html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Что делают лингвисты в операционной и можно ли плакать на разных языках?

Центр языка и мозга Высшей школы экономики создан в этом году на базе Лаборатории нейролингвистики. Научный сотрудник Центра, кандидат филологических наук Анастасия Лопухина, рассказала «Ножу» о том, когда начинает формироваться язык, как по плачу различить детей разных национальностей, как лингвисты помогают нейрохирургам и почему не нужно ужасаться неграмотным текстам в интернете.

— Чем занимаются в Центре языка и мозга?

— Большая часть наших сотрудников занята в клинических исследованиях, которые проходят на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации. Наши лингвисты вместе с врачами Центра, клиническими логопедами, помогают людям, например, восстановить речь после инсульта: зная, какие зоны мозга поражены и какие при этом речевые функции нарушены, мы разрабатываем методы инструменты, позволяющие точнее диагностировать тип афазии и компенсировать эти речевые дефициты.

Также наши коллеги участвуют в операциях на мозге. Допустим, нужно удалить опухоль рядом с речевым центром. Пациента усыпляют, вскрывают его черепную коробку, затем его пробуждают.

— Как в «Докторе Хаусе»?

— Примерно. И так как в мозге нет болевых нервов и человек ничего не чувствует, врач стимулирует разные зоны мозга, а пациент выполняет речевые тесты: называет картинки, заканчивает предложения.

Лингвисты наблюдают за этим, и если во время очередной стимуляции пациент замолчал или ответил неправильно, значит, затронули критически важный участок, и его нужно обойти во время операции. Хирург помечает такие участки.

Кроме блага пациента, во время таких операций решаются и научные задачи. Допустим, человек правильно называет картинки, но не может закончить предложение: после стимуляции у него нарушился синтаксис — значит, говоря очень просто, мы видим, где сосредоточен синтаксис.

— Где у нас речевые зоны?

— В основном это низ лобной и верхняя задняя часть височной доли левого полушария. Но в порождении и восприятии речи участвуют не только они, но и проводящие пути, связывающие эти зоны с другими участками коры, ответственными за память, эмоции и другие высшие психические функции.

Но я работаю только в нашем Центре языка и мозга и занимаюсь психолингвистикой. Психолингвисты не смотрят, как непосредственно работает мозг, мы изучаем связь поведенческих и речевых функций и пытаемся понять, что от чего зависит в порождении и понимании языка.

— Расскажи о Лаборатории детской речи, в которой ты работаешь.

— В двух словах — мы изучаем, как дети осваивают язык.

— В детской психолингвистике уже есть наблюдения, выводы о том, от чего зависит возраст формирования речи и ее качество? И как связаны поведение и речь ребенка?

— Мы уже знаем, что дети, рожденные носителями разных языков, уже в младенчестве плачут по-разному, с разными интонационными контурами. Интонации — это первое, что усваивает ребенок в языке, еще до рождения, в третьем триместре. Звуки там нельзя различить, но тоны внешних шумов ребенок слышит. Естественно, что лучше всего он слышит тоны материнской речи.

И сразу после рождения младенец узнает голос матери: если мама и другая женщина читают одну и ту же сказку, ребенок будет реагировать на них по-разному, даже не видя их, не ощущая их запах.

— То есть по плачу можно отличить китайского ребенка от немецкого?

— По тону плача. И, конечно, не на слух, а с помощью звукоизмерительной аппаратуры.

— Так от чего зависит, что ребенок заговорит рано и хорошо?

— Во-первых, у него должно быть достаточное количество input’а, он должен услышать много речи, причем обращенной именно к нему. Потом, для того чтобы речь запустилась, у ребенка должна быть мотивация общаться, необходимость и умение попросить — жестами, мимикой. Расстройство этой мотивации может быть связано в дальнейшем с другими расстройствами аутического спектра.

Если говорить именно о возрасте, то, конечно, никакой ребенок не заговорит раньше года, но распознают слова, которые часто слышат, дети уже с 6–7 месяцев. Но вообще, в 10–12 месяцев часть произносимых звуков можно уверенно отнести к попыткам осмысленной речи.

— А если говорить о «феномене Маугли», когда ребенок социально изолирован, до какого возраста у него есть возможность заговорить?

— Тут нужно говорить не только о языке, а в целом о критических периодах развития, которые есть не только у человека.

Например, в одном исследовании новорожденным котятам заклеили один глаз, и, когда по истечении предполагаемого критического периода развития зрения открыли этот совершенно здоровый глаз, они им не видели. То есть глаз видел, а мозг не видел.

То же и с речью. Известен случай американской девочки «одичавшей Джини», которую первые 13 лет жизни родители держали практически в полной изоляции, привязывали к стулу одну в комнате, наказывали за попытки говорить. После освобождения с ней долго работали американские психиатры, из случая Джини выросла целая научная программа. Ее пытались адаптировать к социуму, но это было очень трудно. Что касается языка, Джини смогла освоить какое-то, очень несущественное, количество лексики и грамматики, но полноценно общаться, конечно, она тоже была не в состоянии. Но это хоть и очень печальный, но все же и очень маргинальный случай.

А лучший способ сделать так, чтобы ребенок заговорил рано и хорошо, давно придуман, и его используют все хорошие родители. Это тот самый baby talk, все эти «Ой, смотри, что у нас тут? Солнышко!» Утрированная материнская речь фокусирует внимание ребенка, помогает ему связать означающее и означаемое, звук и картинку. Дети, с которыми мамы много так разговаривали, лучше понимали слова, чем те, чьи матери, будучи в послеродовой депрессии, общались с ними с меньшими интонационными вариантами — то есть попросту холодно, отстраненно.

— Как устроен детский билингвизм?

— Если мама говорит на одном языке, а папа на другом, то ребенок слышит в два раза меньше и того и другого языка, чем если бы родители говорили на одном. Он заговорит на обоих языках, но позже, чем его ровесники на своем единственном родном.

— Есть какие-то теории о детской языковой гениальности? То есть почему Пушкин в 15 лет писал, грубо говоря, профессиональные тексты?

— Умение построить длинное высказывание и целый рассказ — это очень сложная речевая компетенция, которой в полной мере не владеют обычные подростки. Полностью этот навык формируется иногда только к 20 годам. Это связано опять же с лобными долями, от которых зависит контроль и планирование, где рождается сознательное намерение построить рассказ.

Но в случае литературных вундеркиндов я не стала бы сводить их гениальность только к языковым способностям. У них в целом опережающее психическое развитие. А оно зависит от генетики и окружения, и гениальность — результат их особенного сочетания.

Но в любом случае, если у ребенка ускоренное развитие в любой сфере, не только языковой, если что-то он может делать как взрослый, все равно не стоит ждать и тем более требовать от него, чтобы он вообще вел себя как взрослый. Потому что, повторюсь, общее психическое формирование идет лет до 20. И мы помним примеры вундеркиндов, от которых много ждали и которые, утратив свои сверхспособности, тяжело адаптировались ко взрослой жизни, и судьба их складывалась иногда очень печально. Одно дело Пушкин, сформированная и гармоничная личность. И совсем другое — Ника Турбина, которая выпустила первый сборник своих стихов в девять лет, в подростковом возрасте начала пить, а в 27 лет трагически погибла.

— Насколько тесно связаны устная и письменная речь? Сейчас в интернете можно увидеть настолько некачественные тексты, что возникает подозрение, что их авторы очень слабо владеют языком вообще.

— Есть исследования, показывающие, что если ребенок в пять месяцев может отличить паттерны ударения родного языка от чужого…

— …Паттерны ударения?

— Например, первый слог должен быть безударный, второй ударный; если по этим паттернам ребенок может узнать свой родной язык, то освоит он его быстрее и лучше: у него будет большой словарный запас, сложный синтаксис, длинные предложения и т. д. Это что касается прогнозов на самом раннем этапе.

Если говорить о письме и чтении, то тоже есть вероятность, что ребенок начнет писать и читать тем раньше, чем он заговорил. Но есть такие вещи, как дислексия и дисграфия.

— Вот! В условных «одноклассниках» это они?

— Подожди.

Дислексия — это когда ребенок плохо соотносит звуки и буквы, переставляет слоги при чтении и, соответственно, плохо читает; дисграфия — то же самое при письме: путаются слоги, буквы.

— Это органическая вещь?

— Да, но она поддается корректировке.

У дислексии может быть фонологическая природа: ребенок плохо различает звуки и потом, когда при обучении письму звуки нужно связать с буквами, путает также и буквы. Главное не считать, что ребенок бездарь и плохо старается.

Можно научить его компенсировать эти недостатки, сейчас есть разные увлекательные для детей игры на эту тему.

— А можно ли сказать, что если люди плохо пишут, значит, они плохо усвоили язык в детстве?

— Письменная и устная речь связаны не критично, они не обуславливают друг друга. Вопрос всего лишь в тренировке. Речь — это навык, и если устную мы тренируем постоянно, без нее мы просто не сможем функционировать, то в письменной речи нет такой острой необходимости. Но ее и легче при желании тренировать, ведь ее можно планировать и продумывать так долго, как это необходимо. Тогда как устная — это страшно сложный процесс: мы одновременно думаем о том, что хотим сказать, подбираем слова, вставляем их в синтаксическое дерево, все это переводится в звуки, которые мы одновременно говорим и слушаем.

Мы с коллегой исследовали в этом контексте слова-паразиты — которые для порождения и понимания речи на самом деле совсем не паразиты, а помощники. Они дают нам время для планирования. Говорящему они помогают построить длинное высказывание, если у него мало подобного опыта. А слушающему они сигнализируют о затруднениях говорящего в высказывании. Наше понимание в принципе предсказательно: слушая, мы стремимся угадать, что нам скажут. И слово-паразит или разные «э-э-э», «м-м-м» готовят нас к тому, что дальше будет новое слово или сложная тема — говорящий их как раз сейчас ищет.

— И все-таки ответь на тот первоначальный вопрос: почему большинство наших соотечественников сейчас пишут в интернете так, будто они не учились в школе? Тебя это не ужасает?

— Мы сейчас все можем писать.

«Ужасает» качество письменных текстов только потому, что мы имеем возможность сравнить их с текстами наших предшественников из XX, XIX века — оттуда до нас дошли только лучшие тексты, которые создало грамотное образованное меньшинство.

А сегодня писать могут все и, соответственно, статистически мы видим и много «мусора».

Но вообще, я, кажется, догадываюсь, что именно тебя «ужасает» — не неграмотность как таковая. Я слышала, что если много раз видеть слово, написанное с ошибкой, то это может повлиять на ментальный лексикон даже грамотного человека, исказить образ этого слова и спровоцировать ошибку. Так что, люди, давайте писать грамотно! — что тут еще скажешь.

— А ты не видишь такой тенденции в пунктуации, когда пробел появляется перед знаком препинания ,главным образом запятой ,а после знака ,наоборот ,исчезает?

— Мне кажется, это просто личные свойства автора.

— Но и в ошибке же должна быть логика.

— Возможно, такие авторы не очень много печатают и просто не знают, где ставить пробел?

— То есть книжку в школе они не видели?

— Слушай, ну кто-то более внимательно относится к тексту и слову, кто-то менее. У кого-то лучше развито статистическое научение (которое начинает работать примерно в 10 месяцев), когда человек в своем языковом опыте может найти закономерности и вычленить «правильные» для его родного языка варианты. Пресловутая врожденная грамотность, которой, конечно же, не существует — это всего лишь начитанность, точнее — насмотренность. То есть тот, кто говорит, что у него врожденная грамотность, просто с детства много читает и помнит, как выглядят слова.

А кто-то не помнит. Или не читает.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с knife.media

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • knifemedia
          • домен knife.media

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции