html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Главы | Женская повседневность как предмет истории повседневности

Отрывок статьи доктора исторических наук Анны Беловой из сборника «Российская повседневность в зеркале гендерных отношений» под редакцией Н.Л. Пушкаревой

Совместно с издательством НЛО мы публикуем отрывок исследования доктора исторических наук, профессора кафедры всеобщей истории Тверского государственного университета Анны Беловой из сборника «Российская повседневность в зеркале гендерных отношений».

Статья дает представление о динамике развития исследований мужской и женской повседневности и показывает, какую позицию занимали женские архивы в иерархии исторических источников от древности к современности.

Очевидно, понятия «повседневность» и «женская повседневность» нуждаются в дополнительной теоретической разработке. В качестве одной из версий попробую предложить свое определение «повседневности» и объяснить феномен женской повседневности. Речь, в данном случае, может идти о так называемом «рабочем» определении, не претендующем на исключительность.

На мой взгляд, повседневность — это жизненный континуум, непрерывность опытов, практик, восприятий, а главное, переживаний, реализующих субъективность. Неслучайно история повседневности, в отличие от прочих направлений и методологических подходов, — именно «пережитая» история. Повседневность имеет формальную длительность, определяемую суточным, годичным, жизненным циклами индивида.

Вместе с тем время повседневности — это субъективное время, дифференцируемое собственными вехами в зависимости от значимости того или иного индивидуального переживания и последующего воспоминания о нем. Эти вехи — структурообразующие ретроспективы повседневности — результат умножения определенного субъективного опыта на поле культурных смыслов.

Объяснение феномена женской повседневности не исчерпывается простой применимостью вышеизложенного определения к субъектам-женщинам. Речь идет о качественной специфике именно женских опытов и переживаний, жизненных практик и восприятий, поведенческих стратегий и отношений. Под женской повседневностью (Frauenalltag) я понимаю способы проживания и переживания всех разновидностей, форм, сфер и проявлений неинституционализированного женского опыта (как отрефлексированного, так и ментального, вербального и телесного, эмоционального, культурно-символического, хозяйственного, религиозного, сексуального и др.). Важно подчеркнуть, что даже в рамках таких значимых в этнологическом и социологическом дискурсах институтов, как, например, родство, брак, семья и другое, собственно женский опыт отличался разнообразием реакций, часто выходил за рамки предписываемых практик и «нормативных» поведенческих стратегий. «Неинституционализированный опыт» только и был специфически женским, ввиду того что опыт женщин в рамках того или иного социального института, конституируемого мужчинами, в чистом виде таковым не являлся. Институциональный женский опыт включался и адаптировался «мужскими» институтами. Причем адаптация через унификацию, а не через плюральность — принадлежность мужского опыта. Опыт женского — это опыт плюрального, неуловимого в прямом и символическом смыслах, не фиксируемого или с трудом фиксируемого мужчинами.

Своеобразным дисплеем женской субъективности являются так называемые «субъективные источники» (subjektive Quellen) (иначе называемые «частными источниками» во французской традиции, или «источниками личного происхождения» в русской) — важнейшие по истории повседневности: письма, дневниковые записи, автобиографические тексты, мемуары, частные альбомы и журналы, книги домашних расходов. Существенно, что они не только служат источниками типичного для своего времени восприятия внешних событий, но прежде всего выражают грань внутрипсихического переживания, сокровенные мечты и страхи, сознательные и бессознательные стратегии действия и вытеснения. Следует заметить, что письменные источники личного происхождения могут содержать записи устной коммуникации, дающей представление о повседневном дискурсе, его содержании, функциях и свойствах. Также к источникам по истории повседневности относятся предметы обихода, визуальные свидетельства, такие как частные семейные фотографии, которые могут оказаться своеобразным «резервуаром воспоминаний». Важное значение имеют и источники, на которых базируется устная история (oral history), а именно: интервью-воспоминания. Последние позволяют выявить плюральность культур и жизненных укладов, сделать акцент на различиях ценностных ориентаций и мотиваций человеческих действий, отказаться от монолитной картины мира, якобы присущей людям разного пола, находящимся на разных уровнях властных иерархий. С учетом специфики источников по изучению женской повседневности еще более отчетливыми становятся отличия ее от мужской повседневности. Мужчины — авторы «воспоминаний» или «записок» — в большинстве своем преследовали цель вписать себя, какие-то вехи своей индивидуальной биографии в общественный, точнее, государственный и, шире, исторический контекст. Даже при видении образа жизни частного лица позиционирование себя в «мужских» текстах коррелировало со сферой публичного. Это непосредственно отразилось на жанровом своеобразии этих текстов, относимых с источниковедческой точки зрения к мемуарам, в отличие от женских, которые, вне зависимости от формальных названий, писались как автобиографии. Интересно, что в «мужских» автобиографиях, подчас представляющих собой расширенную версию послужного списка, можно вообще не встретить той самой «пережитой» истории, с которой и отождествляется повседневность. Нередко доминировавшие конструкты мужественности ориентировали мужчин на табуирование описаний собственных переживаний, внутренних эмоциональных опытов, избегание в текстах подробностей того, что происходило с ними изо дня в день в пределах частного пространства жизни и не добавляло им, в их же глазах, большей значимости с точки зрения публичной репрезентации.

В женских письмах реже, чем в мужских, можно встретить упоминания о фактах общественно-политической значимости, принадлежащих событийной истории, а чаще — описание повседневных реалий и личных переживаний. По этой причине письма женщин занимают маргинальную позицию в иерархии исторических источников, основанной на критерии узко понимаемой документальности. Акцент в мужских письмах почти всегда делается на описании очевидно-событийного, причем эта внешняя по отношению к мужчине как к субъекту событийность практически никогда не связана с внутренним миром его собственной эмоциональности. В мужском дискурсе запечатлеваются некие условно общезначимые с точки зрения этого дискурса факты и события, характеризующие мир вокруг мужского субъекта. Письма мужчин либо отражают уже существующую включенность их в иерархию, либо как раз выстраивают такую иерархию. В мужских письмах прочитывается субординированность по отношению к адресату вне зависимости от пола последнего. Для женщин же характерно и, следовательно, более значимо установление горизонтальных связей, вместо акцентирования властной вертикали. Искренняя привязанность предпочитается ими маркированию статусов. Для женщины написание писем — постоянно возобновляющееся переживание собственной субъективности; для мужчины, как правило, вынужденная необходимость передачи конкретной информации или поиска защиты, протекции, покровительства.

Новое литературное обозрение

издательство интеллектуальной литературы

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции