html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Про гибель богов

Про гибель богов
© Egisto Sani

Александр Довженко. Дневниковые записи 1939–1956. – Харьков: Фолио, 2013.

Наверное, надо было начать с того, кто такой Александр Довженко — человек и пароход, красавец и поэт, самый известный в мире украинский режиссер (а может быть — единственный известный в мире украинский режиссер). Или с того, что Довженко — именной патрон киевской киностудии (при жизни изгнанный из нее, к слову сказать), создатель, как сейчас принято говорить, бренда, но если точнее, то все же мифа «украинское поэтическое кино». Но я скажу сразу — и это будет самая неправильная и пристрастная рецензия из всех, что я когда бы то ни было писала, но это будет правда — я никогда не любила «украинского поэтического кино» и не понимала, что это такое. Притом что я знаю: там очень красивые картинки, незабываемые длинные кадры, символические крупные планы, оператор рулит, Садуль в восхищении, Тарковский в обучении, и галимая историческая неправда (а там сплошная неправда) и откровенное людоедство превращаются в перл творения. Я все понимаю про возвышенные обманы, про мух и котлеты, про то, что Dichtung — отдельно, а Wahrheit — отдельно, но ничего не могу с собой поделать. Я лишь знаю, что это страшная ложь и что вся эта поэтизация смерти в «Земле», все эти в едином порыве вступающие в колхоз и ликующие на похоронах комсомольцы… это как если открытый гроб завесить невероятно красивой тряпкой. Это реальное «раскрестьянивание», убитое украинское село (1930 год), и это агитка, снятая накануне 1933-го и всеми своими приемами-символами и прочими эпическими загогулинами объясняющая всему миру, что белое — это черное, черное — это белое, что смерть — это жизнь, а Бога нет. Я подозреваю, хотя нет, я почти уверена, что «символический язык» и вся эта мифопоэтическая эстетика невероятно удобны для такого рода вещей, они позволяют не вербализовать, создавать некие облака смыслов, не додумывать до конца, обманывать себя и других.

Собственно, книга — непомерно огромный, восьмисотстраничный том, который собрали совместными усилиями украинские и российские архивисты, а издало харьковское «Фолио», главным образом, про это: как человек обманывал себя — сознательно или нет. Дневники и записные книжки Александра Довженко впервые представлены в таком объеме. Частично они уже публиковались, но несколько лет назад истек срок запрета, который наложила на часть архива Юлия Солнцева, и мы получили относительно полный корпус. Хотя и здесь есть свой «скрытый сюжет». Характерно, что Солнцева в свое время отдавала в печать записи 1940-х годов, в меньшей степени публиковала дневники последних лет и практически не открывала архивов 1920–1930-х годов. Не исключено, что они и вовсе уничтожены. Как бы то ни было, Солнцева в свое время призналась, что не собирается печатать записи конца 1920-х — времени работы над «Землей», и можно лишь догадываться, почему [1].

Вновь опубликованные записи начинаются с 1939-го года, после выхода на экраны «Щорса» (этого фактически сделанного по заказу Сталина «украинского Чапаева»), и заканчиваются 1956-м, по завершении работы над сценарием «Поэмы о море» и незадолго до смерти Довженко. Авторы предисловия пишут о «трагедийном накале», но трудно сказать, как это читается сегодня, в иной исторической оптике. Там, в самом деле, много дурной патетики и личной обиды, порой карьерной, порой просто мелкой, порой действительно обиды за Украину, за ее людей, за ее культуру и за ее бескультурье. В дневниках предстает человек то восторженный, то отчаявшийся, истово молящийся на вождя народов и как самую большую личную трагедию переживающий внезапную опалу, неприятие «Украины в огне»:

«Товаришу мій Сталін, коли б Ви були навіть богом, я й тоді не повірив би Вам, що я націоналіст, якого треба плямувати й тримати в чорнім тілі… Нащо обернули Ви моє життя на муку? Для чого одняли в мене радість? Розтоптали чоботом моє ім’я?» (27.07.45)

Но еще прежде:

«Як мені жалько. Я не член комуністичної партії. Написана і анкета, і біографія, а подати у фабричну ячейку нікому. Я не бачив там чистих рук. Горе мені!

Буду ж я виконувати мабуть до смерті партійне Ленінове діло в безпартійних лавах. Нехай мерзота Лукови, Савченко, Бродські і Сироти роблять своє каїнове діло. Хай ненавидять і плямують мене. Під моїм українським дубом їдять жолуді єврейські свині і шакали. Може так і треба, бо “немає Господа на небі”» (14.04.42).

Здесь замечательна эта грань между глумом и пафосом — буквальный русский подстрочник, приведенный там же, ее не передает. Но, кажется, когда дело доходит до врагов и обидчиков, двусмысленность пропадает, остается один пафос.

Он, в самом деле, был «болен» титанизмом, всякий сюжет подавал в планетарном масштабе, тяготел исключительно к «титанам» и «гениям» и собственную «немилость» (достаточно мягкую по тем временам: Сталин действительно любил его) воспринимал как низвержение с небес на землю.

Дневниковые записи с педантичной фиксацией карьерных интриг, личных счетов, нравов киношной элиты перемежаются сценарными набросками, порой совпадают с ними по пафосу, и в этом смысле становится очевиден генезис «Украины в огне»: душераздирающее описание смерти отца — тот был избит и умер от голода в оккупированном Киеве. Притом Довженко искренне считал, что во всем виновен Микола Бажан: это он и никто другой оставил его стариков «беспризорными», а сам занимался эвакуацией евреев.

Я не знаю, что тут следует называть «трагедией большого художника»: его поздние ходульные картины про Мичурина и плакатные карикатуры на Америку или всю эту нечеловеческих размеров картонную конструкцию, им же самим созданную и на него же обрушенную легким мановением «небесной руки»?

И в заключение — собственно об издательских концепциях этого чудовищно неудобного, громоздкого тома (тяжелый блок моментально выпадает из недужного переплета). Составители подают дневники и записные книжки в том порядке, в котором они хранились в архиве, т.е. фактически — все подряд. Дневниковые записи смешиваются с фрагментами сценариев, буквально каждый абзац продублирован: переведен с русского на украинский или наоборот, хотя зачастую Довженко писал на суржике. С точки зрения текстологов и архивистов в таком решении, безусловно, есть логика. С точки зрения читателя — едва ли. Возможно, традиционное решение — с разбивкой на тома, как это было в собрании 1966 года, — выглядело бы более внятным и, безусловно, более удобным. Но на этот раз публикаторы решили полностью «устраниться», не допустив ни малейшего вмешательства чужой воли и чужой логики в эту откровенно лабораторную прозу. Если воспользоваться уместной здесь кинематографической терминологией, издатели отказались от монтажа, оставив читателя в поле свободы — или необходимости — додумывать внутреннюю логику и связь отрывочных, разноречивых и подчас темных «внутренних» текстов.

Что же до научного аппарата — вместе с описанием источников и указателями комментарий занимает несколько десятков страниц (сам текст — 820), по большей части он столь же необязателен, как украинско-русский перевод, и состоит из констатаций, вроде: «Святослав (?–972) — великий князь Киевский; Борисфен — старинное название Днепра; Александр Сергеевич Грибоедов известен как автор классической комедии “Горе от ума”…».

 

Примечание

1. «У меня сохраняются его дневниковые записи по фильму. Однако я не хочу их пока что печатать, как и многое другое». Солнцева Ю. О Довженко, о времени, о себе // Радуга. 1997. № 2. С. 149. Тем не менее, подборка выдержек из Дневника 1929–1930 годов была опубликована Татьяной Деревянко (Кіно-Коло. 2000, № 4-5).
Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с gefter.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • varsk
          • домен gefter.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции