html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Дмитрий Астрахан представил свой новый фильм «Деточки». Аннотация картины обещала столь многое, что «Сеанс» никак не мог пропустить такое событие. Пристально вглядываться в происходящее на экране отправился Евгений Марголит.

Возвращение зрителя?

Евгений Марголит

Самое поразительное из происходившего со зрительным залом в последние 10-15 лет — это то, что он постепенно умолк. Перестали ахать, смеяться, напряжённо замирать. Воцарилось расслабленное безмолвие под аккомпанемент хрустящего поп-корна. Классический кинозритель ушёл из залов после того, как из кино ушёл всякий намёк на окружающую реальность: сопереживать нечему и некому. Зал заполняют случайные люди, убивающие время.

«Деточки». Реж. Дмитрий Астрахан, 2013
«Деточки». Реж. Дмитрий Астрахан, 2013

«За тучными коровами идут тощие, за тощими — отсутствие мяса». Подозреваю, Генрих Гейне имел в виду, помимо прочего, и сюжет российского кинопроцесса последних лет — если под «мясом» подразумевается реальность, в которой мы живём. Или пытаемся жить. В результате такого процесса эту «колбасу для населения», которая именуется отечественной игровой кинопродукцией, может безбоязненно употреблять даже в великий пост самый ортодоксальный клерикал — мясо тут и не ночевало. Сплошной поп-корн.

Так вот, принципиальная на сегодняшний день новизна продукта под названием «Деточки», изготовленного Дмитрием Астраханом и Олегом Даниловым, состоит как раз в том, что там явно наличествует это самое мясо. Не в том, как приготовлен этот продукт, какого качества это мясо и пригодно ли оно вообще для еды — об этом разговор дальше. Оно там — есть, и в этом всё дело.

И что интересно: не в деталях среды, не в фактуре их присутствие его ощутимо — среда тут почти бесплотна в безликости своей, и это сознательное художественное решение авторов — а в сюжетной модели, которая вырастает из всеобщего, всеобъединяющего сегодня ощущения: «Достали ващ-ще!». Это ощущение тут впервые в нашем кино за долгие годы перестаёт быть повседневной данностью и начинает требовать реализации.

«Деточки». Реж. Дмитрий Астрахан, 2013
«Деточки». Реж. Дмитрий Астрахан, 2013

Вообще, главная ценность кинематографа Астрахана и Данилова, на мой взгляд, состоит в том, что их фильмы уже несколько эпох подряд, точнее, чем чьи-либо дают портрет массового сознания с его надеждами и фобиями. Эта пара особенно чутко улавливает и фиксирует то, что носится в воздухе. При одном условии — если этот воздух вообще есть. Потому их кинематограф как значимое событие существует, вызывая споры и отклики, до конца 90-х, а дальше происходит любопытная вещь: фильмы есть, а события — нет. Не потому что их работы 2000-х принципиально менее удачны, там есть картины всякие — и сделанные наспех, и сделанные тщательно (римейк «Леди на день», с её феерическим актёрским ансамблем, по мне — вообще одна из лучших картин Астрахана). Но картины есть — а реакции на них нет. Авторы вновь и вновь воспроизводят счастливо найденную ими некогда модель с девизом «Всё будет хорошо», но воспроизводят её столь же упорно, сколь и безуспешно. Ибо нечего ловить в безвоздушном пространстве: массовое сознание — спит. А в этом состоянии наиболее удобоваримым продуктом, коим питают его с ложечки, служит какая-нибудь «Любовь-морковь 1-2-3», а вовсе не «На свете живут хорошие добрые люди» — очень любопытное кино, где авторы пытаются убедить в правильности своей модели уже не зрителей, а самих себя — отчего название и отдаёт явным самовнушением.

И вот — «Деточки», и вот уже снова — шум, и даже пахнет скандалом в воздухе.
Значит — воздух появился? Массовое сознание просыпается?
Но если так — каково-то пробуждение?
И вообще — можно ли этим воздухом дышать?

На съемках фильма «Деточки». Реж. Дмитрий Астрахан, 2013
На съемках фильма «Деточки». Реж. Дмитрий Астрахан, 2013

По мне «Деточки» — это «Изыди!» наоборот. И чем более уверены авторы, что их установка не изменилась с тех времён, когда они верили, что «Всё будет хорошо», тем острее ощущается непроизвольный сдвиг акцентов в выстроенной некогда картине мира. Там ужас перед пространством надвигающегося кошмара рождал стремление — у всех без исключения персонажей! — преодолеть его, отстоять своё пространство всеобщего идиллического братства, живущее по законам нормальной жизни. К финалу «Изыди» именно это ощущение нависшей над всеми жути, нагнетаясь, становилось нестерпимым и порождало, в конце концов, взрыв именно коллективного сопротивления. И как блистательно разнообразны в этой финальной сцене, одной из лучших в нашем кино, были психологические мотивировки, толкавшие каждого из героев на общий жест сопротивления!

В «Деточках» же пространство кошмара с самого начала, с первых же шоковых кадров, владеет экранным миром безраздельно. И все — опять-таки без исключения! — персонажи, так или иначе, живут по его законам. Военным законам. И это здесь ясно всем, и не то что даже детям, но — детям в первую очередь. Один из них так прямо и объясняет (взрослому!): «Война нам объявлена». Взрослые примеряются к кошмару — дети против него восстают.
Но — по законам того же кошмара.

В восприятии авторов это трагическая история общества, где на детские плечи, так сказать, полностью переложена всеобщая обязанность предотвращать новые преступления и злодеяния.

Но заметьте: «Деточки» — не новая разновидность «Тимура» или «Неуловимых», которые: «Вы нам только шепните — мы на помощь придём». В первых кадрах — да, они спасают детей от жутких педофилов, но далее, на протяжении всей картины, герои мстят за тех, кто уже погиб. Кого не вернуть, не спасти. Мщение — их основная функция, и они этой функции равны. От начала к финалу эти дети совершенно неизменны. Нет движения характеров, потому что самих характеров нет, и быть — по условиям, в сюжете заданным — не может. Не характеры они, а функция.

«Деточки». Реж. Дмитрий Астрахан, 2013
«Деточки». Реж. Дмитрий Астрахан, 2013

Месть, только месть, ничего кроме мести...
Картина, где многое и многое недотянуто (помимо прочего, кино Астрахана прямо-таки губит театральная привычка выдавать на-гора постановку за постановкой, без передышки), всё же состоялась как целое, потому, прежде всего, что в ней есть выразительный до жути сквозной образ, через всю картину до последнего кадра идущий: мерный марш детей в одинаковых тёмных капюшонах, с абсолютно неподвижными лицами — ни один мускул на лице не дрогнет.

Потому главной эффект финальной сцены в «Деточках», так напоминающей соответствующую сцену в «Изыди» — дети со всего города тем же мерным шагом устремляются к месту, где ОМОН сейчас будет расстреливать героев — не в сюжете её, но в самых последних кадрах. Вот сотни детей встали перед дулами автоматов, идёт панорама открытых лиц, торжество человеческой солидарности, так сказать — и внезапно, одним движением, как по команде, все натягивают капюшоны, и сталь лезвий блестит в детских руках...

«Деточки». Реж. Дмитрий Астрахан, 2013
«Деточки». Реж. Дмитрий Астрахан, 2013

Ангелы мщения? Ангелы смерти?
По крайней мере, смотрятся они тут прямо как души невинно убиенных, с того света вернувшиеся, чтобы отомстить своим мучителям. Более дальних целей не предусмотрено.

Когда я говорю, что Астрахану с Даниловым нет в нашем кино равных по чуткости улавливания реальных фобий массового сознания, то надо напомнить, что в своём буквальном значении «фобия» — это страх. А в более расширительном (и более употребительном) толковании — ненависть. Ненависть, рождённая страхом. Бессильная ненависть. И всё потому, что мы не решаемся признать: главная наша беда не в этих власть имущих монстрах, безраздельно присвоивших себе право распоряжаться нашими жизнями. А в нас самих она — в том, что мы им это позволяем. Не их, по большому счёту — себя ненавидим за бессилие, боясь в этом признаться. Ощущение это, загнанное внутрь, не находящее выхода вовне, и порождает утопические химеры и химерические утопии.

Не отсюда ли прямо в титрах обозначенный жанр «Деточек» — «сказка»?
Потому объективно картина получается страшней и безнадёжней, чем предполагают авторы. Меж тем на просмотрах «Деточек» зал замирает, вскрикивает, аплодирует. Он ожил и дышит. Не значит ли это, что впервые за долгие годы начал оформляться мало-мальски внятный зрительский запрос и настоящий кинозритель даёт понять, что он всё-таки где-то, помимо кинотеатров, существовал и готов в них вернуться? Всё-таки кинематограф Астрахана и Данилова именно энергией зрительного зала всегда подпитывался, и в этом смысле он — барометр точный.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с seance.ru

4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • seance.ru
          • домен seance.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции