html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Что было стыдно пропустить в 2016 году. Лучшие фильмы, сериалы, книги, альбомы и игры. Выбор «Медузы»

Что надо было обязательно смотреть, слушать и читать в 2016 году? «Медуза» собрала самое интересное из того, что случилось в массовой культуре за последние 12 месяцев. 5 фильмов, 4 сериала, 5 альбомов, 4 книги и 2 игры — если все это прошло мимо вас, постарайтесь наверстать в новогодние каникулы.

Кино

«Под покровом ночи»

режиссер Том Форд, США

«Под покровом ночи» с Эми Адамс и Джейком Джилленхолом — второй за семь лет фильм американского дизайнера Тома Форда и лучший психологический триллер 2016-го. Этот год — огромных потерь — научил нас тому, что культура должна сохраняться и воспроизводиться, и фильм Тома Форда в этом смысле — неожиданное и важное открытие (у нас есть второй Дэвид Линч). «Под покровом ночи» оказывается бесконечной смысловой матрешкой, которую хочется разбирать и анализировать так же, как картины Линча и Дэвида Финчера. Том Форд — гений нюансов, его фильмы следует смотреть дважды и даже трижды, вглядываясь в детали. И радостно подмечая, что зеленое платье на девушке и зеленая машина негодяев — это звенья одной цепи; впрочем, как и грязные ногти насильника и маникюр героини.

«Кубо: Легенда о самурае»

режиссер Трэвис Найт, США

Мультфильм года. Хотя основные награды между собой бесконечно делят Pixar и Disney (причем первый — часть второго), самые умные мультфильмы последних лет все же снимает Laika Entertainment, компания сооснователя Nike Фила Найта. Студия начала с мрачных сказок для Тима Бертона («Труп невесты») и Нила Геймана («Каролина в стране кошмаров»), а на 12-м году жизни решилась на серьезный разговор о смерти в страшном и грустном «Кубо: Легенда о самурае». В целом, все большие мультфильмы 2016 года были хороши: «Моана» учила следовать зову сердца; «В поисках Дори» сделала своими героями рыбок-инвалидов; «Зверополис» напомнил о том, что в разнообразии — сила. Но «Кубо» — самый пронзительный проект года и каллиграфия в чистом виде.

«Она»

режиссер Пол Верховен, Франция, Германия, Бельгия

Европейский фильм года. Есть режиссеры, которые умеют смешить и пугать одновременно; есть те, кого зритель одновременно и чувствует, и анализирует. Но так, чтобы все и сразу, — для этого надо быть Полом Верховеном. За свою карьеру он перепробовал (пускай это слово звучит так же грубо, как его режиссерский метод) множество актрис — Шэрон Стоун («Основной инстинкт», «Вспомнить все»), Элизабет Беркли («Шоугерлз»), Дженнифер Джейсон Ли («Плоть и кровь»). И лишь в 78 лет встретил силу, способную дать ему отпор, — фантастическую Изабель Юппер. Ее игра в этом фильме невероятна — особенно на контрасте с тихой и скромной работой в фильме «Сувенир», которая на фестивале в Торонто шла с «Ней» в соседнем зале.

«Ла-Ла Ленд»

режиссер Дэмьен Шазелл, США

Несмотря на то что «Ла-Ла Ленд» выходит в российский прокат только в январе 2017 года, не включить его в этот список мы не могли — это лучшее, что случилось в мировом кинематографе в 2016-м (мировая премьера состоялась в августе).

Изучая кассовые сборы российских фильмов, можно прийти к неожиданным открытиям. Например, к такому: музыкальный фильм — любимый киножанр советских зрителей — за последнюю четверть века фактически умер. Видимо, дело в том, что танец и песня даже на экране не могут быть интимным опытом зрителя. Ведь такие фильмы превращают весь кинозал в танцплощадку и призывают к единению. Мюзикл «Ла-Ла Ленд» — кино для очень открытых людей, способных ценить и моменты счастья, и тоски. А еще это очень простая — в духе Голливуда 1950-х — история с модернистским финтом в конце. А еще это самые красивые в 2016 году песни. А еще это яркие костюмы и веселые танцы. А еще это Эмма Стоун и Райан Гослинг.

«Хороший мальчик»

режиссер Оксана Карас, Россия

Российский фильм года. «Хороший мальчик» — пример образцовой гармонии между взрослыми и детьми; между эстетикой советской школьной трагикомедии и законами американских кинороманов воспитания; между хороводом и брэйк-дансом, в конце концов. Плюс, это единственный отечественный фильм года, который можно просто с удовольствием смотреть, а не доснимать и не дописывать у себя в голове. Блестящее, остроумное, нежное и очень живое кино. Спасибо.

Сериалы

«Молодой папа»

режиссер Паоло Соррентино, Италия, Испания, Франция

Мы только и делаем, что пишем о том, как сериалы опережают прочие способы рассказывания историй в плане драматургии, но более яркого примера, чем «Молодой папа», пока не было. Паоло Соррентино объединил в десятисерийном шоу все свои (ну, или наши) страсти: и к итальянской моде, и к журналистским расследованиям, и к шекспировскому театру, и к великим американским романам, и к европейской живописи, и к рок-музыке. В «Молодом папе» нет ни человекоподобных роботов, ни пришельцев из других измерений, зато есть интрига, внезапно ставшая самым интересным вопросом года в поп-культуре. И слово «поп» тут неслучайно, потому что нам всем страшно важно понять: так верит понтифик Ленни Белардо в Бога или нет? (Кроме того, это лучшая роль в карьере Джуда Лоу).

«Мир Дикого запада»

сценарий Джонатана Нолана и Лизы Джой, США

Этот сериал решает две важные проблемы. Во-первых, он спасает HBO — за последние годы канал превратился в театр одного актера («Игры престолов»), который вот-вот уйдет на пенсию. Теперь актеров как минимум два. Во-вторых, «Мир дикого запада» напоминает о том, что мы существуем в так называемой партиципаторной культуре, где любое творчество расприватизировано и принадлежит фанатам, а не создателям. В 2016 году миллионы сериаломанов получили шоу, столь же загадочное, как и «Остаться в живых». И принялись строить теории, изучать каждый кадр под микроскопом и разгадывать планы творцов. Увы, слишком успешно: из-за активности интернета и уязвимостей сценария смотреть финальную серию было скучновато: все, о чем писали на Reddit, сбылось.

«Очень странные дела»

режиссеры Мэтт Даффер, Росс Даффер, Шон Леви, США

Этот сериал рассказал самую трогательную историю года — о том, как три маленьких мушкетера отправились вызволять ДʼАртаньяна из преисподней и повстречали фантастическую Констанцию. Но что интереснее (и тревожнее): «Очень странные дела» доказали, что в XXI веке уже вовсю можно жить чужими воспоминаниями, не отрываясь от компьютера. Вряд ли у кого-то из 20-летних и 30-летних россиян было такое же детство, какое описано в сериале. C американским пригородом, деревянными панелями на боках папиной машины, партиями в настольную игры Dungeons & Dragons в подвале, кораблями из «Звездных войн», книгами Стивена Кинга на полке и фильмами Стивена Спилберга в видеомагнитофоне. Но судя по реакции наших соцсетей, эту ностальгическую историю снимали не для 40-летних американцев, а вот прямо специально для нас.

«Планета Земля II»

режиссер Джастин Андерсон, Великобритания

Главный документальный сериал года. Так близко к животным людям подобраться еще не удавалось. Снимая многочасовое поэтическое посвящение природе, «Би-Би-Си» использовало весь арсенал самых современных технологий — дроны, новейшие камеры ночного видения, какие-то удивительные краны и приспособления, позволяющие рассмотреть в мельчайших деталях и в движении редких птиц, зверей и насекомых. Для каждого взрослого «Планета Земля II» — это настоящее путешествие в детство. С одной стороны, кажется, что попал в сказку про Братца Енота и Братца Лиса, то есть существ хитрых, благородных, любящих — в общем, вполне разумных. С другой — обнаруживаешь в себе тот самый восторг, который когда-то сопутствовал просмотру «В мире животных» и «Одиссеи Кусто». Главная мысль сериала довольно простая: мы можем жить в гораздо большей гармонии с дикой природой — и только от нас самих зависит, случится это или нет. Очень хочется, чтобы случилось; в этом смысле «Планета Земля II» — это лучшая и самая правильная пропаганда 2016 года.

Музыка

David Bowie — Blackstar

Даже если забыть, что это последняя пластинка великого музыканта, Blackstar — все равно выдающаяся запись. Обратившись к авангардному джазу, Дэвид Боуи задал новый стандарт; он показал, как с ним стоит обращаться в поп-музыке. Blackstar очень театрален, что особенно заметно по песне и по клипу Lazarus (она же стала источником для одноименного мюзикла Боуи). Основа звука пластинки — саксофон, который Боуи использовал на протяжении всей своей карьеры, чтобы показать объемность музыки и добавить в нее напряжения. Blackstar — пример удачного эксперимента Боуи, его можно сравнить с Earthling 1997 года, с той лишь поправкой, что на этот раз музыканту удалось наиболее выразительно представить свои идеи. Чего стоит только титульная песня Blackstar, которая открывает альбом, — десятиминутная сложносочиненная композиция из двух частей c ломаным, спотыкающимся ритмом не отпускает до последних секунд. 

Beyonce — Lemonade

Альбом Бейонсе Ноулс целиком посвящен измене и прощению: певица то предельно откровенна (очевидно, что у Бейонсе и Джей-Зи что-то произошло), то окутывает свою личную жизнь тайной (мы так и не узнали, кто же эта «Бекки с хорошими волосами»). Бейонсе всегда была образцом сильной женщины в поп-музыке, твердо знающей, что она хочет. Но на Lemonade все иначе: сначала она раздавлена, потом — в гневе (даже крушит автомобили в клипе на Hold Up), затем осознает всю ситуацию — и в конце концов приходит к прощению. Однако Lemonade не только рассказывает историю отношений, это еще одно из лучших высказываний о проблемах афроамериканцев (см. песню Formation). В 2016-м многие музыканты выпускали визуальные альбомы — пластинки, сопровожденные видеорядом, но только у Бейонсе визуальный альбом получился осмысленным — картинка действительно дополняла песни.

ANOHNI — Hopelessness

Певица ANOHNI, в прошлом известная как Энтони Хегарти, — музыкант с выдающимся чувством стиля. В Hopelessness она перевела фокус с мира внутреннего на внешний — и с ним, с этим миром, все оказалось не в порядке. Песня от лица девочки, которая умирает от авиаудара с беспилотника, гневная отповедь Бараку Обаме, песня о глобальном потеплении, песня о всеобщей слежке — это только часть тем, охваченных ANOHNI на Hopelessness. Кажется, никто из музыкантов в этом году не выражал свое недовольство окружающим миром столь мощно и концентрированно — в одной пластинке. Певица отказалась от привычных струнных в пользу аранжировок двух актуальных продюсеров Hudson Mohawke и Дэниела Лопатина (Oneohthix Point Never) — в итоге получился не камерный поп, как было у Antony and The Johnsons, а что-то совсем футуристичное, при этом сами песни она упростила до предела.

Мегаполис — Zerolines

Группа Олега Нестерова окончательно превратилась в главных экспериментаторов России. Новый проект Zerolines — это, по словам лидера «Мегаполиса», интуитивная музыка без формы и структуры, придуманная по заветам авангардных композиторов 1950-х. Основная часть проекта была создана более десяти лет назад, еще до того, как «Мегаполис» триумфально вернулся с «Супертанго»; тем удивительнее, что альбом звучит максимально актуально. На Zerolines всего шесть треков без куплетов и припевов, которые немного напоминают Tortoise или проект Нильса Фрама Nonkeen. Лучшая песня — это восьмиминутная «Есть» на стихи Гийома Аполлинера. Чтобы создать эффект отстраненности и холодности, Нестеров пропустил свой голос через вокодер; если нужно выбрать только одну русскоязычную песню года, то это будет «Есть» с Zerolines.

Луна «Маг-ни-ты» / «Грустный дэнс»

Участница киевского творческого объединения «Кружева» Кристина Бардаш за несколько месяцев превратилась из штатной помощницы коллег по цеху в полноценную героиню первого плана. Ее первый альбом блистательно выполнил простую, но необходимую операцию — тонко совместил язык новой клубной культуры с эстетикой тех самых эстрадных 90-х (в диапазоне от «Гостей из будущего» до Анжелики Варум), которые наконец заслуженно превратились из причины для стыда в повод для гордости. Под песни Луны одинаково самозабвенно танцуют пролетариат и прекариат — что подтверждают российские концерты Бардаш (зал поет все песни вслух от начала до конца). Важное дополнение: Бардаш берет здешнюю поп-музыку на абордаж семейным подрядом — ее муж (и создатель «Кружев») Юрий Бардаш верховодит хип-хоп-бандой «Грибы», которая дерзко превратила русский рэп в танцевальную музыку для масс, заслужила респект от кандидата в президенты РФ Навального и с первой попытки собрала аншлаг на одной из самых больших московских площадок. Базару нет: вспышек ярче этих двух здесь давно не случалось.

Книги

Алексей Иванов. Вилы. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016 

Нон-фикшн года. Книга Алексея Иванова — фактически первая со времен Пушкина и по-ивановски масштабная попытка взглянуть на пугачевское восстание широко и комплексно, а не в рамках набора унылых бинарных оппозиций, торжествовавших что до революции, что в советское время. «Вилы» Иванова — это крупнобюджетный аттракцион в пространстве от Каспия до Урала (автор объездил все места, так или иначе связанные с пугачевщиной), десятки увязанных в тугой узел человеческих судеб и могучее дыхание истории — но не в формате романа, а в виде по-хорошему обстоятельной и фактологически безупречной документальной прозы. Захватывающее чтение, бездна неожиданной информации и по-настоящему новая трактовка известных событий. 

Сергей Кузнецов. Калейдоскоп: расходные материалы. АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016

Лучший русский роман года, досадным образом не получивший ни одной литературной премии. Историю длинного ХХ века (с середины 1880-х до начала 2010-х) Сергей Кузнецов рассказывает как никто до него — причем как по форме, так и по сути. По форме «Калейдоскоп» — это причудливая и восхитительная грибница разножанровых (от хоррора до детектива и бытовой зарисовки) рассказов. Некоторые из них связаны между собой повторяющимися мотивами, некоторые — героями и сюжетами, некоторые — и так, и эдак, а некоторые — никак. По сути же роман Кузнецова — это абсолютно европейского фасона проза, умная, тонкая и парадоксальная, которая умело прорабатывает множество узловых точек современного мировосприятия — от представления о пресловутой российской «особости» до присущей каждому поколению наивной веры в то, что именно ему выпало жить «на сломе эпох».

Ханья Янагихара. Маленькая жизнь. М.: АСТ: CORPUS. Перевод А. Борисенко, А. Завозовй, В. Сонькина 

Переводной роман года. 700-страничная история четырех друзей — художника, архитектора, актера и юриста — при ближайшем рассмотрении оборачивается натуральным пятном Роршаха: каждый вычитывает в ней что-то свое. И это свое оказывается исключительно важным, болезненным, интимным, а порой, наоборот, тягостно раздражающим. Кто-то прочел «Маленькую жизнь» как депрессивный роман о травме, а кто-то как оптимистичную историю о ее преодолении; для кого-то это книга о любви и дружбе (и о том, что между ними нет четкой границы), для кого-то экскурс в мир современного искусства или просто сказочка из серии «богатые тоже плачут». Страсти, кипящие в России вокруг романа Ханьи Янагихары, давно вышли за рамки чисто литературной дискуссии, и уже одно это делает «Маленькую жизнь» событием поистине беспрецедентным. Но кроме того, это просто еще и очень хороший — оригинальный, увлекательный и ни на что не похожий — роман, в высшей степени достойный читательского внимания. 

Аня Десницкая, Александра Литвина. История старой квартиры. М.: Самокат, 2016

Детская книга года. «История старой квартиры» из тех книг, которые внутри заметно больше, чем снаружи. Обманчиво небольшая книжка, на две трети состоящая из картинок, на практике таит в себе целый мир — мир большой московской коммуналки, охватывающий сто лет, с начала ХХ века по начало века ХХI. Семейные истории и быт, НЭП, сталинские репрессии и война, оттепель, брежневская эпоха, перестройка, события 90-х годов. «История старой квартиры» — это сразу и семейная сага, и история материальной культуры, и максимально полная энциклопедия советской жизни в целом. Информативная, великолепно оформленная и очень дружелюбная к читателю, книга Ани Десницкой и Александры Литвиной настоящий маст-рид и ликбез для всех людей младше тридцати лет; а для тех, кто старше, — возможность по-настоящему глубоко прикоснуться к собственному прошлому и прошлому нашей страны во всем его трогательном, ностальгическом и отталкивающем многообразии. 

Игры

Battlefield 1

Battlefield 1 — 14-я по счету игра из этой серии шутеров, но играть в нее нужно, даже если вы не видели ни одну из 13 предыдущих. Battlefield 1 переносит игрока на поля сражений Первой мировой войны — это одновременно захватывающее и страшное зрелище. Не в последнюю очередь из-за отличной графики и спецэффектов: погода и окружающие условия в игре постоянно и кардинально меняются, здания рушатся, огромные дирижабли сгорают в небе. А видели бы вы эти взрывы!

Как и раньше, Battlefield 1 — прежде всего, идеальный мультиплеерный шутер. Но в отличие от предшественников, в него наконец-то интересно играть одному — задумываться о бессмысленности войны и судьбе солдат. Одна маленькая деталь: каждый раз, когда вашего героя убивают (их в игре несколько), на экране высвечиваются годы его жизни. И нередко оказывается, что убитому было слегка за 20.

DOOM

Старый Doom фактически заложил основу жанра 3D-шутеров — новый, вышедший в этом году никакой революции не произвел, но оказался практически идеальной игрой во всех отношениях. Минимальный сюжет, много красивых пушек, система добивания врагов, которая по делу должна надоесть через 15 минут — но не надоедает до самого конца. DOOM не похож на современные «серьезные» шутеры: он невероятно быстрый и ритмичный, монстры в нем нестрашные, Ад и другие локации — практически мультяшные. В игре хватает юмора, но она не смешит, а всеми силами развлекает — и делает это невероятно успешно. В DOOM просто очень приятно играть — и 15-20 минут после трудного рабочего дня, и часами напролет в мультиплеере.

Егор Москвитин

Павел Борисов

Галина Юзефович

Александр Горбачев

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с meduza.io

59
    +41 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • meduza.io
          • домен meduza.io

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции