Кэрол Вордерман — британская телеведущая и советник Дэвида Кэмерона по вопросам математического образования. В своей книге «Как научить ребёнка учиться» она рассказывает, как школьникам (и младшеклассникам, и подросткам) объяснить самые простые вещи, которые помогут в учёбе. Поиск информации, списки приоритетных задач и даже расписание дня. Да, это всё очень важно.
На самом деле книга Вордерман — это иллюстрированный справочник с множеством таблиц, схем и картинок. Возможно, кому-то покажется, что автор повторяет довольно очевидные и простые вещи: почему важно делить материал на кусочки, повторять, а не учить за раз, работать в команде и соблюдать режим дня. Это простая и понятная инструкция для родителей (и подростков), с чего начать и какие методы обучения вообще есть.
Довольно часто проблемы с учёбой бывают не из-за того, что кому-то не дано понять логарифмические уравнения или запомнить всех Рюриковичей. Просто вы не нашли подходящую для ребёнка систему обучения и не развили необходимые для его типа навыки. Кэрол Вордерман выделяет несколько типов учеников и одновременно способов обучения:
Визуальный. У этих детей развито пространственное мышление, они любят делать зарисовки и наброски, создавать интеллект-карты, рисовать диаграммы.
Вербальный. У таких учеников богатый словарный запас, в речи они опираются на ритм и рифму.
Логический. Этим детям хорошо даются математические науки. Видя причинно-следственные связи, они легко составляют логические цепочки. Они хорошо составляют списки задач, в которых всё выстроено от сложного к простому, от главного — к второстепенному.
Слуховой. Чаще всего ученики этого типа увлекаются музыкой. Они легко запоминают информацию на слух, любят аудиолекции и подкасты.
Физический. Такие дети любят действовать и обдумывать задачи в движении. Они из тех, кто разбирает вещь на мелкие детали, чтобы понять, как она устроена изнутри.
Самые эффективные — активные методы обучения. Когда вся информация анализируется, ученик задаёт вопросы, изучает дополнительные материалы, чередует и комбинирует разные виды работ по теме. Вот некоторые способы активного обучения:
Хорошо организованная подготовительная работа — это половина успеха. Важно знать свои слабые и сильные стороны, поставить цель и, главное, — представлять, как вы собираетесь её достигать. Специалисты по тайм-менеджменту рекомендуют «метод салями»: разбить большое задание на много маленьких — всё равно что нарезать колбасу на одинаково ровные ломтики небольшого размера.
Ещё одно интересное наблюдение: оказалось, что так любимая всеми многозадачность снижает активность мозга. Гораздо эффективнее разбить все дела на блоки и выполнять их по очереди, не отвлекаясь ни на что другое.
Тем не менее, правильно составленное расписание — ещё не гарантия выполненного проекта. Чтобы сдавать работу к нужному сроку, школьники должны учиться обратному отсчёту времени. При этом сроки на задачи нужно брать с запасом, чтобы было время внести правки, дописать или даже переписать какие-то части работы.
Кажется, кто сейчас пользуется библиотеками. Но, по мнению Кэрол Вордерман, они незаслуженно забыты, а ещё библиотека — идеальное место для того, чтобы погрузиться в учёбу с головой (Вордерман называет это «состоянием потока»). А ещё школьники не всегда правильно понимают список рекомендуемой литературы: читать все книги оттуда совсем не обязательно. Нужно выделить основные источники и начать с них. Причём пользоваться дополнительной литературой тоже нужно и полезно — это один из методов активного обучения. Если предстоит работа с большим объёмом информации, поможет навык выборочного чтения: искать ключевые слова и выделять основные моменты текста, сверяясь с оглавлением. Но самым важным навыком обучения Кэрол называет умение находить первоисточники и всегда сверяться с ними. А ещё внимательно проверять качество цитат.
Чтобы запомнить всю необходимую информацию, нужно, как ни банально, регулярно её повторять. Вордерман предлагает делать это в конце каждой недели и каждого месяца, выписывая ключевые слова и фразы на отдельные карточки. Нет смысла повторять материал, если у вас нет общего представления о предмете. Усвоить информацию детям помогут такие приёмы:
Не забывайте делать перерывы: младшие школьники должны отдыхать каждые полчаса, а старшие могут заниматься подряд 45-60 минут, после чего рекомендуется сделать паузу на 15-20 минут.
Получая информацию, мозг кодирует её, после чего она отправляется в память. Когда нам необходимо что-то вспомнить, мы пользуемся долгосрочной памятью, извлекая из неё закодированную информацию. Комбинирование нескольких подсказок и органов чувств называется множественным кодированием. Этот метод позволяет задействовать органы чувств и творческие способности: процесс обучения становится более увлекательным, а материал легче усваивается.
Подсказкой может служить что угодно. Допустим, части тела. Например, запоминая строение атома, можно представить руку как основной элемент, а пальцы — его части. Для стимуляции памяти можно применять не один, а несколько техник повторения.
Тебе это не нравится?
You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.