html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Человечность и человечина

Я шла на фильм «Собибор» с чётким, осознанным и оформленным предубеждением. Я точно знала, что именно мне не понравится и почему. По сути, у меня уже и рецензия была обдумана, но ради любви своей к достоверности и точности я решила фильм всё же посмотреть. И очень быстро поняла свою ошибку, буквально с первых кадров забыла о своим предубеждении и обо всём, что насочиняла загодя.

Фильм очень сильный с точки зрения чувственного восприятия: ваше зрение и слух, ваши эмоции сразу берут в плен, и вот вы уже чутко прислушиваетесь к скрипу сапог коменданта лагеря, слепнете от прожекторов, испытываете острую и какую-то сразу же неизбывную тоску от черного минимализма лагерного пейзажа. И это не просто художественное решение, то есть это вообще не художественное решение, не режиссерский приём, это — идея, центральная идея фильма, идея обыденности зла и обыкновенности героизма.

Обыденность зла, однако, не означает здесь незначительность или смазанность оценок. Зло есть зло, а героизм есть его преодоление, но нам бескомпромиссно и очень точно показывают, что самое что ни на есть большое, абсолютное даже зло распылено, размазано, размножено в отдельных поступках мелких, в сущности, людей. Именно мелких, раздавленных огромность зла, которое они творят. Вот именно это моё самое сильное впечатление от фильма, и именно за это поклон и уважение авторам сценария и режиссеру: они скупыми и четкими штрихами подчеркнули иррациональность, даже глупость, безмерную глупость зла. Зла, чьи корни — жадность, зависть и страх. Зла, которое может быть сколь угодно абсолютным и неизбывным, в каждом конкретном своём носителе обречено. Зла, которое исподволь порабощает человека, лишает его свободы, превращая в винтик машины уничтожения людей. Но человеческое-то уничтожается в самих «ликвидаторах», именно они мучаются и и корчатся от страха, бесчинствуя и умножая уже своё собственное, а вовсе не всемирное и не абсолютно зло. Потому что фашисты-винтики в фильме вполне себе сознательные субъекты, которые действуют по своей воле, пусть и порабощенной злой и бесчеловечной машиной. Подчиненность жесткой логике системы многократно усложняет выбор между человечным и бесчеловечным, но не отменяет его ни для кого.

Узники лагеря делают свой выбор в страшных, невыносимых обстоятельствах и делают его в пользу человеческого достоинства. «Мы хотим выжить, чтобы отомстить», говорит один из героев фильма Александру Печерскому. «Вы хотите просто выжить», — отвечает тот. «Просто выжить» — это уже героизм в том царстве смерти, но Александр Печерский убеждает своих солагерников рискнуть всем во имя свободы и достоинства. И делает это как-то без пафоса, без лишних слов, а потому очень убедительно. Он вообще такой «нормальный герой», этот Саша Печерский, не особенно идейный, явно не трибун и совсем не революционер. Просто свободолюбивый очень, упрямый и …прагматичный. «Побежит либо весь лагерь, либо никто», — говорит он своим товарищам-заговорщикам. Это гуманно, благородно, но это ещё и умно — чем больше людей побежит, тем выше шанс каждого на выживание.

И тут опять потрясшее меня соседство прагматизма и гуманизма, идея непобедимой рациональности Добра. Не «разумного эгоизма», а именно Добра как объективного вектора развития человечества, который делает стратегически рациональным выбор в пользу гуманизма, как бы не подталкивала конкретная ситуация к противоположному решению.

Фильм скуп на пафос, этим он очень отличается от советских фильмов о войне. Герои «Собибора» погибают не картинно, а как-то между прочим, нам не дают ни поликовать над каждой победой, ни поплакать над каждым погибшим. Да и главного героя — и по фильму героя, и по жизни, — Александра Печерского, Константин Хабенский играет довольно скупо, «одними глазами», давая нам понять, что без крепости духа, мужества и достоинства большинства никакой герой ничего не сделает, распыленному, размноженному, растиражированному злу может противостоять только распыленное, размноженное, растиражированное добро, иначе никак.

Ужасы пыток и издевательств в фильме как-то… дозированы, что ли. Их ровно столько, чтобы мы поняли глубину кошмара, в котором оказались эти люди. Но режиссер не переходит черту, не увлекаются, не заставляет зрителя отшатнуться в ужасе и замереть, потеряв способность следить за происходящим. В этом фильме вообще нет этакой жареной человечинки, но очень много подлинной человечности.

Хабенский последовательно сдержан, рационален и очень деликатен и по отношению к зрителям, и по отношению к своим героям. Герои фильма, находящиеся между жизнью и смертью, беззащитные перед глумящимися над ними офицерами и охранниками, потерявшие всё или почти всё, эти герои вызывают не жалость, а уважение и восхищение. Брезгливую жалость, омерзение и презрение заслуживают как раз офицеры и охранники.

Герои Собибора не просто бегут из лагеря, они восстают против своих мучителей, не желая смириться с унижением, защищая своё достоинство чуть ли и не отчаянней, чем свою жизнь. Но они не ликуют, убивая своих врагов, хотя некоторую сдержанную радость всё же выказывают. Мы их понимаем вполне, и раскромсанный топором череп первого убитого офицера не кажется излишеством жестокости. Пожилые евреи за швейными машинками смотрят на поверженного врага без торжества, но и без особого страха. Юноша, убивший впервые, вроде бы и горд собой, но что-то нам мешает радоваться вместе с ним, скорее, хочется посочувствовать ему, ставшему убийцей поневоле. Посочувствовать и понять.

Сильнее всех ужасов и издевательств ранит постскриптум к фильму, из которого мы узнаем, что из 400 заключенных, бежавших из лагеря, сто погибли от пуль охранников, а ещё сто пятьдесят были убиты или выданы немцам жителями окрестных городов и сёл. Это так страшно, что даже комментировать не хочется, и фильме никаких комментариев, картинок к этому факту нет. Потрясенный, начинаешь судорожно считать, сколько же выжило, и радуешься, что аж сто пятьдесят, и страдаешь от того, что — всего сто пятьдесят. И окончательно понимаешь, что, хотя в Собиборе немцы мучили и уничтожали евреев, ни Зло, ни Добро не имеют ни национальности, ни государства.

Катарсиса фильм вообще не даёт и даже не обещает, для фанфар в нём места нет. Да и главный герой, Александр Аронович (Саша) Печерский, как мы знаем,  особого воздаяния за свой героизм не получил, разве что посмертно. Воевал в партизанском отряде и в штурмовом стрелковом батальоне (разновидность штрафбата) после войны попадал под жернова «борьбы с космополитизмом», сидел без работы, свидетельствовал на суде против своих мучителей  в Собиборе. Его рассказ вошел в знаменитую Черную книгу Эренбурга и Гроссмана, но она была издана только в 2015 году, через 25 лет после смерти Печерского. На премьеру фильма о Собиборе, снятом американским режиссером Джеком Годом по книге Ричарда Рашке  в 1987 году Печерский приехать  не смог, власти не захотели оформить ему документы на выезд. А Рутгер Хауэр за роль Саши получил «Золотой глобус». При жизни Александр Аронович имел только медаль «За боевые заслуги», посмертно наград попртбавилось, даже памятник в Израиле. Может быть, и фильм Константина Хабенского получит много наград (заслуженно, я считаю), а при жизни его героя всё обошлось без фанфар.

И всё же и скупой на пафос фильм Хабенского, и сама жизнь не избалованного славой Суши Печерского дают нам кое-что поважнее, чем ликование под победный марш. Они дарят нам надежду на то, что Добро умнее и сильнее Зла, что Добро победит обязательно, хотя и при одном условии. Если поднимется весь лагерь.

Анна Очкина
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с rabkor.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • cultrab
          • домен rabkor.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции