html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Учителя большого города. Алина Корбут

 
Алина Корбут, учитель биологии

О научной работе

Я занимаюсь исследованием РНК-интерференции. Это очень интересный механизм, открытый в 1998 году иностранными учеными К.Меллоу и Э.Файром. Уже в 2006 году им дали Нобелевскую премию — это очень маленький срок для практической биологии, что подчеркивает важность их открытия. Лабораторий, которые занимаются фундаментальными исследованиями в этой области (не практическим применением), в мире довольно много, но в России единицы.

Мы изучаем механизм, который ответственен за подавление мобильных элементов в геноме. Геном эукариоты похож на глянцевый журнал, набитый до отказа рекламой и всякой ненужной информацией. Часть этой «рекламы» довольно агрессивно себя воспроизводит и умножает количество копий в «журнале». Поскольку перемещение этих элементов вызывает мутации, если им дать волю, то они нарушат какой-нибудь ген. И если клетка не будет подавлять этот процесс, то наступает геномная нестабильность. Появляются, например, стерильные животные, у которых не происходит образование половых клеток из-за множества нарушений в ДНК. Собственно, мы и изучаем, как клетка подавляет перемещение мобильных элементов при помощи РНК-интерференции.

У этой сферы исследования есть широкое прикладное русло, потому что речь идет о механизме, при помощи которого мы можем выключать гены на какое-то время или навсегда. Уже в начале 2000-х годов началось широкое использование этого инструмента — в основном в фундаментальной науке, но есть масса разработок по лечению некоторых заболеваний, в том числе наследственных.


​Об этике в генетике

Проблема в том, что человеку, в отличие, скажем, от мухи-дрозофилы, мы не можем ввести в геном ту или иную последовательность, которая кодирует короткие РНК, просто по этическим соображениям. Есть законодательный мораторий на генетическую модификацию людей, он существует в большинстве стран, за исключением тех, экономическое состояние которых не позволяет в принципе заниматься молекулярной генетикой. Причем регламентированы эксперименты не только с людьми, но и с крупными обезьянами и другими позвоночными, не только генетические, но и поведенческие.


Школа должна быть открытым местом, куда приходят профессиональные ученые — читать отдельные лекции или короткие курсы

Этические комитеты — очень серьезная инстанция, которая действительно контролирует деятельность ученых. Можно много говорить о том, что бы ученым хотелось выяснить, но существует законодательство, и мы должны его соблюдать. Это практический вопрос. Как всякая экспериментальная наука, биология очень деньгоемкая: нам нужны приборы, дорогие реактивы, сложная органика, поэтому без финансовой поддержки — как государственной, так и частной — практическая биология выжить не может никак.


Об ученых в школах

Школа должна быть открытым местом, куда приходят профессиональные ученые — читать отдельные лекции или короткие курсы. Мне кажется, что детям очень важно показывать конкретных людей, которые занимаются наукой. Например, я часто вспоминаю безумно интересную лекцию Сергея Константиновича Ландо, декана факультета математики в ВШЭ, доктора физико-математических наук. Он рассказывал про теорию графов, топологию, теорему Ферма, и я подумала, что если бы мне все это в школе рассказали, кто знает, может, я стала бы математиком, а не биологом. Ведь мне на самом деле просто повезло с преподавателями биологии в школе. А если детям будет везти со всеми преподавателями, они будут более свободны в выборе профессии. Сейчас этот выбор абсолютно слепой.

Кроме того, при непосредственном общении с людьми науки дети впитывают от них много важного: то, как они говорят, как объясняют, какие видят логические связи, что принципиально, а что нет. Нужно привлекать к преподаванию ученых, чтобы приблизить друг к другу науку и школьное образование. А новый закон об образовании фактически отрубает эту возможность, потому что ставит крест на совместителях: в качестве решения проблемы низкой оплаты предлагает уволить их и передать нагрузку учителям на постоянной ставке.


​Об учебниках, наборе фактов и микроскопе

Есть несколько проблем с биологией в школах. Во-первых, учебники. Они очень запаздывают, большинство соответствует учебникам, которые издавались на Западе в 1970–1980-е годы. И это позор. Написаны они порой настолько тяжеловесными фразами, что сквозь них невозможно продраться. Содержательно все правильно, но вот я должна одну фразу три раза прочесть, чтобы понять. А как быть ребенку? Слава богу, тут ситуация начала меняться, например, есть чудесные учебники по ботанике для 7 класса, которые написали В.В.Чуб и Ю.В.Малеева, — прекрасные книги, их можно перед сном читать для удовольствия. В них постоянно описываются эксперименты, и это правильно: биология — экспериментальная наука, надо много показывать. Человек, который не смотрел в микроскоп, не может ничего понимать в биологии.

Во-вторых, проблема в способе изложения. Наука — это на самом деле не то, что мы знаем, а то, как мы это узнаем, то есть метод. Иногда важнее рассказать ученикам, как мы узнали тот или иной факт, чем изложить сам факт. Наука — это история про проверку гипотез, фальсифицируемость, верифицируемость и т.д. И про Лакатоса и Куна детям в школе тоже было бы неплохо рассказывать.

Алина Корбут, учитель биологии


Наука — это на самом деле не то, что мы знаем, а то, как мы это узнаем, то есть метод. Иногда важнее рассказать ученикам, как мы узнали тот или иной факт, чем изложить сам факт

В биологии методология очень важна. В учебнике есть главы про микроскопию, что-то сказано даже про генетическую инженерию, буквально в двух словах, но большинство фактов даются как догмы. Дети не пытаются их осмыслить и не понимают, откуда они взялись. Биология превращается в набор фактов. В истории биологической науки очень много внутренней логики. Но все эти связи опускаются, чтобы не увеличить объем учебника в три раза.

Если понимать причины, общую идею, тогда факты выводятся сами собой, их не нужно помнить. И для того чтобы передать ученикам эту идею, создать у них в голове систему, я должна идти на уровень глубже учебника. Ну и апеллируя к науке тридцатилетней давности, это нельзя сделать. Если надо выстроить систему, она должна быть современной, иначе ты врешь.

 
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с bg.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • bg
          • домен bg.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции