html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

FAQ: Персональная идентичность

7 фактов о проблеме самоопределения современного человека

В ситуации современности появляются проблемы с персональной идентичностью, которые были неизвестны на протяжении большей части истории.

1

Традиционный человек был глубоко инкорпорирован в свою социальную роль, и его общественное положение никак не расходилось с его представлениями о самом себе. Это было связано с тем, что в обществах прошлого существовали достаточно ясные метафизические и религиозные картины мира, которые гарантировали человеку его идентичность: он знал, кто он, что он делает в этом мире и каково его предназначение. Иногда, конечно, он мог ошибиться, но, тем не менее, всегда имел представление о том, что эти вопросы могут быть решены правильно. Кроме того, традиционное общество было относительно несложным с точки зрения дифференциации ролей – все они были объединены в более менее целостное комплексные образования. Это не означает, что в традиционном обществе нет примеров индивидуализации, сходных с современной ситуаций. Например, индивидуализирующий биографический момент в досовременных обществах регулярно обнаруживается в тех случаях, когда мы имеем дело с увеличивающейся неопределенностью и контингентностью человеческого существования. Хороший пример тому – «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, тогда как Ян Ассман раскрыл этот сюжет на примере Древнего Египта. Но в целом это, скорее, исключение, а не правило.

Assmann J. Moses der Ägypter. Entzifferung einer Gedächtnisspur. München: Carl Hanser, 1998.

2

Современный человек по большей части не знает, кто он. Возникающая здесь напряженность проявляется в самых разных формах и на разных уровнях – от проблем выбора жизненных траекторий до чувства заброшенности и вопроса смысла жизни. Решение проблемы идентичности, в современной культуре реализуется в рамках некоторых базовых стратегий. Разумеется, я их изложу как обособленные типы, в реальной жизни индивида все они присутствуют в смешанном виде, каждый человек в той или иной форме прибегает к каждой из них.

Первая – это стратегия биографическая, в рамках которой человек определяет, кто он, отсылая себя к своему прошлому, к собственным переживаниям, чувствам и воспоминаниям. Нетрудно опознать современные формы реализации этой стратегии. Возьмем интернет. Основной, передовой формой его развития являются блоги и социальные сети: фэйсбук, вконтакте и так далее. Что это такое? Это форма выстраивания собственной биографии: современный человек настроен на то, чтобы сохранить историческую память о прожитой им жизни. Мы можем добавить к этому бесконечные фотоальбомы в разных формах и т.д. Фэйсбук, например, хорошо чувствует настроение на рынке и даже меняет свой интерфейс, ведя так называемый Timeline, чтобы сделать линию жизни пользователя более наглядной.

Помимо интернет-форм, ранее были выработаны достаточно сложные техники формирования биографической персональной идентичности: психотерапия, дневники, воспоминания – это вообще любая форма или любая площадка, где мы рассказываем о самих себе, включая элементарное CV. В целом эта стратегия поощряет индивидуализм и культивирование субъективности как специфическую черту модерна. Широкое развитие этой стратегии в современном мире предшествует длительная предыстория, включающая как религиозные представления об индивидуальной душе – в христианстве имеет особое значение история личного греха, — так и метафизические системы персоналистического типа, например, учение Сократа и Платона о бессмертной душе.

3

Существует и второй, существенно иначе формируемый, тип стратегий выстраивания самоидентичности. Это так называемая партиципативная стратегия построения персональной идентичности. «Партиципация» означает «участие», то есть определение себя через принадлежность к какой-то группе. В рамках этой стратегии принадлежность к «своей» группе одновременно определяет и группу «других», например, мы мужчины, но не женщины; мы взрослые, но не дети, «не кочегары мы, не плотники, а мы монтажники-высотники» и т.д.

Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001.

4

Партиципативная идентичность не является единым явлением, а распадается на две основные формы: функциональную и сегментивную (здесь я использую терминологию очень тонкого, на мой взгляд, систематизатора и исследователя этой проблемы — немецкого социолога Алоиза Хана).

Функциональная форма связана с базовым для современности процессом дифференциации, специализации, разделения труда и так далее. Это та форма, в рамках которой мы определяем себя, например, как журналистов, как ученых или как отцов. В данном случае речь идет о том, что человек принадлежит к некоторой группе, которая выполняет в обществе примерно такие же функции, что и он. Особенностью этой идентичности является то, что человек, как правило, редко встречается с представителями своей группы, а чаще – с представителями других групп: продавцы встречаются с покупателями, преподаватели встречаются со студентами. Легком заметить, что эта форма индентичности имеет космополитический характер, куда бы вы не отправились, вы, как ученый или как покупатель оказываетесь на своем месте в соответствующей ситуации, понимаете, как вам себя вести и что от вас ожидается.

Вторая форма партиципативной идентичности – сегментивная. Это причисление себя к некоторой группе «своих». В современном мире существует несколько форм такого рода идентичности: прежде всего, государственная, национальная и религиозная, хотя это могут быть и какие-то более локальные сообщества. Сюда же можно отнести и классовую идентичность как специфическую марксистскую конструкцию.

Hahn A. Konstruktionen des Selbst, der Welt und der Geschichte. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2000.

5

Все эти стратегии построения идентичности находятся в достаточно сложных взаимосвязях. Например, в отношении сегментивной идентичности всегда есть подозрение, что она фиктивная. Тем не менее, запрос на нее в современном обществе очень высок, т.к. при функциональной идентичности в современном усложняющемся обществе человек испытывает постоянный стресс, связанный со все большей специализацией и изоляцией: он не просто ученый, а еще специалист по какой-то определенной теме, и говорить серьезно об этой теме он может не со всеми учеными, а только с десятью в мире. В таких условиях сложно поддерживать свою идентичность, и под грузом давления дифференциации сегментивная идентичность остается необычайно востребованной.

Таким образом, современное общество не ведет к снижению или к исчезновению таких феноменов как, например, национализм или религиозность, а напротив, постоянно демонстрирует движения в сторону их интенсификации. Нынешнюю ситуацию, связанную с проблемами религии, некоторые исследователи называют постсекулярностью, имея в виду, что мы наблюдаем достаточно широкое возвращение религии в нашу жизнь, хотя, казалось бы, для этого нет никаких оснований.

Сейджман М. Сетевые структуры терроризма. М.: Идея-Пресс, 2008

6

Проблема с персональной идентичностью сегодня не может быть решена. Это связано с некоторыми структурными особенностями современного общества и с тем, что названные мной стратегии для полного решения недостаточны. Современный человек всегда ощущает, что он богаче любой формы идентичности, к которой он может прибегнуть, в чем-то он всегда остается «человеком без свойств».

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.

7

Эту ситуацию очень ясно диагностировал, например, Карл Маркс, когда определил проблему отчуждения. Хотя, на мой взгляд, придал ей чрезмерно драматический характер в связи с пролетариатом. Человеку в современном обществе необходимо выполнять некоторую социальную роль, то есть иметь функциональную идентичность, но он чувствует, что этой ролью он не исчерпывается. Он выполняет огромное количество функциональных ролей: утром он отец, днем пассажир, преподаватель, ученый, администратор, покупатель, посетитель ресторана и так далее. Тем не менее, человек не чувствует себя идентифицированным настолько плотно, чтобы сказать: «вот это я и есть». Вильгельм Дильтей определил специфику этой ситуации следующим образом: «индивиды не включены в комплекс воздействий во всей своей целостности». Кризис персональной идентичности – это перманентный кризис современного человека.

Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Пер. с нем. под ред. В. А. Куренного. — М.: Три квадрата, 2004.

Виталий Куренной

кандидат философских наук, заведующий отделением культурологии ВШЭ, научный редактор журнала "Логос"

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • Vediki
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции