html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Главы | Рождение национального государства?

Глава из книги «Правители и жертвы. Русские в Советском Союзе» профессора Лондонского университета Джеффри Хоскинга

Совместно с издательством НЛО мы публикуем главу из книги «Правители и жертвы. Русские в Советском Союзе» британского русиста и советолога профессора Лондонского университета, доктора Института Российской истории РАН Джеффри Хоскинга. В своей работе автор рассматривает положение русских как нации внутри Советской России и СССР, тщательно исследуя историю формирования русской национальной идентичности.

Что думало большинство россиян о стремительном развитии событий начала 1990-х годов, о стране, которую они потеряли, и о той, что обрели? Их отношение к этим вопросам показало исследование, проводившееся Юрием Левадой и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 1991—1992 годах. Левада выяснил, что русские все еще были настроены преимущественно имперски или наднационально и что они считали этнические характеристики сравнительно несущественными, хотя, когда наднациональное государство перестало выполнять свои функции, они часто относили это на счет этнических факторов. Россия виделась им как особая и исключительная страна, безотносительно того, хорошая она или плохая. Они отождествляли себя с СССР в целом и с малой родиной, родным городом или сельской местностью, а не с РСФСР или Российской Федерацией. (Нерусские, напротив, как правило, ассоциировали себя с конкретной республикой.) Русские также были более склонны определять себя в противопоставлении «другим», будь эти «другие» евреями, мусульманами или «Западом». Государство они рассматривали в патерналистском духе, считая, что оно должно всем предоставлять социальные и экономические блага и в случае необходимости обеспечивать защитой. В их представлении государство должно быть иерархическим, скажем, в том, что касается доступа к информации и социальным благам, но иерархия для них являлась моральной категорией, и они не соглашались признавать за кем бы то ни было «незаслуженный» более высокий статус. Русские продолжали ценить «простоту», считая, что людям не следует стремиться больше, чем к удовлетворению основных потребностей. Поразительно, но исследование не обнаружило очевидных признаков «коллективизма», даже несмотря на то что многие русские считали себя ориентированными скорее на коллективное, нежели на индивидуальное. Левада сделал вывод, что Советское государство мешало формированию социальных объединений и «атомизировало» общество.

Разномыслия и неопределенность, которыми характеризовался процесс формирования постсоветской России, скоро проявились в выборе символов для нового государства. Трудности вызвал даже сам выбор официального названия: депутаты в конечном итоге остановились на названии Российская Федерация (Россия) — неуклюжем образовании, которое наводило на мысль, что Федерация — это не совсем Россия. Не было принято никакого закона, запрещающего советскую символику, и Российская армия продолжала маршировать под красным знаменем, впрочем, без серпа и молота. Многие русские, в том числе и Ельцин, полагали, что пора вынести Ленина из Мавзолея и провести его нормальное захоронение, но Ельцин этого не сделал, потому что знал, что такой шаг нанесет смертельную обиду коммунистам, составлявшим значительную долю электората. Таким образом, символическое отделение от СССР так и не состоялось. В качестве нового национального флага выбрали бело-сине-красный, но лишь преодолев сопротивление тех, кто связывал его с царским режимом, при котором это был символ торгового флота, или, что еще хуже, с власовским антисоветским движением. Принятие имперского двуглавого орла со святым Георгием, пронзающим копьем дракона, в качестве национального герба, вызвало еще больше споров, так как это был не только царистский, но и сугубо православный символ.

Еще больше споров вызвал национальный гимн. Ельцин отказался от советского гимна и утвердил в этом качестве мелодию композитора XIX века М.И. Глинки; гимн, однако, остался без слов, потому что Дума так и не утвердила его. На Олимпийских играх 2000 году российские спортсмены жаловались, что, стоя на подиуме победителей, они попадали в глупое положение, в отличие от спортсменов любой другой страны, не имея слов гимна, когда его играли в их честь. Новый президент Владимир Путин принял важное символическое решение вернуть советский гимн с новыми словами, написанными престарелым поэтом Сергеем Михалковым, который, по невероятной иронии судьбы, 50 лет назад сочинил первый текст советского гимна. Этот компромисс, как кажется, прекрасно отражает двойственную идентичность России, связанной с Советским Союзом и в то же время отказавшейся от него.

18 июля 1998 году в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге произошла знаменательная церемония. Здесь, наконец, ровно через 80 лет после зверского расстрела в доме Ипатьева Николая II и его семьи нашли упокоение их останки, найденные в лесу к северу от Екатеринбурга и идентифицированные с помощью анализа ДНК. Захоронение сопровождалось церковной службой, которую провел священник местного прихода. Самое поразительное было то, что отсутствием блистал почти весь российский политический истеблишмент. Службу бойкотировало все коммунистическое и националистическое крыло Государственной думы, не было там и патриарха, и иерархов православной церкви, даже президент Ельцин только в самый последний момент принял решение присутствовать. То, что могло стать моментом национального примирения и согласия относительно, по крайней мере, одной из величайших русских трагедий, сделалось еще одним символом разногласий, которые по-прежнему разделяли русских по фундаментальному вопросу их национальной идентичности. Многие коммунисты не желали отдавать почестей императорской семье ни в какой форме. Другие воздерживались от участия, так как считали, что Николай II был убит в результате «еврейско-масонского» заговора, а тела затем были тайно сожжены. Для тех, кто поддерживал эту версию, «убийство царской семьи — это самое ужасное и зловещее преступление ХХ века. Вот где нужно искать происхождение величайших катастроф нашей страны и всего мира, большевизма и фашизма, массовых убийств… Система Гулага началась в доме Ипатьева, а без Гулага невозможно понять гитлеровские лагеря». Этой точки зрения придерживались не все православные священники, но достаточное их число, чтобы церковная иерархия раскололась и не дала возможности присутствовать на церемонии ни одному из епископов. Так тени великой битвы между добром и злом продолжали довлеть над молодым русским национальным государством.

Сегодня идентичность России все еще не устоялась. И она вполне может принять одну из нескольких форм. Однако они сводятся к двум фундаментальным альтернативам: она может стать русским национальным государством или остаться империей в измененном виде. В первом случае Россия принимает свой статус как одно из большого числа национальных государств в мире, с особой миссией — говорить от лица русских, где бы они ни были. Во втором случае она пытается сохранить свою роль великой державы с доминирующими интересами на территории бывшего Советского Союза и оставляет за собой мессианские идеи для всего мира.

До сих пор Россия колеблется между этими двумя концепциями. Она приняла распад Советского Союза, вместе с существованием отдельного украинского национального государства (проглотить такую пилюлю для русских дело трудное); она вывела войска из стран бывшего советского блока и бывших прибалтийских советских республик, с явной неохотой согласившись с тем, что Европейский союз и даже НАТО могут закрепиться в этих регионах. С другой стороны, она продолжает выполнять имперские обязательства и утверждать имперское влияние вокруг старого Советского Союза, включая оборону таджикской границы, продолжающееся военное присутствие в Молдавии, Центральной Азии и Закавказском регионе. В Чечне, как ни в каком ином месте, она вела себя самым властным имперским образом, навязывая военные, а не мирные решения сложных проблем, бомбардируя города и заставляя их жителей становиться беженцами. Проводя политику решения проблем силовыми методами, она обращалась с русскими, жившими в Чечне, так же жестоко, как с чеченцами. Как выразился один недавний комментатор: «Проблема Чечни лежит между двумя моделями российской государственности и, подобно гаечному ключу, брошенному в машину, препятствует столь необходимой переходной фазе».

Из всех форм, которые может принять Россия, как представляется, скорее всего, возобладает модифицированная имперская идентичность. Угроза международного терроризма усилила эту тенденцию, поскольку убедительно оправдывает действия России за пределами своих границ, при неимении на то международного мандата, и ее очередное соревнование с Соединенными Штатами.

Большинство русских признают, что Советский Союз уже не вернется, но верят, тем не менее, что Россия играет наднациональную роль на постсоветском пространстве, которое официально называется ближним зарубежьем, что подразумевает противопоставление дальнему зарубежью. Для постимперской державы совершенно нормально стремиться к продолжению контактов со своими бывшими колониями: у англичан до сих пор имеется их Содружество, у французов есть Ломейские конвенции. У России есть еще один мотив — беспокойство о стабильности и безопасности в пограничных с ней странах. Так что ее интерес к постсоветскому пространству вполне закономерен, даже если ее методы иной раз носят сомнительный характер. Ввиду приведенных соображений можно с вероятностью ожидать, что на определенное время Россия останется остаточной империей, а не национальным государством.

Новое литературное обозрение

издательство интеллектуальной литературы

Все материалы автора

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с postnauka.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • PostNauka
          • домен postnauka.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции