html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Челюсти юрского периода: Как снимали главный фильм о динозаврах

СтатьиПервому «Парку Юрского периода» исполнилось 25 лет. К выходу очередного сиквела фильма Спилберга рассказываем, как ископаемые монстры ожили на экране и изменили киноиндустрию. 9 июня 2018
Челюсти юрского периода: Как снимали главный фильм о динозаврах

Наука и сказки

Как многие мальчики, в детстве Стивен Спилберг очень любил динозавров. В классическом «Кинг-Конге», вспоминал режиссер, его интересовали скорее они, чем главный монстр. А юность Спилберга вообще пришлась на так называемый «ренессанс динозавров»: новые открытия палеонтологов в 1960-е годы изменили представления о повадках, образе жизни и облике древних рептилий. Тогда же доисторические создания окончательно обосновались в массовой культуре. «Челюсти», прославившие Спилберга, были данью этой моде. Гигантская акула — чудовище из прошлого, современник динозавров. И сам Спилберг позднее заявлял, что «Парк Юрского периода» снимался как своеобразный сиквел «Челюстей». После «Парка» популярность динозавров взлетела еще выше.
Стивен Спилберг / Фото: Getty Images

Стивен Спилберг / Фото: Getty Images

Историю о динозаврах на острове написал Майкл Крайтон. Врач и антрополог, оставивший карьеру ради научно-фантастических романов, Крайтон к моменту встречи со Спилбергом давно работал в Голливуде. Среди его самых известных сценариев — «Штамм Андромеда» и «Мир Дикого Запада» (оригинальный фильм Крайтон сам и снимал, причем он впервые применил компьютерную графику в кино). В 1983-м он пишет сценарий про студента-генетика, одержимого идеей воскресить динозавра. От коллег-ученых Крайтон знал, что это практически невозможно. Но индустрия развлечений всегда готова к самым непредсказуемым экспериментам, и сценарий разросся до романа.

Спилберг услышал про еще не дописанную книгу, когда Крайтон пришел обсуждать совсем другой проект — сериал о врачах (будущее телешоу «Скорая помощь»). Он сразу хотел застолбить экранизацию, но Крайтон раздумывал. За права писатель просил полтора миллиона долларов. При этом среди кандидатов в режиссеры оказались Тим Бёртон, Джеймс Кэмерон, а также автор «Смертельного оружия» Ричард Доннер и режиссер «Гремлинов» Джо Данте. Однако Спилберг и поддержавшая его студия Universal обошли всех. А когда книга вышла, Крайтону заплатили еще полмиллиона, чтобы он написал сценарий.
Майкл Крайтон

Майкл Крайтон

Оригинальная книга, как и первый сценарий, открывается длинным вступлением. Из него ясно, что динозавры уже бегут с острова Нублар у берегов Коста-Рики и представляют опасность для окружающего мира. Научные эксперименты как бы вызвали разрыв в реальности, в прореху полезли хтонические монстры из прошлого. Это был прямой и жесткий научно-фантастический триллер, и роман-предупреждение. Спилберг не мог сохранить историю такой, ему надо было смягчить акценты.

Сюжет и кастинг

Сценарий попросили переписать Малию Скотч Мармо, с которой Спилберг работал над картиной «Капитан Крюк». В ее варианте двое героев — палеонтолог Грант и математик Малкольм — превратились в одного героя. Идея не прижилась, и работу подхватил Дэвид Кепп, который только что зарекомендовал себя в «Смерть ей к лицу» Роберта Земекиса. Он понял, какого рода фильм нужен Спилбергу.
Дэвид Кепп и Стивен Спилберг / Фото: Getty Images

Дэвид Кепп и Стивен Спилберг / Фото: Getty Images

Если в книге льются реки крови, то за весь фильм мы лишь дважды видим чьи-то останки. Нападения динозавров милосердно скрыты высокой травой или пеленой дождя. Сами ящеры появляются в разы меньше, чем в книге, и всего минут на пятнадцать за весь фильм. Отчасти по финансовым причинам, отчасти по законам триллера. Дело и в уступке цензуре «родительских рейтингов». Спилберг, который с 1980-х годов отстаивал семейные ценности, счастливые финалы и конформизм, не мог быть слишком суров со своими зрителями.

Спилберг ассоциировал себя с владельцем парка Джоном Хэммондом. Он пригласил на эту роль Ричарда Аттенборо, который тогда не снимался в кино уже 15 лет. Из хладнокровного, циничного человека, одержимого сверхидеей, Хэммонд в его исполнении превратился в белобородого рассеянного ученого, волшебника Гудвина, решившего подарить радость детям и взрослым. Конечно, он не мог погибнуть от зубов рептилий в новом сценарии.
Сэм Нил и Ариана Ричардс / Фото: Getty Images

Сэм Нил и Ариана Ричардс / Фото: Getty Images

Больше всего в фильме пострадал образ Яна Малкольма, специалиста по теории хаоса. На роль пробовался Джим Керри, тогда еще не всемирно известный. Но почти единогласно был утвержден Джефф Голдблюм, игравший неудачливого генетика в «Мухе» Кроненберга. В книге Малкольм — молодой математик, который ведет себя как рок-звезда. Именно он говорит о неизбежности катастрофы: поведение сложной системы, такой как парк, нельзя предугадать. У Спилберга персонаж неловкий и неубедительный, вместо сложных теоретических построений он больше говорит банальности. Конечно, смешной интеллигент в фильме тоже остается в живых. Зато, в отличие от книги, гибнет мачо-охотник, поднявший на динозавров оружие.
«Парк Юрского периода» / Фото: Getty Images

«Парк Юрского периода» / Фото: Getty Images

Одной из главных проблем для экранизации были многочисленные научные рассуждения персонажей книги. Монологи специалистов с экрана звучали бы ненатурально. Отчасти помогла идея Спилберга — мультфильм-презентация для гостей парка. Другие научные аспекты были поданы в сжатом виде, причем некоторые линии в кино не поместились — например, неподконтрольное размножение динозавров, внезапно поменявших пол.

Научные разговоры были вытеснены бесцельным флиртом персонажей друг с другом и анекдотическими эпизодами. Сам тон истории стал другим: не хоррор, не научная фантастика, а приключение. Но ни образы персонажей, ни даже сюжет не были решающими элементами спилберговской конструкции. Все в съемочной группе сразу знали, что настоящие герои этого фильма — динозавры.

Оживить чудовищ
Спилберг предпочел опираться на спецэффекты. Стэнли Уинстон, специалист по аниматронике, работавший над двумя «Терминаторами», отвечал за роботизированные модели динозавров. Фил Типпет, который делал анимацию в «Звездных войнах», должен был заниматься движением динозавров на длинных планах. Но Спилберг остался недоволен анимацией stop motion и go motion от команды Типпета. Движения в таких сценах, как погоня тираннозавра за машиной, были неубедительны.

Дэвид Мьюрен отвечал за цифровой композитинг. В «Терминаторе 2» Кэмерона, перед работой над «Парком», он использовал новаторскую компьютерную графику, за что получил вместе с коллегами «Оскар». Мьюрен заявил Спилбергу, что неподдающиеся движения можно нарисовать на компьютере, режиссер попросил доказательств. По легенде, когда Типпет увидел результаты, он сказал: «Чувствую, мне пора вымирать». Спилберг вложил эту фразу в уста узревшего живых динозавров палеонтолога Гранта.
На съемках фильма «Парк Юрского периода»

На съемках фильма «Парк Юрского периода»

Компьютерная графика в кино ранее применялась фрагментарно и осторожно. Старые мастера по спецэффектам не доверяли технологии, а некоторые эксперименты оборачивались слабым результатам. Но «Парк» изменил все. Впервые были нарисованы животные, причем в определенном смысле животные вымышленные. Впервые компьютерную графику совместили с традиционными съемками движения. Впервые лицо актрисы — Арианы Ричардс — наложили на фигуру каскадера.

Однако аниматоры Типпета не остались без работы. Именно им пришлось учить специалистов по новым спецэффектам изображать движения животных. Художники и техники ездили в зоопарки, чтобы изучать повадки бегемотов, слонов, крокодилов, птиц и небольших ящериц. Научным консультантом был известный американский палеонтолог Джек Хорнер, отчасти ставший прототипом для Гранта.
На съемках фильма «Парк Юрского периода»

На съемках фильма «Парк Юрского периода»

Впрочем, авторы не цеплялись за абсолютную верность фактам. Скажем, велоцирапторов сделали больше, чем в действительности, а дилофозавр, плюющий ядом в глаза жертве, вообще получился вымышленным персонажем, за исключением названия. Конечно, тираннозавр в кино должен рычать, хотя кое-кто из ученых считал ящера немым. Звуком занимался Гэри Ридстром, еще один член команды «Терминатора 2». Он скомпоновал рык тираннозавра из рева слона, тигра и аллигатора. Чтобы изобразить других динозавров, использовано множество звуков, включая птичье пенье, лошадиное ржанье, и крик дельфина, и даже человеческий голос.

На первом месте было правдоподобие, а не правда. Всем было известно, что люди пойдут смотреть не на актеров, поэтому важно сделать доисторических существ обаятельными, даже если эти существа несут смерть. Тираннозавра Спилберг называл звездой, хотя, в отличие от Кинг-Конга, зверь не вызывал особой эмпатии. Но на помощь пришел новый финал.
 «Парк Юрского периода»

«Парк Юрского периода»

Считается, что именно мастера по спецэффектам убедили режиссера переписать глупую старую версию. По ней живых динозавров, которые окружили героев, погребают под собой рухнувшие с потолка музея скелеты ископаемых динозавров. Режиссер согласился с претензиями и придумал финальный выход тираннозавра, исполнившего роль deus ex machina. Так объясняется несуразность бесшумного появления гигантского ящера, словно прошедшего сквозь стену.

Съемки и триумф

Актеры здорово веселились на площадке, где им то и дело приходилось изображать восхищение или ужас при взгляде на невидимых CGI-динозавров. Впрочем, в сценах где дети трогают гигантского брахиозавра или ученые осматривают больного трицератопса, это как раз с любовью сделанные реальные модели. Как и тираннозавр в сцене атаки на автомобиль с детьми — голова ящера-робота пробивала крышу так усердно, что потеряла зуб. Электронику в тираннозавре как-то раз замкнуло из-за дождя, и монстр начал двигаться сам по себе, перепугав всю съемочную группу.
Съемки фильма «Парк Юрского периода»

Съемки фильма «Парк Юрского периода»

Дождем дело не ограничилось. На Гавайи, где шли съемки, обрушился ураган «Итаки». События развивались почти как в фильме, где в грозовую ночь герои остались отрезаны от цивилизации среди динозавров. Актеры и кинематографисты оказались заперты в отеле без электричества. Говорят, всех развлекал Спилберг, рассказывая страшные истории.

Именно шторм разрушил специальную декорацию, созданную для съемок сцены гибели техника Арнольда (Сэмюэл Джексон). Актер очень хотел погибнуть перед камерой от клыков и когтей велоцирапторов, но в результате мы видим в кадре лишь отгрызенную руку, которую находит Саттлер.

В Калифорнии сняли эпизод с трицератопсами и детьми на кухне. Именно в этой сцене динозавров изображают в основном куклы либо люди в костюмах. Коготь трицератопса, которого запустили по кухне на колесиках, чуть не разбил маленькому Маццелло голову.
Стивен Спилберг и Джозеф Маццелло на съемках фильма «Парк Юрского периода» / Фото: Getty Images

Стивен Спилберг и Джозеф Маццелло на съемках фильма «Парк Юрского периода» / Фото: Getty Images

Съемки шли с опережением. Когда появился сырой вариант монтажа, Спилберг уехал на «Список Шиндлера» в Польшу, но постоянно проводил видеосовещания с командой, засевшей за постпродакшен. Позднее режиссер вспоминал этот период как «раздвоение личности» и заметил, что все вдохновение досталось «Шиндлеру», а все ремесло — «Парку».

Зато команде, часами рисовавшей покадровые движения мускулов динозавров, вдохновения было не занимать. Художники вспоминали, что сами едва верили результатам своего труда. Но никто еще не знал, насколько важной вехой для кинопроизводства окажется фильм.

Успех в прокате был рекордным, билеты распродали на недели вперед, критики также были в восторге. Если кто и замечал оборванные сюжетные линии или слишком упрощенных персонажей, динозавры искупали все. Люди шли в кино ради чистого зрелища, невозможного где-то еще. Режиссеры поверили в компьютерную графику. Джордж Лукас стал готовиться к приквелам «Звездных войн». Питер Джексон задумался о воплощении самых фантастических историй. Изменилось восприятие и зрителей, и тех, кто делает кино. Практически все оказалось возможно снять на фоне зеленого экрана.
 «Парк Юрского периода»

«Парк Юрского периода»

«Парк Юрского периода» дал начало популярной и сегодня франшизе. Первыми вновь были Спилберг и Крайтон. Романист написал продолжение «Парка» — «Затерянный мир». Он поддался на уговоры Спилберга и воскресил доктора Малкольма, который взвалил на плечо винтовку с транквилизаторами и отправился в мир динозавров спасать подругу. Многие сцены из первой книги, не вошедшие в экранизацию, перешли в продолжение. А сентиментальное отношение к семье во второй части снизошло даже на плотоядных динозавров.

Спилберг до сих пор остается исполнительным продюсером всех фильмов серии. Крайтон умер 10 лет назад, не дожив до новых «Миров Юрского периода». Но наземные, подводные, летучие динозавры вновь с нами — живые и часто более полнокровные, чем окружающие их партнеры по фильмам.

Автор Андрей Гореликов
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kinopoisk.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • kinopoisk.ru
          • домен kinopoisk.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции