html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Интервью с Норманом Фостером

Существует черный список деятелей культуры, которые стали заложниками своего успеха. Успех этот так велик, что ставит под сомнение творческие достижения героя – все, что он делает, так нравится широкой публике, что интеллектуалы автоматически относят это в разряд попсы. Из англичан за кино в этом списке отвечает Хью Грант, за музыку – Эндрю Ллойд Уэббер. За архитектуру – лорд Норман Фостер.

Photo FU00-0014.jpg

Родился в 1935 году в Манчестере. Обучался архитектуре в Манчестере и Йеле. С 1963 года работал с Ричардом Роджерсом. В 1967-м основал бюро Foster Associates (теперь – Foster + Partners). В 1990 году получил рыцарский титул, в 1999-м – пожизненный титул лорда. В том же 1999-м Фостер стал лауреатом премии Притцкера, в 2002-м – японской Praemium Imperiale.  Сегодня у бюро Фостера есть проекты в 22 странах мира, включая Казахстан.

Фостера сложно оценить объективно. Да, он великий человек, пэр, лауреат Притцкера. Но коллеги и критики относятся к нему прохладно (российские архитекторы даже зовут “английским Посохиным”). С коллегами понятно – зелен виноград. С критиками сложнее: работы Фостера и правда слишком броские – кажется, он заигрывает с публикой, пичкает ее эффектными образами, иногда дурного вкуса. Чего стоят только скособоченный броненосец лондонской мэрии или небоскреб-огурец. Что это – постмодернистские шутки? Или он искренне верит, что так и надо?

Photo 01A7W99R.jpg

Построенное Фостером в 2004 году офисное здание Swiss Re мгновенно стало такой же открыточной достопримечательностью Лондона, как Биг-Бен. Народ зовет его “огурцом”. В здании снято бессчетное количество рекламных роликов и даже эпизод из “Гарри Поттера”.

Об архитектуре нельзя судить, не видя ее, – подходя к лондонскому офису Фостера, я лишний раз в этом убеждаюсь. Расположен он на южном берегу Темзы в квартале Риверсайд, который Фостер же и построил. Место очаровательное: мощенные камнем набережные и переулки, зелень, скамейки, вода. И здания: чистые линии, много стекла, человеческого размера опоры. Удобные двери. Ничего навязчивого – очень приятное впечатление. Отличная городская архитектура.

На входе в офис начинаются фокусы: лорд Фостер умеет себя поставить. Чтобы попасть к нему, нужно подняться по длинной, торжественной, почти дворцовой лестнице. Посетителя готовят к встрече с великим. Впрочем, на верхней площадке устроен бар для сотрудников и гостей. Игра в демократию? Тут же – огромное панно, на котором обозначены все проекты бюро. Кажется, их сотни. Хвастовство?

Photo 03C9CB3D.jpg

Норман Фостер берется за всякую работу и в частности считается мастером реконструкции исторических сооружений: так, в 2000 году он  перекрыл эффектным стеклянным куполом Британский музей в Лон­доне. Проект вызвал много шума,  но результат вышел отличный.

От пространства мастерской буквально захватывает дух: огромная, метров шестьдесят длиной, двусветная комната. Ряды компьютеров – за каждым сосредоточенно трудится архитектурный раб. Антресоль – на нее упрятали переговорные. И панорамное окно с видом на Темзу: сквозь него река, широкая, быстрая и прекрасная, кажется еще лучше. В дальнем торце помещения – стойка с пятью ассистентками: все одновременно говорят по телефону. Рядом – круглый стол. За ним сидит Фостер. Голова склонена, рука подпирает лоб; он вчитывается в чертежи, он ничего вокруг не замечает. Я жду. Через десять минут милорд вскакивает и жмет мне руку. Намек понятен: великий человек очень занят творчеством.

Лицом к лицу Фостер похож на комика Кристофера Ллойда – дядюшку Фестера из “Семейки Аддамс”: высокий рост, голова огурцом, черные глазки и каменное выражение, которое принимает его лицо сразу же, как он перестает улыбаться. Но Фостер, в отличие от Фестера, весь в белом – от седого ежика волос до мокасин. К встрече нашей он готовился: среди бумаг на столе лежат мои заранее высланные вопросы.

Photo 01A43JU9.jpg

Фасад одной из самых скандально известных построек Фостера – “Сити-холла”, нового здания Лондонской мэрии (2002). Как его только ни называли – и черепахой, и бронтозавром. Один критик даже сравнил со  “сползающим в реку яйцом”.

Для разгона озвучиваю первый вопрос – я знаю, что он ищет русскоязычных архитекторов. Хотелось бы уточнить зачем.

Фостер пристально смотрит мне в глаза – в вопросе ему мерещится подвох – и высыпает на меня ворох общих слов об “интересных перспективах”, которые он усматривает в России. О чем конкретно идет речь, он, конечно, сообщить не может. По ходу беседы становится ясно, что Фостер вообще ничего конкретного сообщить не может: он виртуозно уклоняется от прямых ответов даже на самые простые вопросы и все время говорит банальности.

Как он относится к своему титулу?

– Получать награды приятно, это повышает престиж профессии, и ответственно: ведь ты становишься статусной фигурой. Но я не люблю, когда ко мне обращаются “милорд”.

Подходит секретарша. Она тихо бормочет “милорд” и подкладывает ему под руку факс.

Photo 01AEFUDY.jpg

Отлично. Следующий дежурный вопрос: какой свой проект он считает самым успешным?

– Разные. Завод Reliance Control: первый проект, который я сделал не для друзей и родственников, а для постороннего клиента. Офис Fred Alson в лондонских доках – первый иностранный заказчик. Культурный центр Sainsbury – первое общественное здание. Банк в Гонконге – там мы переосмыслили привычную природу небоскреба. Отменили типовые этажи, вертикальное ядро жесткости, создали интересные пространства, сад на крыше. Swiss Re – первый небоскреб, где верхний этаж отдан не машинам, а людям, и оттуда лучшие виды на Лондон. Нужно все время изобретать себя заново – иначе наскучишь и себе, и людям.

Это уже похоже на нормальный ответ нормального человека. Что же было самым большим разочарованием
в его жизни?

Вопрос застает Фостера врасплох – похоже, о неудачах с ним редко кто говорит:

– Боже мой. – Пауза – и он снова прикрывается трюизмом: – Хуже всего – когда работа, в которую вложено много времени и сил, оказывается невостребованной по не зависящим от тебя причинам. Заказчик разорился или политики против – у нас в Китае так было два раза.

Photo 03AMXE3B.jpg

Стеклянный купол над Рейхстагом  Фостер возвел, выиграв международный конкурс на реконструкцию здания. С 1999 года эта светящаяся полусфера – одна из главных достопримечательностей Берлина.

Ладно, можно и так беседовать. Вопрос: как он следит за таким количеством объектов? Наверняка “сбрасывает” что-то помощникам?

– Я лично занимаюсь всеми проектами. Я все время в разъездах. У меня нет кабинета – стол, где мы с вами сидим, – это и есть мое рабочее место. Но я делаю эскизы, участвую в обсуждениях, контролирую процесс. Проекты идут с разной скоростью: когда в одном заказе пауза, можно заняться другим. К некоторым приходится возвращаться, хотя, казалось, все уже решено. Вот в аэропорту в Пекине мы хотели сделать темные опоры: их издалека не видно, и казалось бы, что крыша парит в воздухе. Но китайцы были недовольны: для них темный цвет – траурный. Мы посовещались, и я решил: крыша и опоры будут переливчатого цвета, от золотого к красному. Как чешуя дракона.

Фостер говорит медленно, раздумчиво, с аристократическим выговором. И не скажешь, что это манчестерский пролетарий, работавший в юности на заводе и в булочной. Ради интереса спрашиваю – как он относится к тому, что его стилистику цитируют в “Звездных войнах”? Фостер отвечает без тени улыбки:

– Я не против. Люблю кино – “Заводной апельсин” снимался в одном из моих домов.

Фостер отливается в бронзу прямо у меня на глазах. Он убежден, что каждое его слово имеет вес – он явно умрет не от скромности. А чего ему скромничать? Критикуй не критикуй, все козыри у него. Он миллионер. Он суперзвезда. Как он, кстати, справляется со своим статусом?

– Просто работаю. Пресса всегда хватается за самое-самое – самый высокий небоскреб, самый длинный мост. Но это единицы из сотен наших проектов. Почему-то никто не трубит в прессе о том, что Фостер построил новую школу. То, о чем пишут в газетах, всегда далеко от реальности. Все мы просто люди.

Photo 01AFM62U.jpg

Один из самых громких проек­тов Фостера – виадук Мийо во Франции. Он был торжественно открыт в 2004 году и тогда считался са­мым длинным мостом в мире (2460 м). Виадук до сих пор держит рекорд по высоте опоры моста с пилоном – 343 м.

Время на исходе, а он так и не сказал ничего интересного. Я машинально смотрю на его часы – Panеrai Luminor.
В центре циферблата – пластмассовый страз, розовое сердечко. Фостер замечает мой взгляд.

– Это мой сын приклеил, чтобы я помнил о нем на работе. – Он гордо улыбается. Куда подевался индюк, с которым я беседовала предыдущий час? – У меня девочка семи лет и мальчик – ему четыре. У нас вчера была дома вечеринка на пятьдесят детей. Было чудесно – они скакали по всей гостиной. Вы знаете, что мы живем в пентхаусе на верхнем этаже этого дома? У нас гостиная размером с эту мастерскую. Такие виды...

Теперь его не остановить, он говорит о квартире, о том, как завтракает с женой и детьми в саду на крыше: “Сад запущенный, конечно, но у нас там растут березки, и специи, и мята”. В этой картинке важны не только персонажи, но и фон: терраса, садик, свет. Очевидно, что архитектура, которую создал для детей любящий отец, сделана искренне – как и великолепное рабочее пространство для его сотрудников.

Счастлив ли он, что стал архитектором?

– Да. – Пауза. В первый раз за весь разговор он не находит нужных слов. – Я всегда любил архитектуру, но я даже не думал... Когда у меня появился шанс учиться, это было... Это была привилегия. И теперь тоже. Все очень просто.

Он смущенно улыбается. Я знаю, что Фостер имеет в виду: его отец был рабочим и платить за учебу сына никак не мог. Университетскую стипендию Норман получил почти случайно – после армии. Ему повезло – и всю жизнь везет: он сотрудничал с Роджерсом, получал заказы и призы. Но главное – просто работал и за сорок лет так и не утратил юношеского ощущения, что быть архитектором – это кайф.

Да, он строит с жадностью – но это жадность не к деньгам. Иногда получается так себе: не ошибается тот, кто не работает. Он рад успеху и наслаждается ролью живого классика. Но он не работает в угоду публике. Ему не до публики – у него роман с камнем, бетоном и сталью. А влюбленному многое можно простить. Даже успех.

Photo 03BMPWDG.jpg

Естественно, Фостер отметился и в Нью-Йорке. Его здание штаб-квартиры издательского дома Hearst Corporation трудно не заметить: 46 этажей и 182 м сверкающего ломаного стекла.

Текст: Евгения Микулина

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с admagazine.ru

59
    +41 surfers

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • admagazine
          • домен admagazine.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции