html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Промчаться по линии

Чуть больше года назад, 21 января 2012 года в Тольятти в рамках зимнего мотослета Snowdogs-2012 прошел Первый открытый ледовый чемпионат мира по унимото — и это событие заметил, пожалуй, весь мотоциклетный мир. А знаете ли вы, что такое унимото? Знаете ли вы, что в этом виде мотогонок Россия является одним из мировых лидеров, а наши унимотоциклисты регулярно ставят новые мировые рекорды?

Термин «унимото» говорит сам за себя. Это одноколесный мотоцикл. Сразу возникает естественный вопрос: чем унимото отличается от моноцикла? В принципе, это одна из многочисленных разновидностей моноцикла, причем номинально его компоновка не имеет серьезных ограничений. Унимото строятся на базе серийных мотоциклов, автомобилей, ракет, культиваторов, да и вообще любой техники, их колеса могут быть самыми разнообразными, даже деревянными или лишенными покрышек.

Единственный технический момент: колесо унимото обычно размещено ниже посадки пилота (напомним, что в классических моноциклах водитель чаще всего сидит внутри огромного колеса). Но самое главное, видимо, то, что унимото — это разновидность… дрэг-рейсинга, скоростных заездов по прямой на заданную дистанцию. Несмотря на кажущуюся узость этой ниши технического спорта, унимото популярны во всем мире, соревнования с завидной периодичностью проводятся в США, Европе и России, а унимотоциклисты горды своим увлечением и готовы популяризировать его в любом уголке земного шара.

Вилли с коляской

История эта началась совсем недавно. В марте 1988 года американский байкер Вилли Нассау по прозвищу Sidecar Willy поставил себе целью придумать новый вид развлечений для байкерских фестивалей. Демонстрационные заезды с девушками и одинаково оформленные мотоциклы порядком поднадоели, Вилли хотелось адреналина, риска и новых впечатлений. Проблема была и в другом: незадолго до этого полиция запретила ежегодный мото-дрэг-рейсинг, традиционные байкерские заезды на скорость, которые проводились обычно прямо перед баром, принимавшим очередной байк-слет.

Вилли рассудил очень просто: если придать соревнованиям статус оригинального спортивного состязания, а не просто несанкционированного и опасного шоу, то можно обойти запреты. Но для этого требовался новый формат. Нассау решил так: я катался на четырех колесах, на трех колесах и на двух колесах, но ни разу не пробовал на одном. Идея преобразования обычного мотоцикла в одноколесный и соревнований на 100 футов (30,48 м) сформировалась и окрепла в одну ночь. Первый чертеж унимото был нарисован на пивной подставке. Нассау полагал, что с одной стороны его уницикла будет двигатель, с другой — человек, а колесо останется посередине. Таким образом, гонки не сведутся к простому нажатию на газ, а станут еще и тренировкой эквилибристики. Новый вид был наречен Unicycle Drag Racing.

При всем инженерном опыте Нассау достичь идеального баланса удалось далеко не сразу. Во время движения первые типы унимото опрокидывались, а удержать их немалый вес пилот не мог. К 1990 году после ряда проб и ошибок Вилли удалось проехать на очередном инженерном чуде целых 20 м — и это был рекорд. Все получилось лишь с приходом в команду Боба Чески, байкера и механика, который поддержал идею Нассау. Вдвоем они спроектировали и построили первый в истории унимото, использовав в качестве силового агрегата 150-сантиметровый двигатель Honda выпуска 1959 года и сварив раму самостоятельно. Уницикл получил название Desert Stormer, а шоу с демонстрацией монстра было заявлено на фестивале Bike Week 1991 в Дайтоне.

Посмотреть на оригинальную машину собралась толпа — тем более, что объявили официальную попытку поставить рекорд на дистанции 100 футов. Мало кто знал, что до этого момента Чески ни разу не сумел проехать такое расстояние. У унимото не было боковых подпорок, колесо казалось очень тонким, а мотор — слишком сильно вынесенным вперед. Но, как ни странно, с горем пополам Чески совершил подвиг: Desert Stormer, раскачиваясь и виляя, проехал 100 футов за 5,2 с. Публика аплодировала, а Нассау понял, что новый вид спорта будет иметь успех.

Унимото там и тут

С той поры минула почти четверть века. Вилли Нассау построил несколько десятков унимото самых разных конструкций и компоновок. Сам он уже давно не выступает, зато приезжает в качестве почетного гостя и судьи на соревнования по всему миру (был Вилли, кстати, и на прошлогоднем чемпионате мира в Тольятти). Унимотоциклы по сравнению с крошечным, в общем-то, Desert Stormer выросли до размеров полноценных байков, колеса увеличились, появились подпорки во избежание опрокидывания, а рекорд прохождения дистанции был улучшен почти в два раза.

1991 год стал первым годом организации American National Unimotorcyclists Society (A.N.U.S.) — американской ассоциации унимотоциклистов. Поначалу в ней состояли только Нассау и Чески, но со временем количество людей с инженерным зудом и любовью к скорости росло, и рекордный заезд одиночки превратился в крупные соревнования. Правда, полиция иногда пыталась разогнать унимотоциклистов, но вяло. Последний конфликт с властями произошел в 2005 году и был скорее исключением, чем правилом.

С 1994 года унимото начал захватывать Европу: первые гонки на странных агрегатах прошли в Швейцарии (Premiere Сourse Europeenne d’A.N.U.S), тремя годами позже — в Германии, а затем расползлись практически по всем европейским странам. Особую популярность гонки приобрели, помимо упомянутых государств, в Бельгии и Голландии. В 2002 году швейцарские соревнования были официально объявлены самим Нассау чемпионатом мира — причем с тех пор и до настоящего момента все чемпионаты, в том числе и на территории Европы, проходят под эгидой A. N.U.S., то есть американской, а не мировой ассоциации.

В Россию унимото приехали лишь в середине 2000-х, но зато наша страна не только быстро нагнала зарубежных конкурентов, но и создала новый подкласс — ледовые гонки на одноколесных мотоциклах. Сегодня в России проводится от трех до семи крупных унимото-соревнований в год, а также функционирует Российское общество унимотоциклистов (R.U.M.S.).

Техника на первом плане

Интересно, что правил в классе унимото довольно мало, а ограничений и вообще практически нет. Ведь в первую очередь этот спорт держится на энтузиастах, а мало ли из какого сора талантливый инженер может построить одноколесный болид.

В российском унимоторейсинге дистанцию с 30,48 м округлили до 31 м — так проще в европейской системе мер (правда, отметка 100 футов тоже присутствует — по ней отмеряются мировые рекорды). Побеждает пилот, прошедший трассу быстрее всех — типичный дрэг-рейсинг, ничего особенного. Важное правило, нарушение которого карается дисквалификацией, заключается в том, что на протяжении дистанции никакие детали унимото, расположенные впереди оси колеса, не должны касаться земли.

Технические регулировки подразумевают деление унимото на шесть классов по мощности двигателя и ограничивают ряд технических параметров. В частности, унимото не должен быть длиннее 2,4 м и шире 1,2, двигатель должен быть старше трех лет, бензобак в целях безопасности иметь объем не более 3 л. Плюс нужно защищать кофрами двигатель, приводные ремни, цепи, карданы. И еще на унимото должен быть упор, который, если водитель упадет с уницикла, заглушит двигатель (система stop-engine), остановит машину, не позволив ей двигаться дальше, будучи уже неуправляемой. Гм… Кажется, и все. Американские правила отличаются несущественно. Двигатель по ним должен быть не моложе пяти лет, а не трех, емкость бензобака — не более 1,5 л.

Каким должен быть двигатель — бензиновым, дизельным, ракетным, — нигде не указано, что иногда создает занимательные прецеденты. Например, в 1995 году гонщик Нельсон Бэк построил унимото, приводимый в движение… двумя огнетушителями с CO2. Заезд, правда, окончился неудачно: Бэк свалился с мотоцикла еще на старте, а неуправляемая ракета пронеслась по трассе, залив ее водой и пеной. Зато в международном унимото появился отдельный класс Rocket для унициклов с реактивным двигателем.

Вообще, широкая трактовка технических правил (главное из которых — «колесо должно быть одно») породила такую оригинальность конструкций, что со временем на чемпионатах появился даже отдельный зачет за красоту и эффектность уницикла. На соревнованиях можно встретить и доморощенных уродцев, сваренных на балконе, и высокотехнологичные конструкции, поражающие своей гармоничностью и мощью.

Искусство баланса

Самое сложное во время прохождения дистанции — удержать унимото прямо. Как только его начинает «водить», выход за пределы трассы (ее ширина ограничена) практически гарантирован. Чувство равновесия здесь играет огромную роль. Интересно, что особой физической силы не требуется: в международных соревнованиях принимают участие и женщины (например, в российском реестре гонщиков — две представительницы прекрасного пола). Женщинам принадлежат даже мировые рекорды в отдельных классах.

Но если ездить на унимото сложно, то принять участие в соревнованиях на удивление просто. При должной любви к «железкам» странный «болид» можно сварганить в гараже, потратив на это весьма скромную сумму. Никаких лицензий не требуется — приезжай, плати стартовый взнос и выступай. Конечно, придется обзавестись шлемом и наколенниками, но это вообще не проблема.

В США существует огромное количество безумных соревнований, держащихся на энтузиазме и любви к приключениям: комбайн-дерби, гонки на газонокосилках, заезды на автомобилях, собранных из деталей со свалки… В России подобная практика только начинает зарождаться. Унимото — не то чтобы первая ласточка, но один из немногих любительских видов, которые прижились у нас и стали серьезным направлением индустрии спорта и развлечений.

В частности, на последнем чемпионате мира в Швейцарии россияне завоевали две золотые медали из пяти возможных (и еще одну бронзовую). Главное, чтобы унимото не взяло под свой контроль государство, потому что энтузиасты и любители всегда сделают лучше — на то они и энтузиасты. Кстати, последняя сентенция — это не журналистский пафос, а слова Вилли Нассау, неоднократно повторенные им в различных интервью. И он, черт побери, прав.

Благодарим организатора мотослёта Snowdogs, председателя Российского общества унимотоциклистов Дмитрия «Гора» Горбунова за помощь в подготовке материала.

Таблица классификации Унимото

Вилли Нассау

Пожилой мужчина в меховом жилете — это легендарный Вилли Нассау на чемпионате в Тольятти.

Тот самый рисунок унимото

который Вилли сделал на пивной подставке в 1988 году, во время первого «мозгового штурма» по поводу того, как будет выглядеть новый спортивный снаряд. Bubba — это друг Вилли, который должен был пилотировать первый унимото.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с popmech.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • popmech.ru
          • успех
          • любовь
          • балкон
          • свалка
          • фестиваль
          • чемпионат
          • женщины
          • лето
          • цепи
          • друзья
          • горы
          • мужчины
          • швейцария
          • газ
          • бар
          • искусство
          • шлем
          • безопасность
          • бельгия
          • тренировки
          • монстры
          • инженер
          • россия
          • полиция
          • европа
          • коляска
          • рекорд
          • америка
          • байкеры
          • гараж
          • голландия
          • гонки
          • интервью
          • ракета
          • рамка
          • вода
          • домен popmech.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции