html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Эксперт: будьте толерантными, аутист – это не избалованный ребенок

Первый российский поведенческий аналитик международного уровня Екатерина Жесткова рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости, что делает АВА-терапию одной из самых успешных методик при работе с аутистами и насколько важен вклад главных специалистов по работе с детьми-аутистами - их собственных родителей.
Екатерина Жесткова

© Фото: из личного архива Екатерины Жестковой

Первый российский поведенческий аналитик международного уровня, работающий с аутистами по системе АВА-терапии, появился, как это ни покажется удивительным, не в Москве, а в Самаре. Получившая международный сертификат ВСВА Екатерина Жесткова дает надежду родителям детей-аутистов по всей России — современные методики идут в провинцию и все более доступны за пределами столицы.

В интервью корреспонденту РИА Новости Елене Бубновой она рассказала, что делает АВА-терапию одной из самых успешных методик при работе с аутистами и насколько важен вклад главных специалистов по работе с детьми-аутистами — их собственных родителей. А также о важности просвещения, без которого трудно требовать от окружающих адекватного отношения к аутистам.

- Как вы пришли в профессию?

— Я заканчивала Самарский аэрокосмический университет и не сразу начала заниматься педагогикой. Уже во взрослом возрасте, будучи мамой двоих детей, я пошла учиться по специальности "педагог-психолог". Мне очень нравилось учиться, и еще в процессе учебы я начала работать: читала лекции для взрослых по психологии массовых явлений. Меня очень интересовал этот вопрос.

Случайно меня пригласили работать в команду с ребенком, у которого аутизм. Я ничего об этом не знала, за исключением того, что изучают об аутизме в институте. О такой системе помощи, как ABA-терапия, о том, как она работает, как помочь таким детям, я в тот момент не знала. Материалов на русском языке было очень мало, практически две-три книги, плохонько переведенные. Были работы Морозовых, были их публикации, но тиражи были настолько небольшие, что просто так в магазине купить книги об аутизме было сложно. У меня не было этих книг.

Я начала работать, учась у других специалистов. Одна активная мама свозила своего ребенка в Израиль, израильские специалисты написали программу и показали, как по ней работать. По приезде в Самару мы учились у тех педагогов, кто был в Израиле, вместе осваивали методику. Это была очень серьезная многочасовая программа, работать было очень интересно, особенно когда у нас начались результаты — мальчик начал продвигаться, и это было совершенно потрясающе.

Тогда я решила, что буду заниматься этим дальше. Я стала искать, что еще можно делать, и находила только материалы на английском языке. Все ролики, все книжки — на английском. Мне было многое непонятно, потому что не так-то просто освоить самостоятельно специальную лексику. Однажды я в интернете увидела информацию о курсах Юлии Михайловны Эрц (сертифицированный специалист ВСВА из Израиля), которые, о чудо, оказались на русском языке! Я была в первом наборе этих курсов, с этого момента началось мое систематическое изучение данной дисциплины.

- Насколько напряженной была подготовка к экзамену? И что вам дает этот сертификат?

— Сам по себе сертификат ничего не дает, он подтверждает ваш статус — что вы обладаете достаточными знаниями в данной области. Очень много дает подготовка к экзамену на английском языке. Это напряженный процесс, который занял у меня около года. Когда вы уже много знаете, у вас большой опыт работы, и вы решаете готовиться к экзамену, необходимо изучить дополнительно литературу, нужно ознакомиться с первоисточниками, с работами основоположников.

Такой багаж знаний не только дает возможность сдать экзамен, но и помогает в дальнейшем. Например, когда вы ведете тренинг или беседу, вам легче сориентироваться в ситуации с опорой на эти знания. Я чувствую себя спокойно, если я использую не все знания, которые у меня есть, а только часть. Мне нравятся сложные вопросы, которые задают во время тренингов, потому что это что-то интересное, это можно обсуждать, вместе учиться.

- Вы бы посоветовали другим специалистам пройти этот долгий путь обучения?

— Да, это очень интересная работа и отрасль знания. В наших институтах учат немного другому подходу ко всему этому процессу, а изучая АВА, вы узнаете новый подход. А когда начинаете все это использовать, вы видите эти результаты! Это самое бесценное. Вы видите, что результат достигнут, и достигнут при  вашем участии – это бесценно!

- Сколько сейчас в мире специалистов, которые прошли такое же обучение, как вы, и получили сертификат?

— Специалистов достаточное количество. Мы с Юлией Михайловной смотрели, сколько в Израиле таких специалистов — их около 80 человек. В мире несколько тысяч таких специалистов, программа обучения существует давно. Много российских специалистов в данный момент проходят обучение и подготовку.

- Как бы вы оценили работу в регионах с детьми с расстройствами аутичного спектра — диагностику, коррекцию?

— Это везде по-разному. Могу сказать, что в Москве у родителей гораздо больше информации, и они лучше разбираются в существующих методах коррекции. У нас, в Самаре, иногда складывается ощущение, как будто таких детей меньше, чем там, хотя на самом деле статистика одинаковая. Здесь, мне кажется, не хватает научно-популярной информации, особенно, в части ранней диагностики.

Юлия Михайловна всегда призывает логопедов, неврологов: не ждите, когда ребенок заговорит, не ждите, что перестанет плакать, не говорите, что ему три года, и у него переходный возраст! Возможно, это все симптомы более сложного состояния!

Очень большая работа должна быть проведена по подготовке специалистов — в частности, тьюторов. И не только в школе, но и в садике, потому что если ребенок маленький, и программа раннего вмешательства идет успешно, то его нужно учить находиться в детском саду, играть со сверстниками — но обязательно с тьютором. А тьютора часто нет, так что ко всем остальным проблемам прибавляется еще одна.

- ABA-терапию можно использовать и в работе с детьми с синдромом Дауна?

— Да, конечно, ничего не мешает это делать. Это поведенческая терапия, она основана на базовых принципах поведения, которые общие для всех. Можно и с мужем, пожалуйста, заниматься поведенческим тренингом. Поэтому ABA-терапия может применяться к любым людям со сложностями в развитии, но только надо поставить релевантные цели, то есть такие цели, которые достижимы и необходимы для этого ребенка.

В ABA есть очень интересные методики работы с группой. Это может быть обычный школьный класс, в котором, допустим, все отличники, все хорошо себя ведут. Почему? Потому что применяются продвинутые технологии обучения, но это очень большая нагрузка на педагогов, поэтому пока это редкость.

- В чем главное отличие ABA-терапии от традиционных методов коррекции при аутизме?

— Это терапия, которая направлена на достижение навыков, необходимых в повседневной жизни. Все очень четко структурировано и проработано. Есть совершенно точные инструменты, которые позволяют определить, где необходимо вмешательство и какое именно. Например, в тесте VB-MAPP 16 областей, в которых проверяются навыки ребенка, к ним 170 задач развития, по которым мы определяем уровень "может — не может", и к этим 170 задачам — 900 подзадач. Четко прописано, что нужно сделать, если ребенок не владеет каким-то навыками.

В данной терапии применяется функциональный подход к формированию речи, то есть речь рассматривается в разрезе ее функции — для чего именно нужно что-то сказать. Есть в данной терапии и то, что вызывает противоречия и споры, — это система поощрения. У нас не бывает работы за "молодец", особенно на первоначальном этапе, пока ребенок еще только учится сотрудничать с нами. Мы обязательно выстраиваем систему поощрений, тестируем, подбираем каждому ребенку свое. Это обязательно для успешной работы.

- Например, какие могут быть поощрения?

— Это может быть все, что угодно. Всегда надо искать. Есть самые простые вещи, такие как угощение. Это на одном полюсе. На другом полюсе самое лучшее поощрение – это совместные игры, общение. Может быть, ребенку нравится, чтобы я его кружила, или катала на себе, как на лошадке, чтобы я с ним пела. Все, что угодно. Хит — это качание в одеяле. Когда идет тренинг, работает много специалистов, дети иногда нервничают, что-то надо делать… Тогда начинаем их в одеяле качать — это суперхит, почти безотказный.

Поощрением может быть зажигание свечей, красивые лампы, игра на пианино — иногда случайно получается найти или придумать что-то новенькое, интересное для ребенка. Есть специальные книги, например, "1000 и одно поощрение", где мы тоже ищем, что бы такое взять в работу. Еще хороший способ — наблюдать за деятельностью ребенка, что он берет, что он смотрит.

Особенность этой терапии еще и в том, что нужно вести записи, это обязательно. Подсчитываются промежутки времени, или количество реакций, другие показатели, может вестись видеозапись и потом анализироваться. Это помогает. Иногда кажется — не получается, но когда начинаешь смотреть записи, становится видно, что на самом-то деле результат есть.

У меня был мальчик, который в трехчасовой сессии не хотел заниматься, убегал, валился на пол. Мы посчитали, что из трех часов выходит семь минут чистого времени занятий и сотрудничества. Мы сказали: хорошо, давайте работать от этой исходной точки — семь минут. Когда через две недели занятия длились 18 минут — это был рост более чем в два раза, это отличный результат. Если бы мы не вели записи, то не увидели бы этого. Сейчас этот мальчик очень хорошо занимается.

- Какими качествами должен обладать специалист, работающий с детьми-аутистами? Фантазия играет не последнюю роль?

— Коллеги подскажут решение или упражнение, если у вас не хватает фантазии. Творческих людей очень много, и общение с ними очень помогает. Самое главное, я думаю, это умение встать на сторону ребенка, посмотреть, как это выглядит с его стороны. Допустим, если ребенок не говорящий, то, как правило, он не очень хорошо понимает речь. Его куда-то привели, какие-то люди, что-то громко говорят — потому что педагоги часто говорят громко… Стоит задуматься, как это все выглядит для ребенка. Надо понимать, понравится ребенку это или не понравится.

В нашей работе наблюдательность играет не последнюю роль. Допустим, говорят — все дети любят мыльные пузыри. Приходит мальчик, его сажают и начинают запускать мыльные пузыри, а он их терпеть не может. Наблюдать надо за его реакциями, как он к вам относится, готов ли он с вами сотрудничать или не готов, можно подойти к нему поближе или лучше пока не надо.

- Насколько современные родители готовы включаться в процесс терапии?

— Без участия родителей это невозможно. Нельзя отдать ребенка на занятия, пойти по своим делам, потом прийти и забрать "готового" ребенка, так это не работает. Успешны те программы, где сотрудничает семья, где мама, папа или кто-то из родителей плотно этим занимается, вводит в курс дела остальных членов семьи, объясняет, как нужно себя вести, что происходит, какие цели сейчас решаются.

К сожалению, очень часто аутистические нарушения сопровождаются тяжелым нежелательным поведением. Это могут быть длительные истерики, агрессия, самоагрессия, вариантов много. Поэтому семью, где растет ребенок с такими сложностями в поведении, сама ситуация подталкивает к сотрудничеству. Поведение ребенка хочется наладить, чтобы с ним можно было выйти на улицу, пойти в гости, поэтому сама жизнь подводит родителей к сотрудничеству со специалистами. Когда родители заинтересованы, то работа дает очень хорошие результаты.

- На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы родители не испытывали страх перед диагнозом «аутизм», чтобы окружающие терпимее относились к таким детям?

— Мне кажется, чем больше было бы информации в доступной и доброжелательной форме, тем проще было бы адаптироваться родителям. Любой семье тяжело, когда ставится такой диагноз. Родителей очень хочется успокоить и поддержать, но это не всегда просто. Надо понимать, что это просто ребенок, испытывающий сложности в развитии. Нужны какие-то добрые фильмы, книги, передачи.

Приведу такой пример из жизни – мы как-то работали с мальчиком, у которого было плохое поведение на улице. Он вел себя на улице очень плохо — визжал, падал на землю, и мы, по заданию супервизора, начали работу на улице. Не было ни одного раза, чтобы кто-нибудь не остановился и не начал произносить обличительную речь в адрес этого несчастного ребенка, у которого истерика, или в адрес педагогов, которые вышли с ним работать.

Если бы люди с большим пониманием к этому относились, понимали, что это не просто избалованный ребенок, и это не мама виновата, а людям сложно, и они пытаются справиться с этим, то было бы лучше для всех. Хочется пожелать окружающим больше толерантности.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с ria.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • ria.ru
          • домен ria.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции