html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

В праздничную неделю пришли печальные известия из Киева — ушел из жизни Николай Мащенко. О большом советском режиссере пишет Евгений Марголит.

Памяти Николая Мащенко

Евгений Марголит
«Ребенок». Реж. Николай Мащенко, 1967
«Ребенок». Реж. Николай Мащенко, 1967

Сообщили из Киева: 2-го мая не стало Николая Мащенко:

...«Комиссары», «Как закалялась сталь», «Овод» — то, что помнится как гимны партийной идейности...

...Есть у него маленький — около 20 минут — фильм. Чёрно-белый.
41-й год. Во время немецкой бомбёжки на станции потерялась маленькая девочка (эта преамбула дана в стоп-кадрах). Небольшому отряду, идущему на соседнюю — уцелевшую — станцию поручено взять её с собой. Идут лесом. В лесу может находиться немецкий десант. Девочка сидит на плечах совсем юного солдатика. Она успокоилась и балуется: водит веткой перед глазами солдатика, мешает ему сориентироваться. Немцы появляются внезапно. Девочку спустили с рук. На неё натыкается немецкий десантник и знаками показывает: молчи. Девочка пугается и плачет. Немец ведёт себя как-то непрофессионально: погрозил пальцем, хлестнул её веткой. А убить — не может. На голос девочки выходит наш солдатик. Схватка. Совершенно жуткая, она дана только в звуке: хрипение, хруст костей, треск черепа, раскалываемого о ствол дерева. А в кадре всё это время — лицо 4-хлетней девочки. Звук приближающихся шагов. Девочка в ужасе отшатывается. В следующем кадре появляется наш солдатик: идёт на полусогнутых, взгляд невидящий, руки висят вдоль тела и, кажется, окровавленные. Девочка уже в полном ужасе пятится от него. А солдатик, вконец обессиленный, падает на колени. Тут она останавливается, подходит к нему и гладит по голове. Всё. Фильм называется «Ребёнок». Кажется, по рассказу классика пролетарской литературы Серафимовича.
С этой короткой ленты 1967-го года, пятой, кажется, в списке постановок почти 40-летнего провинциального режиссёра, начинается кинематограф Мащенко, именно здесь ключ ко всему, что будет в нём дальше.

«Комиссары». Реж. Николай Мащенко, 1969
«Комиссары». Реж. Николай Мащенко, 1969

Сюжет творческой судьбы Мащенко — это один из вариантов общего сюжета украинского «поэтического» кино как чуда.

Чуда преображения во всех смыслах периферийной киностудии, штампующей заведомо безликую третьеразрядную продукцию — в «конгломерат воинствующих индивидуальностей».

Чуда прорыва из языка унылых прописей к языку, предмет которого — бытие человека в мире.

Чуда прорыва к самому себе, обретения себя в этом языке.

Вот этого самого: «Я могу говорить»....

И за всем этим — присущая становящейся национальной культуре первозданная острота открытия «я» в доселе внеличностном мире.

Потому страсть мастеров украинского «поэтического» кино — от Параджанова с Ильенко и Осыкой до Денисенко и Войтецкого с Мащенко — это страсть неофитов.

Причем, именно у Мащенко одержимость этой страстью доведена до предела. И герои его — неофиты в буквальном смысле слова: впервые приобщившиеся к вере. Акт переживания веры в его кинематографе имеет смысл только тогда, когда принципиально индивидуален — до интимности. Недаром одна из главных картин Мащенко «Иду к тебе» — это история о том, как украинская поэтесса (и замечательный драматург) рубежа ХIХ-ХХ веков Леся Украинка создаёт драматическую поэму «Одержимая» —о первохристианке, влюблённой в Мессию...

Полый мир его картин аскетичен тоже в буквальном смысле слова — всю страсть герой концентрирует в себе, вбирая её без остатка, ничего не оставляя окружающему. (В «Комиссарах» курсы, кующие кадры «разносчиков новой веры», расположены в монастыре с прямо-таки вызывающей наглядностью).

«Как закалялась сталь». Реж. Николай Мащенко, 1973
«Как закалялась сталь». Реж. Николай Мащенко, 1973

Изобразительный сюжет его кинематографа — жизнь человеческого лица. Авторский язык Мащенко узнаётся с первых же кадров: череда долгих крупных планов, изредка перебиваемых столь же выразительными сверхобщими. Отсюда, в отличие от большинства образцов «поэтического» кино, где человек есть всё-таки лишь деталь общей композиции кадра, в фильмах Мащенко, при всём их минималистском изобразительном блеске, актёр принципиально оказывается в центре, несёт на себе основную нагрузку. Героем главных его работ становится тот, кто, подобно самому режиссёру, силой страсти, силой духа способен увлечь за собой.

И это тоже в буквальном смысле. Так, рассказывают, он заменил в начале съёмок «Как закалялась сталь» очень талантливого и нетривиального артиста, утверждённого на главную роль, когда в сцене атаки массовка внезапно рванулась не за ним, а за приглашённым на эпизод никому не известным Владимиром Конкиным.

Своих актёров Мащенко отбирал среди тех, с кем чувствовал внутреннее родство по силе страсти. Страсти, способной приобщить к вере.

«Овод». Реж. Николай Мащенко, 1980
«Овод». Реж. Николай Мащенко, 1980

Вера и есть главный предмет мащенковских картин. Вера как таковая — без определений. Ибо противопоставлена не другой вере, но — безверию, которая тут есть бездумное (и небескорыстное — на дворе брежневский застой) следование набору обрядов и ритуалов. Самое же замечательное и парадоксальное, что главный признак истинной веры для него есть — сомнение: способен ли я вынести свой крест (а мотив несения креста у него переходит из фильма в фильм; все эпизоды строительства узкоколейки в «Как закалялась сталь», например, на нём построены) — так ли верую? Переживание веры здесь не просто выделяет героя из общей массы, но неизбежно отделяет от неё, ставит на грань изгойства.

Еретичества.

Недаром «Комиссары», скажем, принятые, в общем, благосклонно, вскоре были деликатно «не рекомендованы» к показу в торжественные дни революционных праздников в кино и по телевидению. Это не удивительно, если учесть, что герои говорят преимущественно монологами, обращёнными, притом, в зал — именно там находятся оппоненты.

И хотя затем «Как закалялась сталь» на официальном уровне прошла триумфально (я уж не говорю о том, что она оказалась телевизионным «хитом»), но непосредственно к теме революции и гражданской войны Мащенко больше не обращался. Следующие лет десять основным материалом его картин оказалось вполне условное пространство Болгарии — прежде всего эпохи борьбы за независимость христианского населения от владычества мусульманской Турции — и ещё более условной Италии из «Овода».

Не думаю, что за этим стояло осознанное понимание, что «углубление в идеи всегда тревожно» (С. Эйзенштейн) — Мащенко был всегда более ведом страстью, чем разумом. Скорее, жизненный опыт парня из украинского села на Донбассе, пережившего голодомор и оккупацию, сыграл тут решающую роль. Однако сделанного им на взлёте конца 60-х-начала 70-х было достаточно, чтобы кинематограф Мащенко стал одной из самых ярких и оригинальных страниц позднего советского кино.

Начиная со знаменитой экранизации романа Николая Островского, Мащенко ушёл преимущественно в телевизионное кино и стал руководителем объединения телефильмов на студии имени Довженко. Что вполне логично — его минималистская эстетика тут идеально срабатывала, ибо как нельзя лучше соответствовала тогдашней общей эстетике телекино. Но вот что примечательно — это была эпоха разгрома украинского кино 60-х, сгруппировавшегося вокруг Параджанова. И студийная продукция 70-х, предназначавшаяся для проката, напоминала о печальных временах 20-15-летней давности, когда прокатный репертуар делился в зрительском сознании на фильмы «хорошие», «так себе», «плохие» и — «студии Довженко». Телеобъединение же на любой студии было местом, куда ссылали неудачников и проштрафившихся, разбавленных с одной стороны пенсионерами, которым давали из милости подработку, а с другой — дебютантами, которые вызывали у руководства сомнение. Так вот, телеобъединение под руководством Мащенко стало на студии имени Довженко тем местом, где действительно шёл — и очень интенсивно — творческий процесс: свои лучшие работы сняли тут Николай Рашеев и Артур Войтецкий, в полный голос заявили о себе Константин Ершов, Роман Балаян, Вячеслав Криштофович, Михаил Беликов, Михаил Ильенко. Именно здесь — и именно благодаря Мащенко — на новом уровне шло развитие опыта предшествующего блистательного периода «бури и натиска», объявленного официально «порочным и националистическим». Фактически, Мащенко, как и его близкий друг ещё со времён Харьковского театрального института Леонид Быков, в 70-е удержали невероятными усилиями творческую планку студии.

Николай Мащенко
Николай Мащенко

Человек страсти, он из всех сил сопротивлялся подступавшей старческой немощи.
И люди, любившие его, воспринимали её как величайшую несправедливость.

Утешить себя можно одним: кино его всё-таки остаётся. Оно живо — и живо куда более, чем мы, на нём выросшие, можем себе представить. Сергей Тримбач рассказывал: где-то на рубеже 1990-х и 2000-х в Киеве проходили мероприятия, организованные совместно украинскими, венгерскими и шведскими кинематографистами. Чтобы лучше понять друг друга хозяева и гости договорились показать по десять картин, наиболее характерных для их культур. В украинскую программу Сергей Тримбач предложил ввести «Комиссаров». Мащенко замахал руками: «Что ты! Не поймут. Решат — коммунистическая агитка». Но Сергей настоял. Там были, разумеется, «Тени забытых предков», картины Довженко, Юрия Ильенко, «За двумя зайцам». Гости с уважением смотрели знакомую им классику — Довженко, Параджанова. Деликатно просили объяснить: в чём принципиальные достоинства картины про похождения Сидора Голохвастова...

Но единодушно объявили: главным откровением украинской программы для них стали «Комиссары»...

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции