html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Человечность за бортом // Ромео Кастеллуччи поставил «Плот "Медузы"»

Фото: DNO 2018/Monika Rittershaus

Ромео Кастеллуччи поставил «Плот "Медузы"»

В Нидерландской национальной опере прошли премьерные показы спектакля Ромео Кастеллуччи по оратории Ханса Вернера Хенце «Плот "Медузы"». Знаменитую катастрофу, увековеченную в картине Теодора Жерико, режиссер соотнес с сегодняшними социальными реалиями. Рассказывает Алла Шендерова.

Поставить «Плот "Медузы"» Ромео Кастеллуччи, одному из главных мэтров современной режиссуры, предложил Инго Метцмахер — известный немецкий дирижер, несколько лет назад покинувший пост главы Нидерландской оперы, но оставшийся ярым энтузиастом музыки ХХ века. Оратория Хенце, посвященная памяти Че Гевары, вызвала скандал еще на премьере в 1968 году. Но этому сюжету всегда везло на скандалы — начиная со знаменитой картины Теодора Жерико, созданной после прочтения книги «Гибель фрегата "Медуза"». Историю, описанную выжившими на плоту инженером Александром Корреаром и хирургом Анри Савиньи в 1817-м, через год после катастрофы фрегата, современники назвали обвинительным актом против правительства Бурбонов. Скандал случился и в 1819 году, когда Жерико выставил свою картину — полотно огромного размера, на котором, вопреки нормам того времени, изображался столь негероический сюжет, что Лувр не торопился приобретать картину и после смерти художника. Неприятие объясняется просто — французское общество никак не могло принять того, что случилось с «Медузой». А случилось вот что: летом 1816 года капитан де Шомарей, получивший должность по протекции (экспедиция снаряжалась поспешно — в Сенегал надо было доставить нового губернатора), повел в Африку четыре судна. Из-за его неопытности фрегат «Медуза» попал на мель, не доплыв до берега. Капитан приказал сделать плот, сгрузить на него команду, а сам вместе с губернатором и членами экипажа сел в одну из шлюпок. Сначала шлюпки буксировали плот, но шторм усиливался — и канат обрезали. Ужас перед стихией, драки, голод, поедание трупов и медленная смерть — все это происходило на плоту следующие 12 дней. Ведь ни капитан, ни губернатор не позаботились сообщить о тех почти 150 несчастных, кого они бросили в море. Когда плот случайно заметили с проходившего корабля (кучку выживших, отчаянно машущих кораблю на горизонте, и изобразил Жерико), их оставалось всего 15.

«Сколько королевств знают о нас?» — в версии Кастеллуччи, которого не мог не привлечь демократический сюжет, направленный против элит, фраза становится почти слоганом гибнущих, который повторяет хор, скрытый за полупрозрачным занавесом. Впрочем, большую часть спектакля это даже не хор, а светящиеся головы, кое-как удерживающиеся на поверхности черной бездны. Кастеллуччи, как всегда, сам оформил спектакль, придумал костюмы и залил пространство тем переменчивым светом, который парализует волю и принуждает отдаться на волю волн, когда ты оказываешься один в море.

Все начинается в тишине. Перед закрытым занавесом сидит старик, сначала он по-моряцки закатывает рукава и брюки, а потом крутит ручку, поднимая занавес, как поднимают паруса,— пока наполовину стертая надпись, в которой угадывается газетный логотип, не уедет под колосники. Занавес превращается в экран с титрами, и пока старик Харон (Дейл Дьюсинг) рассказывает историю «Медузы», на экране появляется как бы видеоверсия газетной заметки: чернокожий человек, идущий по жалкому вещевому рынку, расположившемуся среди трущоб. «Это Мамаду Ндиайе,— поясняют английские титры,— он живет в Сенегале, преподает физкультуру, у него есть жена и дочка». Наконец рынок заканчивается, человек на экране прямо в одежде бросается в воду. «Специально для нас он согласился провести четыре дня в океане»,— сообщает экран.

Собственно, это главное, что происходит в спектакле. Потому что отличный хор (хор Амстердамской капеллы, Национальной оперы и детский «Новый вокал Амстердама»), Нидерландский филармонический оркестр, которым дирижирует Инго Метцмахер, отменные солисты — сопрано Леннеке Руйтен (Смерть) и баритон Бо Сковхус (Жан-Шарль) — все это становится лишь комментарием к происходящему на экране. А там вроде ничего особенного: заплыв так, что не видно берега, Мамаду плещется в волнах, камера фиксирует его то близко, то далеко, то сверху. День сменяет ночь, экран временами оказывается полупрозрачным флером, за которым идет странная «морская жизнь»: хор то возлежит на волнах, то превращается в тонущие головы. Стильная Смерть в золотом тренче фиксирует поющих на камеру, а Жан-Шарль (тот, кто на картине Жерико машет красной тряпкой, заметив корабль) мечется от одной светящейся точки к другой, подбадривая и удерживая головы на плаву.

Все это изумительно красиво (вспоминается «Орфей и Эвридика» Глюка, поставленная Кастеллуччи в 2014 году), но смысл, разумеется, не в эстетике. Аналогия между бедолагами 1816 года и сегодняшним человеком, готовым пойти на любые условия и выполнить любую прихоть, лишь бы как-то удержаться на плаву (ясно, что Мамаду согласился провести четыре дня в воде не от сытости), читается с первых же минут. И чем ближе финал, тем сильнее иллюзия того, что видео настоящее, не постановочное. И тем больше ярость — на современных капитанов Шомарей и тех, кто за ними. Провокатору Кастеллуччи только этого и надо. Когда появляется надпись «день четвертый», зритель вжимается в кресло, как при взлете самолета, и забывает про музыку — менее чем полуторачасовая оратория все же сильно затянута в конце. Чего не скажешь про видео: ближний и дальний планы так быстро меняются, что зал не успевает заметить, как в руках Мамаду появляется тревожная красная тряпка, а мускулистое тело обмякает на воде. В последних кадрах к нему протянут руки и втащат на невидимый борт. Потом кадры начнут повторяться, как в компьютерной гифке,— до тех пор пока не станет казаться, что безжизненное тело выкинули обратно в воду.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ru
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции