html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Чисто японское убийство // Алексей Васильев о Хирокадзу Корээде и искусстве превращения детектива в кинотрактат

Алексей Васильев о Хирокадзу Корээде и искусстве превращения детектива в кинотрактат

В российский прокат выходит «Третье убийство», судебный детектив, своей структурой и сюжетной линией отсылающий к роману одного из самых популярных японских писателей Кэйго Хигасино. Но от режиссера Хирокадзу Корээды не стоит ждать увлекательности — в легкую жанровую упаковку любимец фестивальных отборщиков поместил настоящий философский трактат

«Установление истины» — это словосочетание адвокат Сигемори встречает циничным хохотом злодея из старой индийской мелодрамы, даже неудобно — так давно уже не делают. «Выгода для подсудимого» — вот его цель. И у этой цели, в отличие от истины, которой можно вертеть как угодно, есть своя конкретная мера — сила приговора. Только вот новый его подопечный Мисуми — такой же вертлявый угорь для адвоката, как адвокат — для буквы закона, как сама истина в ловких построениях адвоката — для присяжных. 30 лет назад этому же Мисуми за аналогичное преступление скостили смертный приговор — причем не кто иной, как отец Сигемори, бывший судья. Мисуми отсидел, вышел, устроился на работу, был уволен и убил директора фабрики. Вокруг убийства он разбросал столько улик и ключей, словно бы предрассчитал всевозможные будущие ходы самого въедливого следователя. Теперь же, уже в качестве подсудимого, меняет свои показания как флюгер: начав с чистосердечного признания, доходит до его полного отрицания. Только хитроумный Сигемори придумает новую уловку — а его подопечный, глядь, и сам уже предлагает нужную улику, о которой до той поры помалкивал. Сигемори, привыкший сам морочить голову, втягивается в азартный поединок, не сразу заметив, как увлекся погоней за истиной — им же самим сотню раз осмеянной.

К «Третьему убийство» ведут два пути: прямой и окольный. Окольный в данном случае вернее — тем более что петляющей дорожкой идет от постулата к постулату сам этот философский кинотрактат, принявший обличье судебного детектива. Еще уместнее было б заклеймить его детективом юриспрудентским, если учесть каверзность и обстоятельность разговора со зрителем, предпринятого в этот раз японским режиссером Хирокадзу Корээдой, фестивальным любимцем — в эти дни в каннском конкурсе соревнуется новая его картина, «Магазинные воришки», а «Убийство» начало свою экранную жизнь в сентябре 2017-го с конкурса в Венеции. Обращаясь к разуму, этот фильм неожиданно приводит к озарению эмоциональному — прекрасному, как изящное и парадоксальное доказательство теоремы, в которой в качестве исходного здесь заданы истина и интерпретация, объективный факт и человеческое сознание. Великолепный вывод, к которому ведет Корээда, схоронен среди отвлекающих красот и дельных наблюдений, как шпиль церкви среди холмов на петляющей тропинке из школьного сочинения героя Пруста. И каждый камешек на дороге к нему важен, чтобы постичь грандиозность его величавой простоты. Будьте внимательны, держите разум включенным — и это окупится откровением, которое останется неясным, если не пройти пошагово все стадии доказательства. В общем, с виду несложный, а на поверку — заковыристый случай, как и тот, что достался герою фильма, адвокату Сигемори.

Корээда прозвучал на мировой фестивальной арене на рубеже веков как создатель дистиллированных опытов о природе жизни, управляемой рычагами сиротства и смерти. «После жизни» (1998) представлял собой недельную хронику пансионата, где по понедельникам собирают души свежеумерших: они должны выбрать единственное самое дорогое воспоминание, по которым местные сотрудники создают фильмы и показывают в субботу; во время демонстрации своего отрывка душа покидает зал, чтобы навсегда переместиться на кинопленку воспоминания. В «Никто не узнает» (2004) зритель два с половиной часа наблюдал за бытом четверых детей, чья мать уехала в отпуск, да так и сгинула. Однако уже в 2008 году в фильме «Вместе мы идем, вместе мы идем» прорезался тот Корээда, которого мы любим и знаем сейчас: автор семейных хроник, в которых не умозрительный опыт, но чуткое наблюдение за течением повседневности с ее сменами поколений и возрастных фаз дарило бесценное чувство утешения. В «Чуде» (2011), «Нашей маленькой сестренке» (2015), «После бури» (2016) Корээда словно перенес в нынешнюю реальность и адаптировал под современный киноязык японскую социальную драму 50-х, королями которой были Хэйноскэ Госё и Ясудзиро Одзу, с ее безупречной пропорцией ясности, горечи и прекраснодушия. И вот в «Третьем убийстве» — новый резкий поворот: перед нами уже не пастораль повседневности и даже уже и не опыт, а какое-то метафизическое уравнение.

Фильм о дуэте-дуэли адвоката и его подопечного создан под впечатлением (структурно подражает или, если хотите, концептуально сворован) от романа Кэйго Хигасино «Жертва подозреваемого X» (2006), ставшего в царстве детектива событием такого масштаба, что был издан даже у нас. В романе речь шла о дуэли стационарного хигасиновского сыщика, выдающегося физика по прозвищу Галилей, и его однокашника, гениального математика, применившего свой особый дар маскировать квадратные уравнения под геометрические задачи, чтобы позволить убийце предстать перед правосудием с непоколебимым алиби. В «Третьем убийстве» мы тоже имеем совершенно определенного убийцу — и совершенно загадочные, путаные мотивы и нюансы, способные вывернуть наизнанку всю картину убийства. Роднит фильм и роман и тип героя — одинокого человека, чья жизнь оказалась настолько никчемной, что самопожертвование и самоотречение остались последним и единственным способом проявить свою волю, оправдать свое существование, да попросту обозначить себя на карте мира.

«Отправь я его на казнь, предотвратил бы новое убийство. Но тогда мы были склонны винить в преступлениях социальную среду»,— сокрушается отец адвоката Сигемори, 30 лет назад не давший казнить Мисуми. «Тогда» в Японии царил социально-политический детектив. Сейчас, как и после войны,— там царство детектива, построенного на трюках и головоломках, разыгрываемых в изолированных, удобных для шарады сообществах. Хигасино — автор, сочетающий пристальную проработку реальной, с точным указанием улиц, мостов, дней календаря и сводок погоды, атмосферы, какая была в моде в 60–80-х, во времена Сэйтё Мацумото, со вкусом к вождению читателя за нос до последней страницы и к хитроумно спрятанным за завесой «невозможного» и «необъяснимого» трюкам, типичным для золотой эры английского детектива и для сегодняшнего детектива японского. «Жертва подозреваемого X» (как и «Горящая голова», тоже, кстати, переведенная на русский) — шедевр подобного синтеза.

О том, что Корээда — горячий поклонник Хигасино, свидетельствует и выбор двух актеров-талисманов, кочующих у него из фильма в фильм. Хироси Абэ и Масахару Фукуяма — оба прославились исполнением ролей сыщиков в сериях экранизаций двух разных циклов Хигасино. Это очень разные актеры, и сыщики их разные, поэтому в одном фильме им не встретиться: кого позовет на этот раз Корээда — зависит от того, за какой из двух типов фильмов, которые он снимает, душевный или рассудочный, он взялся в этот раз. Так же было у Агаты Кристи — два стационарных героя-сыщика, и она доверяла следствие Пуаро, когда писала светский детектив, с сенсационными убийствами в самолетах, круизах и на званых ужинах, а мисс Марпл — когда сочиняла детектив сельский, с уютным убийством в доме викария и трупом в библиотеке отставного полковника.

Абэ — тот скорее Марпл. С потрепанным обаянием и улыбкой продувшегося игрока в серии по книгам Хигасино под условным названием «Новичок» он играет сыщика, которому помогают в расследовании доскональные знания обыденной жизни вверенных ему кварталов. Как и в романах-нуарах или английском детективе, истину здесь трудно распознать сразу, потому что врут все. Но если в нуарах врут, чтобы скрыть пороки, в мире Новичка врут, чтобы скрыть от дорогих людей горькую правду, врут, потому что не умеют выразить заботу и ласку, врут из чувства вины перед любимыми, а иногда и просто готовя приятный сюрприз. И если Корээда приглашает Абэ — это гарантия самого задушевного кино об обыденных радостях, какими были «Вместе мы идем, вместе мы идем», «Чудо» и «После бури».

Фукуяма же — это, безусловно, Пуаро. С его лоском и моложавой гримасой благополучности он играет в фильмах по Хигасино сыщика Галилея. Его, напротив, не интересуют мотивы и чувства, он отказывается брать в расчет любовь, потому что она нелогична, а берется только за те дела, где даже полиция склонна видеть игры призраков и происки дьявола — чтобы найти физическую формулу необъяснимого и утешить свою веру в науку. Конечно, Фукуяма играл Галилея и в киноверсии «Жертвы подозреваемого X», ставшего самым кассовым фильмом Японии 2008 года. В интеллектуальных опытах Корээды он всегда появляется в роли циничных, корыстных типов, которых серия парадоксов приводит к совершенно иному взгляду на жизнь — как было в картине «Сын в отца» (гран-при жюри в Канне, 2013), решавшей дилемму, какой сын роднее: чужой, но выращенный тобой, или родной по крови, о существовании которого ты не знал.

Разумеется, не Абэ, а именно Фукуяма понадобился режиссеру в «Третьем убийстве». Не попытка смягчения приговора и даже не попытка установления полной и объективной истины перевернут мир адвоката Сигемори. Как и было сказано в начале, он будет переворачиваться пофразово, камешек за камешком. Например, когда задаст подопечному, 30 лет проведшему в тюрьме, вопрос: «Почему в месяц убийства вы принесли хозяину квартплату раньше срока?» — и получит ответ: «Просто вы не понимаете, как это приятно: платить за квартиру. В тюрьме-то квартплаты нет». И так весь фильм. Через паузы, но поминутно — откровения и парадоксы о том, что жизнь прекрасна не когда балует подарками, а когда она такова, как есть, и ее у тебя не отняли.

Мы провели вас окольным путем в том числе для того, чтобы лишить предубеждений — как придется лишиться их адвокату Сигемори. Западу кажется, что фестивальное кино Японии существует в элитной изоляции от ее массовой культуры. Теперь вы имеете наглядный пример и свидетельство, что самый элитный по состоянию на сегодня экспортный кинопродукт Японии вскормлен соками самых востребованных тамошних земных развлечений. После этого вы едва ли удивитесь, что истина, которую в «Третьем убийстве» Корээда и его адвокат Сигемори добывают с одержимостью и обстоятельностью средневековых алхимиков-аскетов, по сути, окажется не чем-то внешним, не тайной преступника, не истиной об истине, но истиной об интерпретации, о том, как разум перерабатывает входящую информацию. Глубинным знанием всякого здравомыслящего человека — тем сверкающим народным знанием, что позволяет миру вертеться, а нам встречать любые времена с головой на плечах.

В прокате с 17 мая

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruweekend
          • писатель
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции