html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Если нет концепции будущего, никакая система образования не поможет»

Ирина Прохорова, издатель «Нового литературного обозрения» и руководитель Фонда Михаила Прохорова, рассказала «Бумаге», чего не хватает для создания адекватной системы образования, почему Болонская конвенция и государственные реформы не работают как надо, а на гуманитариев в России не обращают внимания.



Фото: Виктория Взятышева / «Бумага»

— Как вы считаете, положение, в котором находится сейчас российское образование, можно назвать катастрофическим?

— Я не любитель таких терминов, как «катастрофа», «ужас», «распад». Я думаю, что достаточно драматическая ситуация связана с тем, что нет некоторого консенсуса в обществе по поводу концепции будущего: в какой стране мы хотим жить, какую страну мы строим — таких разговоров вообще не ведется. А образование всегда есть некоторое символическое отражение той картины мира, которая существует в данной стране. Все меры, которые у нас принимаются в образовании, — это противоречивые, отчасти друг друга аннигилирующие тренды. То есть часть образования мы модернизируем — это идеология открытого общества, интегрированного в мировое сообщество, а с другой стороны, мы видим целый ряд решений, которые, наоборот, направлены на изоляцию общества, на отрезание свободного доступа к образованию. Это несовмещение, некая культурная шизофрения и приводят к тому, что хаотически привносятся разные фрагменты других систем без понимания для чего.

— Например, та же болонская система. Как вы считаете, в нашей стране она прижилась?

— Да вы хоть марсианскую конвенцию возьмите — без понимания общей концепции образования никакие механистические перенимания систем не помогут. Ничего плохого в Болонской конвенции нет — просто это не делает наше образование более современным и конкурентоспособным, пока у нас полная невнятица. Огрубляя ситуацию: если мы растим своих детей, для того чтобы они стали пушечным мясом в милитаристской доктрине, то это один тип образования.

«Идет всемирная битва за интеллект: только с помощью него сейчас возможно сделать развитую конкурентоспособную экономику»

Введение всяких НВП (начальная военная подготовка) и еще каких-то странных предметов как обязательных — это как раз такая модель: послушные, дисциплинированные и полуобразованные люди, которые хороши для того, чтобы заниматься завоевательными войнами. Но если мы, наоборот, хотим конкурировать с другими странами, нужен другой тип человека на выходе: поливалентный человек, обладающий целым рядом навыков, умением осваивать новые профессии, решать какие-то задачи, создавать какие-то проекты. Тогда это совершенно другое образование. Форма, способ образования вытекают из главных задач.

— Этой же проблемой непонимания единой задачи вызвано и то, что у нас фактически не востребованы гуманитарии? На Западе выплачивают достаточно большие гранты, стипендии, а у нас гуманитариев относят к неприоритетным направлениям.

— Это палка о двух концах. С одной стороны, в общественном сознании гуманитарные науки очень важны, конкурс в гуманитарные вузы колоссальный. Другое дело — государственная позиция. Раньше гуманитарные науки интересовали власть, прежде всего, потому что это были площадки, где воспроизводились идеологические работники. Хотя, увы, мы опять видим идеологизацию гуманитарного образования: например, начинаются разговоры о фальсификации истории. Поэтому я бы не сказала, что к гуманитарной науке есть абсолютное пренебрежение, просто государство вообще не очень понимает, как образование структурируется, каковы приоритеты, каким образом выстроить систему образования. Происходит столкновение осколков старой мифологии, какого-то ностальгического прожектерства с идеологией 90-х годов, немного искаженной, но все равно идеей открытого развития, и в этой каше создается не очень приятная ситуация.

— В конце прошлого года Госдума приняла закон «Об образовании». Можно ли теперь говорить о появлении четкой концепции будущего?

— Я спрашивала в эфире программы «РБК» замминистра по образованию о резких переменах, которые обрушились на образовательный процесс. Я попросила объяснить: «Вот вы меняете систему высшего образования, но во имя чего это делается? Какого человека вы хотите на выходе получить? Для демократического общества или милитаризованного, для открытого или закрытого?». Честно говоря, я не получила ответа. Мне кажется, здесь проблема в том, что две противоположные тенденции сталкиваются друг с другом. С одной стороны, высшее образование хотят демократизировать, либерализировать, а с другой — что творится в школах? Сплошной обскурантизм. Чему же тогда вузы будут обучать, если из школы выходят дети с зашоренным сознанием?

«Государство вообще не очень понимает, как образование структурируется, каковы приоритеты, каким образом выстроить систему образования»

Если говорить о сокращении вузов: часть людей идет в университеты, чтобы избежать армии. Может быть, мы поборем милитаристкое лобби, перестроим армию и половина проблем в образовании решится сама собой? Невозможно что-то делать, игнорируя проблемы в других областях. Образование действительно устарело, оно во многом осталось советским по своей структуре и дисциплинам. Но что-то меняя, надо понимать традиции в образовании и готовность людей. Да и часто наши реформы делаются традиционным советским образом, то есть за счет людей: взять, к примеру, несколько искусствоведческих институтов, слить в один, из 800 человек оставить 100. А что с остальными? Чем они будут заниматься? И вот здесь же кроется отношение к человеку и хочется задать вопрос: для кого вы делаете это образование? Критиковать, конечно, легко, но боюсь, что игнорирование в принятии серьезных решений этих вопросов может привести к известной фразе Черномырдина: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда».

— Вы сказали про идеологизацию образования. Сейчас уже наметилась довольно острая проблема, связанная с клерикализацией общественной жизни — в том числе образовательных программ средней и высшей школы. Ученикам пятых классов преподают основы религии, в некоторых случаях принуждая выбирать изучение православия, в вузах открывают целые теологические факультеты. Какие цели преследует государство, постоянно обращая народ к религии?

— Теоретически, если отвлечься от контекста, ничего страшного в этой идее нет — почему бы не рассказать детям, на чем основаны разные религии? Но в реальности это предлог для вхождения православной церкви в школу и подмена светской школы религиозной. Обществу сказать нечего, а государство не понимает, что обществу диктовать. Выходит, что создается идеологический вакуум в традициях тоталитарного государства, где есть жесткая идеология. Это мечта целого ряда людей, которые думают: дайте нам определенную идеологию и будет жизнь прекрасна. Вот и церковь, за неимением другого, привлекается, чтобы решить проблему. Но это порочно для самой церкви, которая постоянно себя дискредитирует: ведь зависимость церкви от государства сыграло роковую роль и во многом погубило этот институт — из истории мы знаем, что церковь стала игрушкой власти и придатком идеологии. А во-вторых, эта тенденция ужасна и для общества: по Конституции мы вроде бы светское государство, а в реальности становимся клерикальным.

«Образование действительно устарело, оно во много осталось советским по своей структуре и дисциплинам. Но что-то меняя, надо понимать традиции в образовании и готовность людей. Да и часто наши реформы делаются традиционным советским образом, то есть за счет людей»

Проблема еще в том, что церковные кадры не готовы к правильному и грамотному преподаванию. Страшно то, что из всех инициатив не получится верующего общества, а наоборот, вырастет целое поколение нигилистов — и это мы проходили во второй половине XIX века. Более того, это будет большим ударом для истинно верующих людей, потому что дискредитация института церкви ударит по людям, которые серьезно относятся к религии. Это колоссальная ошибка — пытаться, как обычно, найти простой выход из сложного положения.

— Получается, что общество все равно нуждается в гуманитарных науках, а государство эти потребности не реализует. Возможно ли сделать так, чтобы образовательная политика устраивала всех — и людей, и власть?

— Можно с помощью экспертов и практиков заниматься разработкой новых программ. С учетом специфики России попытаться адаптировать мировой опыт, но не сразу брать что-то с потолка и пытаться это вкрутить. И вообще, надо подойти спокойно, без истерик, без криков про особый менталитет, который оправдывает все, что у нас происходит. Идет всемирная битва за интеллект: только с помощью него сейчас возможно сделать развитую конкурентоспособную экономику. Когда мы говорим о рабочих, у нас все равно остается картинка доисторического мышления: работяги с лопатами крутят какие-то гайки.

«Теоретически, если отвлечься от контекста, ничего страшного в этой идее нет — почему бы не рассказать детям, на чем основаны разные религии? Но в реальности это предлог для вхождения православной церкви в школу»

А на самом деле сейчас на предприятия, связанные с компьютеризацией и сложными технологиями, требуются высокообразованные люди — это и есть запрос общества. И не дожидаясь государства, люди копят деньги на образование детей, понимая, что путь в светлое будущее, путь к социальному лифту идет через образование. И не то чтобы государство было против, но оно не может понять систему делегирования полномочий в обществе, а по старинке пытается руководить всем на свете.

— И часто получается так, что после окончания вуза человек остается невостребованным.

— Человек учится всю жизнь — это главная тенденция нашей эпохи: недостаточно окончить вуз, а потом успешно работать до пенсии. Сейчас столь быстро идет устаревание знаний, что необходимо всю жизнь доучиваться. Надо сочетать государственную стратегию в образовании с быстрым реагированием. У молодого человека, приходящего в вуз, есть здоровое чувство конъюнктуры, что сейчас требуются такие-то специалисты. Никому не хочется быть на обочине и заниматься неизвестно чем. А у нас настолько неповоротливое образование, что оно не успевает за этим, потому что оно централизовано, унифицировано и бюрократизировано.

«Происходит столкновение осколков старой мифологии, какого-то ностальгического прожектерства с идеологией 90-х годов, немного искаженной, но все равно идеей открытого развития»

— Наверное, частные фонды в этом плане больше ориентируются на общественные потребности. Какие преимущества у частных образовательных инициатив в отличие от государственных?

— Возможность поддержать образование со стороны частных структур, фондов, корпораций практикуется по всему миру. Государство потому и делегирует огромное количество функций, что в таком сложном многоуровневом мире оно не способно выполнить все обязательства. Частные фонды быстрее реагируют, а государственный аппарат по природе своей медленный и не может быстро принимать решения. И если есть общая стратегия, она не предполагает стремления государства быть затычкой в каждой бочке. Она предполагает правильное координирование усилий, ведь частные фонды способны мобильно перестраиваться и влиять на государственные институции, которые тоже должны конкурировать, и это надо обратить в позитив. Если поднимать частные учебные заведения, которые дают хорошее качество образования, где появляется идея престижа профессии, то это влияет на общий уровень образования, и все подтягиваются.

Материал подготовлен при информационной поддержке проекта «Арт Личность»

 

Читайте также:

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с paperpaper.ru

15

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • paperpaper.ru
          • домен paperpaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции