html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Это так тяжело — быть Мэтром»: о чем и для кого новая книга Пелевина?

«Бумага» запускает рубрику о книгах, в которой будет рассматривать популярные новинки через призму социальной действительности и злободневных тем. Почему некоторые книги становятся бестселлерами? Что значит массовая литература и элитарная? И как разделить книги на плохие и хорошие?

Владелец магазина «Диккенс и Дважды два», филолог Марина Соломонова делится впечатлениями о новом романе Виктора Пелевина и объясняет, чем все-таки притягательна история про вампиров и как Пелевин стал «фанатским» автором.



Иллюстрация: Екатерина Чуракова / «Бумага»

Ситуаций может быть несколько. Вы вообще никогда не читали Пелевина. Вы читали у Пелевина все. Вы читали что-то, но не понравилось, или понравилось, но потом было некогда следить за новинками, а тут такая шумиха, ругань — интересно стало, но вот прочтение рецензий никакой толковый информации не дает. «А про что это?» — самое драматичное: у нас действительно все плохо с критикой — нет, то есть с критикой хорошо, профессиональной. «Сергей Минаев, вообразивший себя Сергеем Лукьяненко» от Дмитрия Быкова в адрес этого «самого последнего романа» Пелевина — passado от Тибальта. Но вот с «любительской», комментаторской — плохо. Никто не делится историями и мнением: то ли писать люди разучились, то ли не считают нужным — что мое, то мое? Все пестрит — руки прочь от кумира или же нет спойлерам. А нужно-то всего лишь — про что книга? Хуже, чем с «Пятьдесят оттенков серого» уже не будет, — многие действительно считают, что это интеллектуальный роман из-за галстука на обложке.

Пятьдесят оттенков серого» — это неправдоподобное порно. Но читать его так смешно и неловко, что чувствуешь себя подростком, оттого не жалеешь — вспомнить юность и ее заблуждения всегда приятно.

Но с Пелевиным проще. Все же русский современный автор. Есть люди, которые принципиально не читают современных и русских. Счастливые люди. У нас читать и вправду ничего нельзя — потому что есть высокая интеллектуальная литература и есть массовая. А вот иногда появляется Пелевин, и его могут читать и те, и другие, «патаму што он постмодернист», а постмодернизм славится смешением высоких и низких жанров. Только в этот раз у него плохо вышло, говорят и пишут.

Ужас-ужас, но с «Чапаева и Пустоты» и «Жизни насекомых» я с Пелевиным не общалась. Да, он меня и не увлек вообще – университетская программа современной отечественной, не более, никаких личных притяжений; постмодернизм для гопья, интересничающий парень в темных очках, закос под «депеш мод», много тогда было таких парней; Кастанеда, буддизм, эзотерика на дешевой бумаге — нет, мне всегда нравились мальчики-математики, но не попадались, а таких «пелевиных» было пруд пруди на журфаке, да что ж они до сих пор не изменились… Смешно, что каждую книжку Пелевина этого десятилетия я держала в руках и развлекалась названиями — соседний отдел на книжной ярмарке им. Крупской, где я работаю, все их продает. Не удержалась и купила себе «t», ибо: фандоринщина, тема «автор и его создание» — то, что как бы интересно априори балующемуся литературоведением; отложила читать «на пенсию». Но вот «роман, от которого еще до выхода обалдели Алексей Навальный, Эдуард Лимонов и Дмитрий Быков!», как уверяет «OZON» — черт знает, почему с него я решила прочитать «новое» у Пелевина.

Наверное, вот это «обалдели» — что за лексика, барокко прямо; зацепило новые колготки, разозлило-раззодорило, и «депеш мод» все еще не вышли из моды.

Новая книга Пелевина про вампиров продолжение другой, «Empire V», имевшей место в 2006. Вампиры тогда были чтиво низкопробное, для увлеченных. Создание Пелевиным очередной Матрицы — только через вампиров как управленцев всем и вся, создавшими для людей некую иллюзию жизни — и использование кучи ироничных подстебушек из российской реальности, как гламурдискурс, баблос, было новаторством. Мало того, актом социального обличения. И всем было приятно, и радостно, и хотелось читать и смеяться: как это он в социальный роман встроил вампиров и получился очередной экшн-постмодерн русский? Но вот 2013-й — полигоны после «Сумерек» еще пылают, и «продолжение романа о вампирах от Пелевина» вызывает такой тягучий стон с задних парт — знаете, как в школе: «А теперь мы напишем маленькую проверочную». О нет, и Пелевин про вампиров туда же…

И все же скалозубная рефлексия рефлексией, но каждую книгу я рассматриваю как товар. Ничего ужасного в этом нет — специфика работы, все-таки в книжном бизнесе семь лет. Все книги — это «продам-не продам», и если «на спор продам», то кому. Товар приятный, как у Грина про Грэя: Грэй любил возить на своем корабле «живой» аристократический товар. Так вот, товарищ литературное наше солнце (без иронии) Быков был прав, в рваном интервью «МК», говоря о «если бы автором этого текста не был Пелевин, то этот текст не мог бы быть напечатан в известном издательстве ни при каких обстоятельствах и никаким тиражом». Абсолютная правда. Это очень плохая книга. Просто поразительно ужасная для такого шикарного автора.

Пелевин, со всеми его этими фото в темных очках аля Рой Орбисон или Боно, не-интервью, сайтом застывшим от Артемия Лебедева, житием не пойми где, — да, может писать романы про что угодно, играя в постмодернизм для гопья, да, наверное, и на неудачу имеет право.

Вы, масоны и девочки-продавцы, что угодно скажете про кумира. Но это просто плохой текст с точки зрения классической редактуры: нет пресловутой «работы над словом» — смыслом и формой.

— Никого не предупреждают, — сказал Энлиль Маратович. — Все должно быть внезапным как смерть. В этом красота жизни.
— Но я даже вещей не собрал!
— Они тебе не понадобятся. В замке Дракулы у тебя будет все необходимое. И даже больше.

Классическая фанфиковая текстура. К фанфикам уже приглядываются некоторые филологини, аккуратно так, трогая палочкой, вдруг дернется, потому что это уже особый подвид массовой литературы — стихийной так сказать, городско-интернетно-фольклорной. Так вот, это фанфик в чистом виде. Писатели фанфиков постмодернистичны до кончиков — наша культура постмодернистична так, что чистых форм уже не осталось — все поносили, все примерили, все секонд-хэнд. Обычно постмодернизмом Пелевин и заманивал девиц, «милых читательниц», да вот только посмодернизм, интертекст, аллюзии дело такое — больше хочется, больше, мы уже и Эко читаем в метро, у нас скорость освоения такая, что упоминания Полидори нам мало, где-где Убыр, Бела Лугоши, Жиль де Рэ, дай-дай нам еще мелькающих на стене картинок, быстрее-быстрее. Да мы и сами можем: образ замка Дракулы, невидимый внешне, но находящийся где-то тут за стенкой, — это же из «Ван Хельсинга» с Хью Джекманом, образ Великой Мыши — женская голова на длинной шее — из Кэрролла. Мы чего уже не читали. Мы готовились. Удиви нас. Вот только Мэтр за нами уже не успевает. И когда в ход идет ход «все это приснилось, все это был бред, наваждение, заморок, яд, колдовство» — это уже Альцгеймер Айрис Мердок, обычное предательство, неумение найти поворот в сюжете.

Если можно обойтись без этого: без снов, без помещения героев в дурдом, без описания насилия и эротики — обойдись, найди еще что-то, истина где-то рядом.

Бедный Мэтр. Это так тяжело — быть Мэтром. Не удержаться от «синемы»: Мэтр, закончив роман, упаковав его во вместительный конверт из крафта, вдруг решает развлечься и зовет молодого образованного красивого (чего уж там, всем одарим!) секретаря, про которого он знает, что тот тоже выспренной прозой на досуге балуется, и просит его отнести конверт с романом в издательство — только пусть скажет, что это его роман. «А если…», — вдруг говорит секретарь и замирает на пороге, «раскроемся, посмеемся» обрывает Мэтр, не уточняя семантики этого «а если». Роман отвергают — пусть это будет слегка идеализированное издательство и роман отвергнут не «с порога», а после имевшего место прочтения. Мэтр крутит пальцы в печали со стаканом коньяка — он догадывался, что это конец. Мэтр крадет роман секретаря и печатает под своим именем, и все критики, Быков и безымянные в региональных изданиях, говорят о «чуде, Возрождении, Ренессансе».

А прочитавшего «не тот роман» редактора увольняют, секретаря тоже — пьяным рассказам редактора и секретаря в баре все равно никто не поверит, но те, объединившись, замышляют заговор…

Все, Пелевин теперь автор «фанатский» — у него есть армия поклонников, которая не оставит его уже до конца жизни без денег, он действительно уже живой классик, со своим житием, и потому, несмотря на разгром критики, его будут печатать, переиздавать и довольно успешно продавать. Это как Джордж Мартин или Терри Пратчетт — вообще уже не важно, про что новая книга, хороша она или плоха, фанфик, конструкция, «вот тебе все равно, что вышел новый Гарри Поттер, а мне радость».

Другое дело, что сам Пелевин не ремесленник, Пелевин — звезда, Пелевин — влиятельный интеллектуал. Так, может, посылка была ложная: интеллектуальный роман о вампирах. Может, ну его? Может, там что-то другое — небрежный фрейдиский слепок — писатель не хочет стареть, его герою двадцать лет, и у него затяжные отношения с женщиной, которая все время его возвращает к себе… Не постмодернизм. Не про тех вампиров, которых девочки любят. Умберто Эко вот еще не написал про вампиров — будет апофеоз тренда. Но парадокс: если вот это все вообще выбросить — Пелевин, интеллектуал, постмодернизм, вообще все про Пелевина — за борт, в сад, останется просто книга, дико смешная, чокнутая, совершенно еще-одна-но-совсем-другая книга про вампиров и совершенно очаровательная, правда.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с paperpaper.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • paperpaper.ru
          • домен paperpaper.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции