html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

От замещения к равноправию

Марк Шагал.

Автор текста:

Борис Фаликов

 

 

Эдвард Кесслер - основатель и директор Института авраамических верований имени лорда Вульфа, автор, соавтор или редактор многочисленных книг по истории еврейско-христианских и еврейско-мусульманских отношений. Недаром газета «Таймс» назвала его «самым плодовитым, вероятно, автором в сфере межрелигиозного диалога в британских академических кругах». Именно в этой сфере Институт Вульфа и занимается исследованиями и подготовкой специалистов. Будучи расположен в Кембридже, он тесно сотрудничает с Кембриджским университетом. В университетском издательстве и вышли большинство книг Кесслера, в том числе и последняя, «Введение в еврейско-христианские отношения» - пока единственная переведенная на русский. К счастью, ее путь к российскому читателю оказался не слишком длинным и занял всего три года.

Почему — к счастью? «Введение» Кесслера отвечает высоким академическим стандартам и увлекательно написано. Но дело не только в этом. Кесслер начинает свой труд с констатации «обнадеживающего факта» - в XX веке в отношениях между христианством и иудаизмом произошел коренной перелом к лучшему. Но  Россию этот перелом обошел стороной. Отечественное православие остается единственной христианской конфессией, которая не предпринимает никаких богословских шагов к диалогу с иудаизмом.

На уровне официальных отношений все обстоит прекрасно — иудейские и православные лидеры дружно заседают в Межрелигиозном совете России,  но никаких теологических попыток отказаться от антииудаизма РПЦ не делает. Поскольку книга Кесслера подробно рассказывает, как этим занимаются католики и протестанты, ее русский перевод, будем надеятся, может оказаться полезным.

В своих многочисленных трудах британский автор прослеживает историю возникновения христианского антииудаизма к Новому завету. Авторы евангелий, евреи, уверовавшие в Иисуса, упрекают сородичей, что они не только не признали в нем мессию, но и подвергли мучительной казни. Слова «Кровь его на нас и на детях наших» (Мф 27:17), сыгравшие роковую роль в многовековых гонениях на евреев, возникли в очень конкретных исторических обстоятельствах, когда «отношения между христианской общиной и остальным еврейским сообществом, которое пыталось консолидироваться и найти себя после войн с Римом, были крайне напряженными». В посланиях Павла, первого христианского миссионера среди язычников, отношение к иудаизму носит двойственный характер. С одной стороны, он считает, что из-за «ожесточения», которое «произошло в Израиле отчасти» (Рим 11:25), Бог на время приостановил те привилегии, которые даровал богоизбранному народу. С другой, Павел уверен, что Бог «не отверг народа Своего, который Он наперед знал» (Рим 11:29). Однако вскоре после формирования новозаветного канона христианские авторы «взяли на вооружение критические отзывы Павла о евреях-нехристианах, но забыли о любви Павла к еврейскому народу». Почему это произошло?

Причина - в возникновении так называемого «богословия замещения». По мнению Кесслера, его ростки восходят еще к писаниям Мелитона, епископа Сарды (ок. 140-180 н.э.). В своем главном труде «О Пасхе» он находил прообразы этого христианского праздника в библейской истории, но утверждал, что после Христа они утратили свою духовную ценность. В законченном виде «богословие замещения» без обиняков утверждает: с явлением Христа завет Бога с Израилем отменен и единственным богоизбранным народом стал новый Израиль, то есть церковь. Говоря попросту, иудаизм отжил свое. Этой позиции придерживались и западные и восточные отцы церкви, и Августин, и Иоанн Златоуст. Однако антиудаистские инвективы последнего носили более ожесточенный характер. Будучи правящим епископом Антиохии, он сражался с теми христианами, которые продолжали соблюдать иудейские обычаи, более того посещали синагогу. Вот известный своим красноречием епископ и не жалел полемических стрел в адрес иудео-христиан.

Понятное дело, что раввинам, составителям и комментаторам Талмуда в Палестине и Вавилоне, иудео-христиане тоже не нравились. Поэтому они делали все возможное, чтобы не пускать их в синагоги, а то и вовсе исключить из еврейской социальной жизни. Так христиане стали считаться «миним», то есть еретиками. И против них велась богословская полемика. Наибольшим нападкам подвергалась божественность Иисуса и его рождение от Девы. Иногда полемика носила ожесточенный характер, как, например в «Толедот Йешу» («Семейной истории Иисуса»), написанной в VI в.

Вся беда в том, что полемисты находились в слишком разном положении. В эпоху Константина христианство стало государственной религией и постепенно начало усиливать политическое давление на евреев. В Кодексе Феодосия (438 г.) иудаизм еще признавался religio lecita, то есть разрешенной религией, но его адептов значительно ущемляли в правах, запрещали служить в армии, правительственных учреждениях, преподавать, строить новые синагоги. При Юстиниане I кодекс ужесточили и иудаизм практически приравняли к ересям, но все же в отличие от языческих культов не запретили. Папа Григорий Великий даже пытался защитить евреев от насилия, но не слишком преуспел. Ведь «богословия замещения» никто не отменял и оно продолжало легитимизировать насилие. Не хотите сами отправляться на свалку истории, мы вам поможем. 

«Праведная» ненависть к евреям кипела на протяжении всех средних веков. Латеранский собор (1215 г.) обязал их носить особое платье, чтобы избежать «запретных связей», в 1209 г. их изгнали из Англии (кстати, родины «кровавого навета», когда норвичских евреев обвинили в ритуальном убийстве мальчика Уильяма), в 1306 г. из Франции, в 1492 г. из Испании. Обвиняли в основном в двух вещах — упорном нежелании отказаться от ложной веры и в ростовщичестве. III Латеранский собор постановил отлучать от церкви ростовщиков, а поскольку евреев отлучать было не от чего, они взялись за развитие банковской системы практически в одиночку. Тогда-то у многих европейских правителей и возникла идея оптимального решения долговых проблем — убивать кредиторов, обвиняя их в неправильных религиозных взглядах.

Некоторые надежды в евреев вселила Реформация. И правда, Лютер на первых порах пытался использовать еврейский вопрос для критики главного своего врага — католической церкви. Мол будь я евреем и увидь, какие глупцы заправляют церковью, никогда не пошел бы в христиане. Но вскоре сменил милость на гнев. Мало того, что евреи не хотели обращаться и в протестантизм, они еще и соблазняли протестантов — те увлеклись Ветхим заветом, а некоторые и вовсе решили читать его на еврейском (начало христианского гебраизма). И досталось евреям от протестантов не меньше, чем от католиков. Правда не от всех. Кальвин оказался одним из первых христианских авторов, подвергших сомнению «богословие замещения». Его учение о «спасении только благодатью» уходило своими корнями в завет Бога с Авраамом, а значит благословение новому Израилю (церкви) было лишь расширением завета со старым, а вовсе не отменяло его. Именно подобные богословские ходы и создали почву для коренного перелома в отношениях христианства с иудаизмом в XX веке. 

Казалось бы, дела у евреев пошли на лад с началом эпохи Просвещения. Подъем рационализма ослабил религиозные аргументы против иудаизма, секуляризация положила начало терпимости, идее прав человека. И верно, американская конституция предоставила евреям равные права в 1789 г., а после французской революции им не возбранялось гражданство. Постепенно положение евреев стало улучшаться и в других европейских странах. Но вот незадача, на смену слабеющему антииудаизму стал приходить воинственный антисемитизм, опирающийся, подобно другим разновидностям расизма, на якобы научную основу. Недаром сам термин был  введен в оборот известным представителем расовой теории Вильгельмом Марром в 1879 году. Научность расизма не слишком оспаривалась на протяжении XIX столетия. И только когда антисемитизм лег в основу нацистской идеологии, стало окончательно понятно, что он имеет отношение к иррациональному началу в человеке. А проще говоря к животным инстинктам. 

Евреи предпочитают называть гибель 6 миллионов соплеменников не Холокостом, а Шоа. Холокост — греческий перевод библейского слова «ола» (всесожжение) - намекает на богоугодность жертвы, тогда как «шоа» на иврите означает просто катастрофу. И в этом с ними совершенно согласны католические и протестантские богословы, которые не только не видят в произошедшем никакой богоугодности, а напротив считают страшным провалом западной цивилизации. И признают, что многовековой христианский антииудаизм внес свою лепту в формирование вражды к евреям. А поэтому всеми силами избавляются от него, как на богословском, так и на практическом уровне. Декларация II Ватиканского собора Nostra Aetate (1965 г.) подчеркивает «узы соединяющие духовно народ Нового Завета с потомством Авраама» и предупреждает, что «евреи не должны быть представлены ни отверженными Богом, ни проклятыми», в постановлениях Всемирного совета церквей утверждается, что еврейский народ — полноправный партнер по диалогу. А раз полноправный, значит имеет полное право на самостоятельное духовное существование и пытаться обратить его в христианство больше ни к чему.  В ответ еврейские теологи также меняют свое отношение к христианству (заявление «Дабру Эмет» - «Говорите истину», 2000 г.). «Богословию замещения» приходит конец.

Но не везде. Православная церковь и отдельные фундаменталистские образования (к примеру, отколовшиеся от Ватикана лефевристы) не предпринимают никаких шагов к его переосмыслению. Католики давно уже отказались от антииудейских инвектив в молитвах Страстной пятницы, у нас же они продолжает звучать во всю мощь. Никакие уроки, похоже, не были извлечены из простого факта, что большинство погромов в Российской империи совершались именно после Пасхи. Кесслер объясняет это тем, что православие слишком чтит церковное Предание, а именно в нем сохраняется во всей своей красе жесткая антиеврейская полемика первых веков христианства. На мой взгляд, в большей степени это связано с тем, что по своему устройству православные церкви в отличие от католицизма  –  национальные. Вселенский характер христианства остается у них на втором плане, на первом – вера как способ национальной идентификации. Неслучайно наша РПЦ без устали подчеркивает: Россия – это православие. По мере наступления глобализации национализм православных церквей растет. Они свято верят в то, что являются последним оплотом народного духа, который безжалостно уничтожается духом космополитизма. Ну а кто такие «безродные космополиты» у нас ни для кого не секрет.

 

 

 

Рецензия на книгу:

Эдвард Кесслер, «Введение в еврейско-христианские отношения», Москва, изд. ББИ, 2013.

 

Среди изданных на английском книг Кесслера автор рецензии выделяет следующие: 

Edward Kessler, Bound by the Bible: Jews, Christians and the Sacrifice of Isaac, Cambridge: Cambridge University Press, 2004;

Dictionary of Jewish-Christian Relations, eds., E, Kessler & N. Wenborn, Cambridge: Cambridge University Press, 2005;

Challenges in Jewish-Christian Relations, eds., J. Aitken & E. Kessler, New York: Paulist Press, 2006;

Edward Kessler, Introduction to Jewish-Christian Relations, Cambridge: Cambridge University Press, 2010;

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с morebo.ru

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • moreboru
          • домен morebo.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции