html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Батарейки для Карибского кризиса

Забытая технология, чуть было не поставившая мир на грань ядерной войны 50 лет назад, способна помочь человечеству справиться с энергетическим кризисом.

В 1961 году США разместили в Турции баллистические ракеты средней дальности PGM-19 Jupiter с радиусом действия 2400 км. Подлетное время до Москвы у этих ракет составляло всего 10 минут. Неудивительно, что этот шаг очень встревожил советское правительство во главе с Никитой Сергеевичем Хрущевым. В мае 1962 года Хрущев побывал в Болгарии, где один из его сопровождающих, показав рукой в сторону Турции, сказал, что размещенные там ракеты способны нанести удар по крупным промышленным центрам СССР в течение 10−15 минут. После возвращения из Болгарии Хрущев провел совещание Совета обороны и изложил там свою идею: если США разместили свои ядерные ракеты под боком у СССР, то почему бы Советскому Союзу не поступить таким же образом? Тем более что кубинский лидер Фидель Кастро давно просил советское правительство увеличить военное присутствие на Кубе.

В результате летом 1962 года было принято политическое решение по отправке на Кубу мощной военной группировки, имеющей на вооружении ядерные ракеты Р-12 и Р-14, а также бомбардировщики Ил-28, способные нести ядерные бомбы. В начале сентября, когда переброска военной техники была в самом разгаре, президент Кеннеди заявил, что США не потерпят наличия ядерных ракет на Кубе, но Хрущев заверил его, что их там нет, а есть только научное оборудование.

А 14 октября американский самолет-разведчик U2 сфотографировал то, что специалисты ЦРУ идентифицировали как стартовые позиции для ракет. Четырьмя днями позднее встревоженный Кеннеди в беседе с советским министром иностранных дел Громыко и послом в США Добрыниным потребовал от СССР убрать ракеты с Кубы. Но советские представители продолжали утверждать, что никаких ядерных ракет на Острове свободы нет.

Многочисленные учебники истории, так описывающие начало Карибского кризиса, поставившего мир на порог ядерной катастрофы, утверждают, что Хрущев и другие советские дипломаты лгали. На самом деле учебники ошибаются: советские политики говорили чистую правду.

В клещах энергоголода

В 1959 году на Кубе произошла революция и у руля встал Фидель Кастро, принявший ряд ключевых решений. Он национализировал банки, телефонную связь и энергетику, сахарные заводы и нефтепереработку. Многие из этих предприятий принадлежали американцам, и США в качестве ответного шага объявили Кубе экономическую блокаду, перестав покупать основной экспортный продукт (сахар) и поставлять энергоносители (нефть). Кубинский лидер обратился к СССР, и советское правительство, весьма заинтересованное в наличии идеологически близкого союзника у берегов США, приняло решение помочь.

На Кубу были направлены танкеры с нефтью, а также зачастили советские технические специалисты, которые должны были наладить местную промышленность. Почти сразу стало понятно, что ключом к развитию Кубы станет энергия. Без энергии не будут работать никакие механизмы, и ни о какой промышленности, необходимой для нормального функционирования страны, не может быть и речи. Увы, на Кубе из энергоносителей были доступны разве что отходы переработки сахарного тростника. Кстати, они тоже шли в дело — советские специалисты спроектировали и построили на острове несколько теплоэлектростанций, работавших на сжигании растительной биомассы.

«Страна испытывала настоящий энергетический голод, — вспоминает бывший старший научный сотрудник Института металлохимии и органических соединений (ИМХО) Валентин Никаноров. — Один из моих московских коллег побывал там и рассказал о технических сложностях строительства местных электростанций. Ну и обмолвился, что местная электросеть, мол, еще долго не будет работоспособной, хоть вези с собой чемодан батареек. Вот эта фраза и натолкнула меня на плодотворную идею, с которой я обратился к руководству института».

Очень большие батарейки

Отдел электрохимии металлов и независимых источников питания (ЭМНИП), в котором работал Никаноров, занимался разработкой батареек. Но не тех, которые вставляли в приемники или фонари, а более крупных. Значительно более крупных: такие «батарейки» планировалось использовать для аварийного питания различной военной техники (станций наблюдения и разведки, ретрансляторов связи и РЛС) в труднодоступных местах. Почему не дизель?

«Ну вот возьмите современные ноутбуки, — поясняет Валентин. — Большую часть времени они работают от сети, но иногда все-таки от батареек. Так и с военной техникой — для вывода дизеля на рабочий режим требуется несколько минут, а все это время ответственная военная техника- допустим, станция ПВО — не должна прекращать работу ни на секунду».

Гордостью института ЭМНИП стал проект гигантского автономного источника питания. «Что такое батарейка? — говорит Никаноров. — Это некая цистерна, наполненная электролитом, в который погружены электроды. Чем больше объем цистерны, тем больше энергии можно запасти в такой батарее. Вот мы и спроектировали батарею… в корпусе танкера».

Плавучий аккумулятор

Танкеры типа «Казбек» были самыми крупными в то время советскими нефтеналивными судами с водоизмещением 16250 т, дедвейтом 11800 т и объемов грузовых танков 14020 м³. С 1951 по 1961 год на верфях в Ленинграде, Николаеве и Херсоне было создано более 60 таких судов. Одно из них, построенное в 1959 году и названное «Проект 15» (по кодовому обозначению, которое дали этой программе в ИМХО), было не совсем обычным.

Оно было оборудовано танками со специальной внутренней облицовкой, призванной уберечь электролит от загрязнения. Внутри танков размещались электрохимические ячейки с графитовыми анодами и катодами из металла с покрытием из кобальтата лития. В качестве электролита использовался раствор гексафторфосфата лития в смеси органических растворителей — этиленкарбоната и диэтилкарбоната. «Да, мы опередили весь мир на 25 лет, сделав литиевый аккумулятор еще в 1958 году! — грустно говорит Никаноров. — Но наша разработка по политическим причинам оказалась забыта».

Вместо традиционного для танкеров этого класса дизеля 8ДР 43/61 (завод «Русский дизель») мощностью 3800 л. с. «Проект 15» был оснащен 2,5-МВт электромотором. Это позволяло снизить шумы, что рассматривалось как немаловажное преимущество, поскольку плавучий аккумулятор в первую очередь предназначался для энергообеспечения различных прибрежных военных объектов — маяков, станций ретрансляции и РЛС.

Танкер длиной 138, шириной 19,2 и осадкой 8 м имел электрическую емкость около 7 ГВт•ч. Для сравнения: такое количество электроэнергии дает в течение семи часов современный энергоблок АЭС с реактором РБМК-1000, работающий на полную мощность для обеспечения крупного промышленного города!

Только с танкером все намного проще — он просто причаливает и подключается к местной электросети. Для такого подключения «Проект 15» был оборудован целой электростанцией, преобразовывавшей напряжение в стандартные для распределительных ЛЭП 35/110 кВ. Немало внимания уделялось и безопасности: на танкере было установлено большое количество датчиков давления и температуры, данные с которых отслеживались при зарядке и разрядке.

Батарейки для Острова свободы

На 1962−1965 годы были намечены длительные испытания «Проекта 15», которые должны были проходить в северных районах и на Дальнем Востоке СССР. К этому времени в Мурманске смонтировали специальный зарядный терминал, и судно уже успело пройти предварительную полугодовую обкатку, зарекомендовав себя с лучшей стороны. «Конечно, трудности были, — вспоминает заместитель руководителя испытаний Виталий Крючкин. — Особенно много нареканий вызывала аппаратура преобразования энергии.

Инженеры шеф-наладки просто не вылезали из блоков, практически там и ночевали, но все-таки довели оборудование до ума. А с электрохимией оказалось на удивление мало проблем. Несколько раз срабатывали аварийные клапаны давления и автоматы отключали зарядку, но это, в общем, штатные ситуации».

Директор ИМХО И. А. Вяземский после разговора с Никаноровым написал докладную, которую отправил руководству Минэнерго. Все это привело к тому, что в конце 1961 года руководитель Министерства строительства электростанций СССР Игнатий Новиков собрал совещание с участием расширенной группы ученых из ИМХО и АН СССР. После нескольких совещаний на самом высоком уровне с одобрения Хрущева было принято решение провести испытания в более мягких климатических условиях — на Кубе, хотя название испытаний оставили прежним («Анадырь»).

«Проект 15» должен был заряжаться в Мурманске или в Севастополе, где начали строительство еще одного зарядного терминала, а затем идти на Кубу. Чтобы судно не простаивало в пункте назначения, планировалось построить на острове несколько накопителей — гигантских стационарных аккумуляторов. Электроды для этой цели были уже изготовлены и отправлены на Кубу в трюмах грузовых судов. Электролит планировалось доставить танкерами.

Запалы для скандала

Именно этим электродам и суждено было сыграть зловещую роль детонаторов мирового политического кризиса. «Аноды наших батареек были такими длинными 25-метровыми стержнями из графита, — вспоминает Валентин Никаноров. — Они довольно хрупкие, и, чтобы защитить от повреждений, их упаковывали в специальные транспортные контейнеры — большие цилиндры полутораметрового диаметра. Именно их-то американская разведка и приняла за баллистические ракеты Р-12. А катоды, пустотелые цилиндры из специального сплава с покрытием из кобальтата лития, упаковывались в контейнеры диаметром 2,5 м, и их американцы приняли за ракеты Р-14».

Неудивительно, что Хрущев, который был в курсе операции «Анадырь», категорически отрицал наличие на Кубе ядерных ракет. Однако он вскоре понял, какие возможности политического блефа открываются перед СССР и Кубой, если советские представители признают наличие на острове ядерного оружия, и пошел на попятную. Блеф, надо сказать, был разыгран мастерски и вошел во все учебники истории как реальная версия событий. В результате, как известно, Советскому Союзу удалось добиться как снятия угрозы вторжения на Кубу, так и вывода американских ядерных ракет из Турции.

Политическая подоплека полностью уничтожила проект плавучих аккумуляторов. Советское правительство вывезло оставшиеся электроды (под видом ракет и самолетов Ил-28) и срочно засекретило все документы по этому вопросу. «Всех участников проекта вызвали в Москву, и с каждым сотрудники КГБ провели беседу и взяли подписку о неразглашении, — вспоминает Никаноров.- Запомните, — говорили нам «люди в сером», — никаких электродов не существовало, это были ядерные ракеты». Проект закрыли и забыли почти на полвека.

От кризиса до кризиса

Но в начале 2000-х бельгийская компания WindRunners предложила интересную программу в области альтернативной энергетики. В отличие от генераторов в обычных офшорных ветропарках, ветряки WindRunners не должны стоять на месте. По замыслу конструкторов они перемещаются по акватории по сигналам из диспетчерского центра, который принимает решения в зависимости от карты прогноза ветров.

Это позволяет избежать простоя генераторов в безветренную погоду, но создает серьезную проблему доставки энергии от генераторов на берег. Именно тогда сын Валентина Никанорова Алексей, пошедший по стопам отца инженер-электрохимик, прочитал об этом проекте и обратился к разработчикам WindRunners с предложением возродить схему 50-летней давности, построив флот судов-батареек.

Как рассказал «Популярной механике» Алексей Никаноров, была выбрана двухкорпусная схема и сейчас несколько таких судов уже строятся на одной из верфей в Корее: «Проектом предусматривается разработка автоматической системы управления для таких судов, так что «батарейки» будут автоматически заряжаться от ветряков и приходить в порт на разрядку». Проект планируется запустить в коммерческую эксплуатацию в 2017 году, как раз к 55-летию Карибского кризиса. Но теперь технология, по злой иронии чуть было не погубившая мир, призвана спасти его от нового кризиса — энергетического.

Примечание редакции: данная статья опубликована в апрельском номере журнала и является первоапрельским розыгрышем.

Проект WindRunners ("Бегущие по ветру")

Проект WindRunners («Бегущие по ветру»)

132 самоходные платформы мощностью 100 МВт

61 судно с аккумуляторами емкостью 6 ГВт•ч

6 портовых терминалов

Время полного заряда: 74 часа

Время полного разряда: 36 часов

Чтобы предотвратить простой при безветренной погоде, центральный диспетчерский пункт на основе спутниковых снимков и других погодных данных составляет карту ветров на следующие несколько суток. Исходя из этих данных, каждому ветрогенератору системы WindRunners выдается команда на перемещение в соответствующую точку. Самоходные ветровые платформы складывают лопасти и опоры и своим ходом перемещаются в автоматическом режиме (размещать такие ветропарки планируется в районах, закрытых для гражданских судов). Достигнув нужной точки, платформа стабилизируется, выпускает опоры и раскладывает лопасти турбин.

После этого к платформе пристыковывается плавучий аккумулятор, который накапливает вырабатываемую энергию. Когда процесс заряда полностью завершен, судно отстыковывается и в автоматическом режиме идет к портовому терминалу разряда.

Двухкорпусные плавучие аккумуляторы —

далекие потомки танкера «Проект 15», разработанного в Институте металлохимии и органических соединений в конце 1950-х годов. Современный вариант играет ключевую роль в проекте «бродячих» офшорных ветрогенераторов бельгийской компании WindRunners.

Внутри двух корпусов судна располагаются электрохимические ячейки аккумуляторов. Аноды их изготовлены из специального графита, а вот катоды уже не из кобальтата лития, как в «Проекте 15», а из марганцевой шпинели (манганата лития) — это более безопасно при заряде и разряде большими токами. На самом судне расположена только аппаратура управления процессами заряда/разряда, а сами преобразователи — в зарядных терминалах в порту или на платформах ветрогенераторов.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с popmech.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • popmech.ru
          • корея
          • ил
          • москва
          • самолет
          • танки
          • чемодан
          • турция
          • нефть
          • розыгрыш
          • маяк
          • ученые
          • революция
          • лето
          • остров
          • сахар
          • куба
          • автомат
          • батарейки
          • болгария
          • кгб
          • флот
          • безопасность
          • завод
          • кеннеди
          • ноутбук
          • инженер
          • конструктор
          • аэс
          • ссср
          • бомбардировщик
          • цру
          • строительство
          • бомба
          • промышленность
          • работа
          • севастополь
          • руки
          • зарядка
          • дальний восток
          • война
          • америка
          • блокада
          • катастрофы
          • ракета
          • ключ
          • кризис
          • домен popmech.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции