html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Чем болеют города-гиганты

В мире сейчас насчитывается более трех десятков мегаполисов, каждый из которых раскинулся на огромной территории и служит домом для более чем 10 миллионов человек. У крупных городов есть свои плюсы: чем больше людей и чем активнее их взаимодействие, чем развитей инфраструктура, тем больше появляется новых возможностей и вариантов оптимизации городских процессов. Но быстрый рост населения ведет также и к загрязнению, росту цен на недвижимость и износу городских объектов.

Эти проблемы, по мнению физика-теоретика Джефри Уэста, становятся серьезнее по мере увеличения числа жителей: «Чем больше город, тем статистически больше всего в нем происходит в расчете на душу населения. Больше случаев СПИДа, больше высоких зарплат, больше преступлений, больше изобретений и так далее. И все это хорошо укладывается в разные схемы и прогнозируется».

Уэст говорит, что эта концепция линейного масштабирования, похоже, работает во всех мегаполисах мира: «Для того, чтобы продолжать развитие, необходимо все время искать новые решения, причем делать это все быстрее и быстрее. Поэтому промежутки времени между внедрением новых решений постоянно сокращаются, и для поддержания роста приходится постоянно наращивать темп жизни».

Итак, принципы существования гигантских городов во многом схожи, но факторы, определяющие вектор развития каждого из них, сильно различаются. Каждому мегаполису приходится в процессе роста справляться со своими характерными проблемами. Предлагаем вашему вниманию пять поучительных историй из разных городов-гигантов, которые в совокупности помогают нарисовать более полную картину возможных последствий бурного урбанистического развития.

Каир: перенаселенность


В столице Египта живет более 18,5 миллиона человек, и уже почти 10 лет назад градостроители открыто признали, что она перенаселена и перегружена. В марте египетские власти, как пишет британская газета Guardian, обнародовали проект решения этой серьезной проблемы, в рамках которого планируется с нуля построить новый «безымянный Каир» к востоку от существующего города. Обойдется этот проект в 30 млрд фунтов стерлингов, на его реализацию отводится пять-семь лет. «Безымянный Каир» должен занять более 1800 квадратных километров, на которых, помимо прочего, планируется разбить парк, вдвое превышающий по площади Центральный парк в Нью-Йорке.

Главная загвоздка с подобными упражнениями в городском планировании заключается в том, что в них не принимается в расчет человеческая природа, говорит градостроитель Уэндел Кокс: «Планировщики склонны полагать, что они могут волевым решением распределить людей по неким рабочим местам, и люди никуда больше с них не денутся. Но мир динамичен. Такой подход попросту не работает».

К тому же, это уже не первая попытка Каира начать с чистого листа. В 1970-х годах был заложен Город имени 6 октября, расположенный в пустыне примерно в 30 километрах к западу от Каира. Позднее появился Новый Каир, в 38 километрах к востоку.

Ни один из этих проектов не оказался успешным. В 2010 году американская газета New York Times написала, что большинство жителей новых городов составляли зажиточные люди: «Новые города еще сильнее подчеркивают и без того бросающийся в глаза в Египте разрыв между богатыми и бедными, и в них могут быть посеяны семена будущих конфликтов».

Однако градостроители, без сомнения, надеются, что их третья попытка окажется более удачной, чем две предыдущие.

Лондон: цены на жилье


Население британской столицы уверенно растет и уже достигает почти 10 миллионов. Совсем недавно число ее жителей превысило предыдущий пик, отмеченный перед Второй мировой войной. Этот рост дорого обходится тем, кто снимает жилье, и тем, кто его покупает. Сейчас средняя арендная плата в Лондоне вдвое выше, чем по остальной Британии: 1412 фунтов стерлингов в месяц.

«Лондон стал очень популярным местом назначения для тех, кто может выбирать, в какой стране жить. Так было не всегда, но в последние 20-30 лет он начал привлекать все больше состоятельных иностранцев. В результате цены на жилье в центре города очень сильно выросли», — отмечает архитектор Майкл Бэтти из Университетского колледжа Лондона.

В рамках проекта «Лондон меняется» в центре британской столицы появились плакаты с высказываниями недовольных квартиросъемщиков. Среди них есть, к примеру, такие: «В Лондоне грустно, если ты не богач». Или: «Я не могу себе позволить жить в городе, в котором я родился».

Бэтти, однако, не уверен, что существует готовый способ сдержать рост стоимости жилья и цен на аренду. «Нам приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте — я имею в виду, что все больше и больше людей приезжает в Британию, они пользуются местными услугами, покупают жилье и транспортные средства, — говорит Бэтти. — Способность местных властей и центрального правительства справляться с этой ситуацией весьма ограниченна. Все это очень сильно сказывается на транспорте, на системе здравоохранения — на всем подряд. В какой-то мере это происходит из-за того, что мы как нация почти не имеем опыта жизни в условиях такого роста».

По мнению Уэндела Кокса, рост арендной платы и цен на жилье частично вызван ограничениями на пригородную застройку: жилье нельзя строить на территории так называемого «зеленого пояса», окружающего Лондон. «Главная проблема — это невозможность использовать землю, — считает Кокс. — Взять, к примеру, Большой Лондон. Он включает в себя почти всю территорию внутри «зеленого пояса» и занимает 600 квадратных миль [более 1500 квадратных километров]. А окружающий его «зеленый пояс» покрывает 1900 квадратных миль [более 4900 квадратных километров]. Он в три раза больше, но строить на нем нельзя».

Концепция «зеленого пояса» была придумана в 1940-х годах с тем, чтобы оставить ландшафты вокруг британских городов как можно более нетронутыми. Однако несколько десятилетий спустя, на фоне роста населения Лондона, его жители начинают задумываться: а стоит ли сохранять эту зелень и в наши дни?

Мумбаи: транспорт


Население индийского Мумбаи составляет 21 миллион человек и постоянно растет. Примерно столько же людей живет в Нью-Йорке и его окрестностях — но на вдвое большей площади. Общественный транспорт Мумбаи сильно перегружен, в особенности железнодорожные ветки, соединяющие пригороды с центром города. По словам Эдварда Глейзера, автора статьи на эту тему в американском журнале Atlantic, «среднее время в пути на пригородном поезде в Мумбаи составляет 50 минут в каждую сторону — американцы в среднем добираются на работу на поезде в два раза быстрее».

В 1991 году в попытке сдержать дальнейший рост города в Мумбаи были введены ограничения на максимальную высоту новых строений. Однако это привело лишь к тому, что трущобы расползлись вширь, и обитатели пригородов стали жить дальше от центра — поэтому они и вынуждены ежедневно терпеть неудобные и долгие поездки в душных электричках.

В январе этого года жители вышли на демонстрации с требованием улучшить эффективность железнодорожного транспорта. Их вывели из себя задержки поездов, сказавшиеся, по сообщению газеты Hindu, на «половине всех пассажиров железной дороги в Мумбаи». Главная транспортная артерия города полностью остановилась.

Но даже тогда, когда поезда ходят, попасть в них непросто, и ехать с комфортом вряд ли получится. Согласно отчету специалистов программы Международного сотрудничества и городского развития, состоящие из девяти вагонов поезда в Мумбаи рассчитаны на перевозку 2628 пассажиров (876 сидячих и 1752 стоячих места). Однако в час пик эти поезда как правило перевозят около 4500 человек.

Поэтому городские власти вновь задумались над тем, чтобы строить ввысь, а не вширь. Доступное жилье в центре позволило бы сформировать сплоченные городские общины, а люди смогли бы жить недалеко от работы. К сожалению, у этой концепции есть подводные камни, потому что в Мумбаи отсутствует транспортная инфраструктура, способная сделать жизнь в центре города привлекательной. Большинство небоскребов в городе окружено зеленью и широкими дорогами, располагающими к передвижению на автомобиле. Поэтому план «построим жилье, и его заселят» может в данном случае не сработать.

Джакарта: уровень моря


Индонезийскую столицу постепенно затапливает по мере того, как повышается уровень океана. Тому есть комплекс причин: глобальное потепление, мощные наводнения, вырубка лесов, практикуемое десятилетиями выкачивание грунтовых вод. В один не столь прекрасный день Джакарта может оказаться больше не пригодной для жизни.

В феврале, по данным газеты Wall Street Journal, муссонные дожди парализовали 14-миллионный город, почти 6000 жителей были вынуждены покинуть свои дома. В марте произошло еще более серьезное наводнение, унесшее жизни четырех человек и приведшее к эвакуации 20 тысяч жителей Джакарты.

Из-за глобального потепления наводнения будут случаться все чаще и чаще. Ученый-исследователь Оуэн Купер, работающий в Лаборатории по изучению систем Земли в городе Боулдер в американском штате Колорадо, говорит, что в Индонезии уровень океана поднимается быстрее, чем в большинстве точек земного шара — со скоростью шесть-девять миллиметров в год.

«Подъем уровня океана неравномерен, — поясняет Купер. — Океанская вода перемещается по всей планете за счет течений. В некоторых районах уровень моря даже падает, в других, наоборот, растет. У Джакарты больше связанных с этим проблем, чем у других мегаполисов, потому что она расположена в месте, где уровень воды поднимается особенно быстро».

Для борьбы с наводнениями городские власти решили построить 32-километровую морскую дамбу и цепь искусственных островов. Этот проект обойдется в 40 миллиардов долларов, при том что средний доход на душу населения в Индонезии едва превышает 10 долларов в день. На осуществление проекта, как ожидается, уйдет 30 лет.

Шанхай: загрязнение воздуха

Китайская экономика быстро растет, увеличиваясь на 7% в год, и мегаполисы страны ощущают на себе последствия этого головокружительного роста. В Шанхае, по мнению специалистов, стальное, цементное и стекольное производства вызвали резкое повышение уровня загрязнения. В итоге местные власти даже задумались над тем, не стоит ли выдавать местным жителям защитные маски.

Купер, специалист по качеству атмосферного воздуха, говорит, что в Китае загрязненность воздуха выше, чем где бы то ни было: «В США и Европе выбросы от автомобилей и электростанций снизились благодаря строгим нормативам и мерам контроля. В Китае же все наоборот».

Причем этот процесс не замедляется. «Они предпринимают попытки сделать воздух чище, особенно в последние пять лет. Данные, полученные со спутников, говорят нам, что объемы выбросов серы из их электростанций действительно стабилизируются и даже снижаются. Но в целом, по нашим прогнозам, выбросы окислов азота из электростанций и автомобилей будут продолжать расти, по крайней мере в обозримом будущем», — полагает Купер.

Как это сказывается на здоровье людей? Бывший министр здравоохранения Китая Чэнь Чжу недавно заявил, что от загрязнения в Китае ежегодно умирает почти полмиллиона человек. Всемирная организация здравоохранения сообщает, что наибольший вред наносят взвешенные в воздухе мельчайшие частицы, не превышающие 2,5 микрона в диаметре (они известны под названием РМ 2.5).

По словам Купера, эти ультрадисперсные частицы «представляют опасность, потому что благодаря своим маленьким размерам они способны проникать глубоко в легкие человека, а оттуда и в кровеносную систему». Сульфаты, нитраты, аммиак, поваренная соль, сажа, минеральная пыль и вода способствуют формированию этих вредных частиц, которые могут служить причиной серьезных заболеваний — к примеру, рака легких.

Китай планирует снизить уровень загрязнения в таких мегаполисах, как Шанхай, к 2017 году — частично за счет закрытия угольных электростанций. Однако в таком случае стране придется искать альтернативные, менее грязные источники энергии. А между тем шанхайский воздух продолжает представлять угрозу для здоровья.

Все большему числу гигантских городов приходится решать описанные выше проблемы. По прогнозам ООН, к 2030 году на нашей планете будет 41 мегаполис с населением, превышающим 10 миллионов человек.

Несмотря на печальную статистику, Джеффри Уэст находит и поводы для оптимизма: «Если нам удастся нормально прожить следующие 30 лет, то дальше, как мы полагаем (хотя это очень спорная теория), общая численность населения выровняется. Ближе к третьей четверти столетия нас ждет замедление темпов прироста мирового населения, нечто вроде стабилизации. И на каком-то этапе, как следствие, стабилизируется и миграция людей в города».

Поживем-увидим.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с inosmi.ru

9

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • inosmi.ru
          • домен inosmi.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции