html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Производство сомнения

Философ Михаил Маяцкий об антитабачных кампаниях, критическом мышлении и конструировании незнания

Как табачные компании в Америке 60-х боролись с распространением идеи о вреде курения? Какое место занимает категория сомнения в западноевропейской культуре? И каковы механизмы производства сомнения в современном обществе? Об этом рассказывает профессор отделения культурологии НИУ-ВШЭ Михаил Маяцкий.

К середине 60-х годов учёные, наука доказала единодушно вред табака и курения, что вызвало авральную ситуацию внутри индустрии. Табачная индустрия смогла сделать курение из довольно периферийного социального феномена центральным сопровождающим мотивом как работы, так и досуга. Что было делать – наука стала врагом индустрии. После некоторых неуклюжих попыток сопротивляться науке мажоры американской табачной индустрии обратились к пиарным агентствам, которые придумали гениальный ход – полюбить науку и «задушить» её в своих «любовных объятиях», начать поддерживать науку, создать научные социальные институты, которые бы целиком были на содержании у индустрии, и затем противопоставлять нежеланному мнению одних учёных мнения других, наделённых теми же докторскими степенями – посеять сомнение, спекулировать на сомнении.

Сомнение лежит в основе европейской рациональности. Между прочим, это отнюдь не случайная категория, она восходит, как и всё остальное, к античности, но, по крайней мере, начиная с Декарта, мы можем сказать, что сомнение стало краеугольным камнем новоевропейской рациональности. Затем Кант и Гуссерль эксплуатировали тот же самый ресурс этого сомнения. И вот теперь сомнение играет против самой науки. В некотором смысле определённое незнание или невежество, которое вменяется сегодняшнему человеку, выгодно и производителям, и политикам. Так же как век назад родилась социология знания, сегодня впору говорить о социологии незнания, о социальном его конструировании, о том, кому это выгодно, и как оно создаётся.

Современный школьник и студент потребляет знание совсем иначе. Ушло в прошлое понятие корпуса знания, когда определённые факты встраивались в целую совокупность, в организованный ансамбль, где были гипотезы, теории, доказательства и так далее, и только как элемент этого целого имели смысл. Сейчас, при общей «клипизации» восприятия, прежде всего, студенты, а потом и все люди довольствуются одним вырванным элементом, к которому обращаются часто без авторства, без какой-либо отсылки к чему бы то ни было и без связи с теоретическим целым, на чём, несомненно, играют и экономические, и политические агенты. Ясно, что абсолютно такой же механизм, который уже хорошо изучен на примере табачной индустрии и порождении сомнения, которое было оркестровано конкретно известными пиарными агентствами, справедлив и, например, для дебатов о продуктах питания и о токсичности некоторых из них, о влиянии определённого питания на ожирение, о вредных веществах в нашем быту, о климатических переменах и об антропном факторе.

Михаил Маяцкий

PhD University of Fribourg (Switzerland), профессор отделения культурологии НИУ-ВШЭ

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

95
    +77 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции