html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

FAQ: Сообщества и городская среда

7 фактов об определении сообществ в социологической традиции и их роли в городской среде

В последнее время слово «сообщество» стало употребляться все чаще и чаще в разных семантических контекстах: как научных, так и публицистических. Ученые, журналисты и даже политики говорят о научных, локальных, этнических, политических, городских и многих других сообществах. Однако такая «мода на сообщества» зачастую приводит к теоретической неясности и крайней размытости термина.

Здесь нас будут интересовать в первую очередь роль сообществ в городской среде, однако чтобы разобраться в этом вопросе, нам необходимо, в первую очередь, понять, что такое сообщество.

1

Так получилось, что на сегодняшний день, пожалуй, нет ни одного социального образования, которое нельзя было бы назвать сообществом. Однако, изначально ситуация с определением сообществ в социологии и антропологии была более теоретически определенной. В традиции социальных наук – в первую очередь, в социологии и антропологии – изучение сообществ имеет давнюю историю. Можно идентифицировать как минимум две теоретические традиции. Первая из них восходит к урбанистической социологии (социологии города) и берет свое начало в Чикагской школе социологии. Вторая – значительно больше социально-антропологическая. Ее истоки лежат в исследовании других обществ, находящихся за пределами знакомых «западному ученому» социальных миров Европы или Соединенных Штатов.

В рамках традиции социологии города Чикагской школы большое значение имеет экологическое понимание жизни людей. Сообщество – это во многом экологическое образование, совокупность людей (экологических агентов), проживающих на определенной территории, которая называется хабитат. В случае городских исследований городская среда понимается как хабитат, накладывающий отпечаток на значимые экологические аспекты жизни людей, например, на структуру их расселения в городе.

Вторая традиция – антропологическая – основана на представлении о том, что сообщества – это, в первую очередь, «иные» социально-культурные образования, отличающиеся от знакомых антропологу «социальных миров», где он родился и вырос. Эти сообщества обладают собственным уникальным укладом жизни, особой культурной средой и устоявшимися практиками, люди, живущие в них, разделяют особые, не похожие на наши представления об окружающем. Короче говоря, сообщество определяется через его «инаковость».

2

До тех пор, пока эти традиции не смешиваются, существует концептуальная ясность с тем, как мы можем понимать сообщества в рамках первой и в рамках второй традиции. Заметим еще раз, что это разные теоретические языки, предполагающие принципиально отличные «интуиции» сообществ.

Однако, через некоторое время Уильям Уорнер проводит исследование в штате Массачусетс и описывает жизнь небольшого американского городка с антропологической точки зрения . То есть, он представляет социальный мир, знакомый каждому среднему американскому обывателю, как «иной», незнакомый и далекий мир «аборигенов», живущих по своим непонятным социальным законам и разделяющих странные социальные верования. Он описывает городское сообщество, которое традиционно воспринималось в американской социальной науке как «наше» так, как если бы оно было принципиально инаковым, отличным от привычного нам. Уорнер относится к нему так, как антропологи могли бы отнестись к племенам Африки или Австралии.

Уорнер У., Живые и мертвые, М.: Университетская книга, 2000.

3

Уорнер делает интересное исследование, но что важнее для нас, он смешивает два языка, две интуиции сообщества. Он нарушает «правила игры» на этом поле. И, будучи единожды нарушенными, они, пожалуй, уже никогда не были восстановлены. После этого исследования начинается быстрая теоретическая экспансия понятия «сообщество» на множество социальных исследований.

Через некоторое время Бенедикт Андерсон пишет книгу «Воображаемые сообщества». Сообщество – это уже не совокупность людей, которые могут друг с другом общаться и встретиться, сообщество, воображаемое сообщество конституируют это наши представления о других людях, наше чувство общности с этими людьми, даже в том случае, если мы их не знаем. Сообщество в этом случае понимается, как основа национального самосознания. Андерсон, таким образом, еще больше размывает теоретические интуиции сообществ.

Сейчас, пожалуй, вообще невозможно «нащупать» ту одну или несколько теоретических интуиций, которые можно было бы положить в основание определения термина «сообщество». В случае, когда все, что угодно, может образовать сообщество (люди, вещи или даже идеи), невозможно последовательно говорить о сообществах вообще и о роли сообществ в городской жизни в частности. Необходимо определить, что отличает сообщества от других «социальных образований».

Андерсон Б., Воображаемые сообщества, М.: Канон-Пресс, 2001.

4

Для этого обратимся к классикам социологии Эмилю Дюркгейму, Фердинанду Тённису и Максу Веберу. Наиболее полно описал отличие сообщностной формы жизни от других социальных образований Фердинанд Тённис. Для него общность основывается на особых типах отношений между людьми. Эти отношения обусловлены сущностной волей. Сущностную волю Тённис противопоставляет избирательной воле. Избирательная воля – это, в первую очередь, рациональная воля. Она предопределяет отношения между людьми на основании расчета, экономического калькулирования. Сущностная воля – это воля иррациональная, во многом бессознательная, в случае, когда социальные отношения обусловлены ей, они не предполагают рациональный расчет.

Похожие идеи мы можем найти и у Дюркгейма. Дюркгейм позволяет нам различить сообщества на основании различных форм солидарности. Солидарность – это тип связи людей друг с другом. Дюркгейм различает механическую солидарность, где общность основана на сходстве людей друг с другом, и органическую солидарность – это солидарность, характерная для сложных обществ, где люди отличаются друг от друга, и каждая группа выполняет свою функцию в едином общественном организме.

Наконец, в значительно меньшей степени про сообщества говорил Вебер. Однако и у него есть интуиция особого типа социальных отношений, отличных от современных, основанных на рациональном планировании и расчете. В частности, Вебер говорит, что постепенно, с развитием западных обществ, происходит рационализация человеческого действия, и традиционные формы действия заменяются рациональными, основанными на калькуляции целей и средств.

Увы, сейчас мы не можем использовать эти различия, которые были во многом очевидны для классических социологов. Противопоставление рационального и традиционного слишком сужает поле возможных теоретических пониманий сообществ. Так, сейчас вряд ли социолог-теоретик скажет, что отношения, лежащие в основе сообществ, менее рациональны, чем более сложные социальные образования. Но классики дают нам основную идею определения сообществ. Сообщества конституируются особым типом социальных отношений. Вопрос в том, какие это отношения?

5

В исследовании которое мы проводили в 2012 году на фестивале «Архстояние», мы изучали формы организации локальных сообществ. В результате, мы пришли к выводу, что сообщностные отношения задаются временной синхронизацией жизни людей. Также важно, чтобы люди жили в едином пространстве. Синхронизация во времени предполагает, что люди живут в едином настоящем (у них совпадают временные ритмы: они просыпаются, идут за водой, собираются гулять, ложатся спасть в одно и то же время), прошлом (у них есть общие воспроизводимые представления о прошлом) и будущем (существуют более или менее единые проекты сообщества на будущее).

Жизнь сообщества в едином пространстве предполагает, что некоторое место понимается, с одной стороны, как свое общее пространство для всех членов сообщества, с другой – чтобы некоторое место считывалось как «место вот-этого сообщества».

Интересно, что рассинхронизация временных перспектив может привести к разрушению сообществ. Пример можно взять из исследования, которое мы делали в рамках Стратегии 2020 с коллегами из Европейского университета в Санкт-Петербурге. Так, в отдаленном ПГТ в Иркутской области пропал заводской гудок, после чего локальное сообщество распалось. Почему это произошло? Дело в том, что пропала возможность синхронизировать ритм жизни людей в едином настоящем на основании внятно считываемого всеми внешнего сигнала – гудка.

6

Можно ли сказать, что в Москве есть какие-то сообщества? По результатам исследования «Культурный аудит и культурная инфраструктура», которое мы проводили в 2012 году в Московском институте социальных и культурных программ, мы выясняли, что люди в Москве практически не живут в едином пространстве. Москва и похоже отдельные места в Москве практически не ассоциированы ни с какими локальными сообществами. Район проживания, не воспринимается людьми, как общее пространство. Также не воспринимается как общее пространство центр города.

Однако существуют некоторые уникальные примеры, когда есть те места в районах проживания людей, которые выступают «точками сборки» сообществ. Например, таким местом является ВВЦ. Он позволяет синхронизировать жизнь людей друг с другом в едином пространстве, и, как ни странно, во времени. Люди собираются в определенном месте и в определенное время – у входа на ВВЦ. Это узнаваемое место, позволяющее синхронизовать социальную жизнь некоторых людей.

С общим временем в Москве ситуация значительно более сложная, и мы будем дальше изучать этот вопрос в следующих исследованиях.

7

Что значит для города отсутствие локальных или общегородских сообществ? В целом, сообщества производят отношение доверия людей друг к другу. Отсутствие локальных и общегородских сообществ приводит к высокому чувству небезопасности городской среды. В целом, как мы видим по нашим исследованиям, в Москве чувство небезопасности городской среды самое высокое среди других городов России, Европы и США. Может ли образование сообществ изменить ситуацию? Как показывает опыт, для этого необходимо образование локальных сообществ, соседств, neighborhoods. В Москве их по данным наших исследований практически нет.

Павел Степанцов

MA in Sociology, University of Manchester, cтарший научный сотрудник Московского института социально-культурных программ и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции