html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Треш-дизайн и общество потребления



Язык дизайна только на первый взгляд кажется простым цитированием стилей и трендов. На самом деле каждый, умеющий читать скрытые смыслы, обладающий системным знанием, может прогнозировать поведение как одного человека, так и целой цивилизации всего лишь исходя из эстетических предпочтений. В последнее время набирает обороты треш-дизайн, все более популярен винтаж как в моде, так и в интерьере. Откуда же растут корни у этих причудливых цветов?

Rabih Hage Hotel, London

Лондон, престижный отель Раби Хадж (image via archinovosti.ru)



Феномен Плюшкина подробно описан незабвенным Гоголем. Прореха на теле человечества, человек, дошедший до крайности в своей скупости, ворующий даже у собственных крестьян, подбирающий всякий хлам в свою нору – этот образ стал одним из самых ярких в мировой литературе, в одном ряду с бальзаковским Гобсеком. И тем, и другим двигало желание наживы, вытеснившее все человеческие чувства, желание столь сильное, что уже опрокидывало законы формальной логики – так, хлеб и холст, собранный Плюшкиным в качестве оброка, гнил без толку, поскольку хозяин никак не мог сложить цену своему товару и переругался со всеми перекупщиками.

Гиперболизация в литературе вещь привычная, а что же происходит с нашими современниками. Шопоголизм – это всего лишь еще одна разновидность плюшкинизма, когда дом набивается совершенно ненужными вещами, некоторые из которых так и не пригодились ни разу, зато были куплены на распродаже и со скидкой. Старики скатываются и до буквального копирования литературного персонажа, щеголяя в засаленной одежде и затаскивая в дом всякий мусор с помойки, в надежде, что когда-нибудь пригодится.

Системно-векторная психология объясняет эти на первый взгляд не связанные явления очень просто: представители кожного вектора, охотники и добытчики от рождения, находят свою ущербную реализацию вот в таком бессмысленном складировании самых разных предметов, объединенных только соблазнительно низкой ценой или статусом бесплатной поживы.

Как успешный человек вдруг проваливается в яму тотальной скаредности? И чем обусловлено такое перевоплощение? Врожденные свойства кожного вектора – вне пещеры охота за добычей, а внутри сохранение пищевых запасов. Это древняя архетипичная программа, в которую проваливается человек в результате длительного сверхстресса. Вспомним парадный сухарь Плюшкина или гниющее мясо в соседней со спальней комнате Гобсека. Развитый кожник реализует свои свойства наружу, на пользу всей стае: экономит время, природные и человеческие ресурсы и запасы – для всех. Неразвитый, архетипичный – все пытается потребить сам, все в себя, даже если уже не лезет. «Это тебе, а это – все время тебе», – откладывая добычу в свою сторону, приговаривал обаятельный воришка контрабандист Попандопуло (орально-кожно-зрительный, вечно «влюбленный») из к/ф «Свадьба в Малиновке».




Среди проявлений архетипичного кожного вектора стоит назвать также воровство (по-животному понимаемая добыча) и жизнь по принципу «после нас хоть потоп». Расточительность, страсть к одноразовым упаковкам, проектам, отношениям – так проявляется свойственная кожному вектору жажда изменений и попытка через обладание дорогими и все более новыми вещами повысить свой статус. Кожники – первые претенденты на роль лидера, и заявляют они о своих амбициях именно через гиперпотребление или погоню за статусностью во всем.

Казалось бы – при чем тут дизайн? Очень просто. Типичный кожник следует моде, использует новейшие технологии, для него важно быть первым во всем. Технологии экономят время, заботятся о комфорте. Еще кожник любит тактильные ощущения, поэтому его среда обитания должна быть приятной наощупь в том числе. И, конечно, очень важна для кожного лидера смена впечатлений: сегодня один дизайн, завтра другой, еще моднее, еще круче. Все надоевшее – в утиль, на свалку!

Так западная цивилизация накапливала вокруг мегаполисов целые горы мусора, который стал захватывать уже и территорию, не освоенную человеком. Планета стала задыхаться в собственных отходах. Тогда развитые кожники сообразили, что это нерационально – так расходовать ресурсы и ставить под удар общий дом, здоровье всех и каждого. Ведь забота о здоровье, рационализация и оптимизация, разумные ограничения – тоже черты кожного вектора.

И вот на гребне волны оказываются два на первый взгляд разных, но внутренне родственных тренда: винтаж и эко-дизайн. Первый кожники позаимствовали у влюбленных в старину анальников, которые никак не могут расстаться с фамильной мебелью, а также у плюшкиных, вообще ничего не выбрасывающих. Эко-дизайн – это дизайн, максимально сохраняющий природные ресурсы. И здесь возможны варианты: во-первых, вещи, из натуральных материалов – при их производстве и использовании выделяется меньше вредных веществ, во-вторых, вторично использованные материалы, так называемый ресайклинг, и в-третьих, предметы настолько универсальные, удобные и прочные, что будут служить достаточно долго и замена им потребуется нескоро. Треш-дизайн где-то посередине между винтажом и ресайклингом, поскольку в его изготовлении используется вторсырье, да и вид у подобных произведений далеко не новый.

История сделала остроумный поворот, превратив плюшкинизм в модный ресурс для обновления среды без особых затрат. Что, однако, не снимает проблем с гипернакоплением и шопоголизмом у архетипичных кожников. Гоголь и Бальзак по-прежнему актуальны.






Статья написана по материалам тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с livejournal.com

5

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • nataliecroca
          • домен croca.livejournal.com
          • домен livejournal.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции