже строю памятники трагедиям, но в моих монументах можно жить”.

Photo _MG_1798.jpg

Здании гольф-клуба Haesley Nine Bridges в Южной Корее, 2010

– Как вы совмещаете строительство для людей, оставшихся без крова, с проектированием дорогущих зданий, объектов спекуляции недвижимостью?

– Никакого противоречия здесь нет. Ко всем проектам я подхожу одинаково серьезно, и от денежных ограничений моя задача не меняется. Да и не стоит называть мои постройки из картонных труб временными – я наконец добился разрешения использовать их в постоянных конструкциях.

– Когда в ваших конструкциях впервые появилась бумага?

– В 1985 году, сразу после окончания Купер-Юнион, меня пригласили курировать выставку Алваро Аалто. Для подпорки подиумов я вместо дерева использовал картон. На металлический стержень наматывались слои бумаги и спрессовывались – получалась труба, по прочности не уступающая многим строительным материалам.

Photo 004.jpg

Библиотека университета Сейкей в Токио (2006)

Свое первое большое здание с использованием бумаги – “Библиотеку для поэта” – Бан построил в 1991 году. Но экспериментами с бумагой дело не ограничилось. В конце 1980-х Бан стал получать свои первые заказы в Японии и продолжал экспериментировать – с пространством. В его жилых домах не было границ между внутренним и внешним. Терраса и двор становились частью жилого пространства, стены убирались, стеллажи и шкафы выполняли роль подпорок. Фасад офисного здания в Осаке он облицевал деревянными панелями – точно такими же, как внутри, а холл токийского Музея бумаги открыл всем ветрам.

– Вы строите так, что в доме нет ни одного приватного угла. Вам приходится объяснять заказчикам, что такое модернизм, модный международный стиль?

– Своих заказчиков я никогда не уговариваю – они приходят ко мне, потому что знают, как я строю. Открытость – это отсутствие жесткой структуры, она дает возможность менять пространство. Посмотрите на “Павильон Барселона” Миса ван дер Роэ: у него прозрачность визуальная, а у меня – структурная: перегородки и стены двигаются, переставляются. У него – стена как занавес, а у меня – настоящий занавес.

Photo 001.jpg

Библиотека университета Сейкей в Токио (2006)

– А над какими проектами вам интереснее работать?

– Конечно же, над теми, для которых потом приходится выбивать разрешение властей. Картон и пластиковые бутылки позволяют экспериментировать, и результаты мы используем в больших проектах. Крышу “Павильона Япония”, например, мы сделали из непромокаемой почтовой бумаги, для теплоизоляции многих домов в Японии использовали пенопластовые шарики. Мои здания из бумажных бревен хороши тем, что их легко разобрать и построить новые.

– А как же с вечной функцией архитектуры? Ведь пирамиды и греческие храмы строились с расчетом на века, а не для того, чтобы их можно было легко разобрать.

– Ничто не вечно. Железобетонный дом не вечен – его легко разрушить экскаватором, просто он оставляет после себя горы мусора, а бумага и бамбук – нет. Кроме того, архитектура должна быть безопасной: во время катастроф не природа губит людей, а тяжеловесные здания.

Photo 015.jpg

Библиотека университета Сейкей в Токио (2006)

Гуманитарное строительство Бан начал весной 1995-го, когда фотографии жертв конфликта в Руанде обошли весь мир, а защитники демократии предпочли их не заметить. После поездки в Руанду Бан обратился к комиссару ООН с идеей проекта жилья для миллиона беженцев. В результате по его проекту компания Vitra выпустила трубы из прессованной водостойкой бумаги, из которых собирались палаточные каркасы.

Мой, как мне казалось, логичный вопрос об экологичном “зеленом” дизайне вызывает у Бана резкое неприятие:

– Давайте оставим в стороне все разговоры о так называемом эффективном дизайне – никто толком не знает, что это такое. И мне неинтересно тратить время на обсуждение коммерческих клише.

Photo 007.jpg

Библиотека университета Сейкей в Токио (2006)

Я тут же меняю тему, стараясь заодно выяснить, где же в недрах строгой функциональности спряталась эстетика:

– Как возникла идея церкви из бумажных труб в японском Коби?

– Ее овальный план я позаимствовал у римской церкви San Carlo alle Quattro Fontane Борромини. Только не говорите мне про вдохновение, – спешит добавить Бан, – я просто воспользовался формой. Проект оказался очень успешным – изначально предполагалось, что храм простоит всего два года, а оказалось – одиннадцать.

– Какая еще традиционная архитектура вас интересует?

– Наверное, арабская, – после некоторого раздумья говорит Бан.

– А японская?

– Я ее никогда не изучал. Я учился в Калифорнии и Нью-Йорке. И родом я из Токио – совсем не традиционного города. Так что не стоит искать в моей архитектуре особенных национальных черт.

– Можно ли назвать ваши последние работы – проект сателлита Центра Помпиду в Меце, библиотеку университета Сейкей в Токио – футуристичными?

– Я не знаю, что вы имеете в виду под этим словом. Шарообразные комнаты-капсулы в библиотеке возникли из необходимости создать пространство, где будет абсолютно тихо. Крышу музея в Меце мы делаем на основе очень прочной структуры – китайской соломенной шляпы. Я наткнулся на одну такую шляпу в магазине, и меня потрясла ее архитектоника, ее необычайная устойчивость!

Photo CW-01-30MB.jpg

Curtain Wall House в Токио, 1999

Любой разговор о культурных влияниях, художественном замысле он прерывает доводом – и конструкция, и форма подчиняются функции.

Один раз, правда, Сигеру Бан все-таки заговорил о красоте:

– В качестве фундамента для домов из бумажных бревен, которые мы строили после землетрясений, мы клали ящики от пива Kirin. Выбрали желтые, а не красные – желтые больше подходили к цвету бумаги.

Photo Pano_POMPIDOU_METZ_35.jpg

Художественный музей, сателлит Центр Помпиду в городе Меце, (2010)

Беседовала Анна Пантуева

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с admagazine.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • admagazine
          • домен admagazine.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции