html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Тавромахия: Павел Руднев о театре и власти

Тавромахия: Павел Руднев о театре и власти — Weekend на The Village

Почему взбунтовались актеры театра имени Гоголя, во сколько государству обходится культура и зачем нужна реформа московских театров, объясняет театральный критик Павел Руднев.

Конфликт вокруг назначения Кирилла Серебренникова художественным руководителем театра имени Гоголя перерос рамки внутрикорпоративных дискуссий и вылился в откровенную публицистику и уличные демарши. В минувшее воскресенье артисты буквально устроили митинг с революционными песнями и лозунгами. Впрочем, по этому поводу сказано так много и часто излишнего, оскорбительного, что касаться этой темы так, чтобы никому не было больно, обидно и стыдно, уже не удастся. Но чуть раньше была смена руководства в театре на Таганке — тоже болезненная, в театре Маяковского, в «Новой опере»; множество историй в провинциальных театрах по всей стране. И тут уже важно рассказать о предпосылках и прогнозах, которые сопровождают бесчисленные конфликты власти и театров.

 

 

Театр не знает, как разговаривать
с властью; власть не знает,
 что делать с театрами

 

 

Действительно, отношения между властью и театрами приобрели в последнее время характер остервенения, взаимного недоверия и откровенной ненависти. Налицо — кризис управления. Театр не знает, как разговаривать с властью; власть не знает, что делать с театрами. Чиновники, любящие, чтобы всё было тихо, злятся на неуправляемые труппы; труппы, зная, на что власть злится, этим эффективно пользуются. Актерские бунты стали действенным методом воздействия. Бунтующие труппы почти всегда побеждают, не отмечая, правда, подлинная это победа или мнимая.

Бунты случаются на фоне двух явлений, которые бытуют на сегодняшней театральной карте. Это, во-первых, переформатирование модели финансирования и, во-вторых, деканонизация доминирующего театрального стиля. Театр перестал быть монолитным, единым в области эстетики; театрального канона больше не существует, и ни одно из направлений не может быть названо ведущим. Хотя по-прежнему молодых художников упрекают за несоответствие «классическим» нормативам, будто бы классическим театрам всем без исключения этот канон удалось сохранить живым.

 

Советская система

Страна радикально изменилась за последние 20 лет, а структура управления и финансирования в театрах осталась прежней. Государство продолжает выполнять свои обязательства перед театрами, принятые еще советской культурой. И если раньше культура отрабатывала свои дотации идеологией, то новое время ввело совершенно иные критерии: экономическую рентабельность и социальную ответственность. Тут в пример вольготно существующим столичным театрам, у которых остаётся время на бунт, можно предложить практику провинциальных театров драмы, которые местные администрации давным-давно обложили планом — играть порой 280-300, а то и 350 спектаклей в год, кровь из носа. И ничего, выполняют, пашут изо дня в день.

Самое важное сегодня — отказаться от иллюзии, что государство искусству что-то должно. Бунтующие артисты, как правило, эту ошибку и совершают, наивно полагая, что, раз работают они в здании долго и работают они «господами артистами», здание принадлежит им навеки и власть должна, буквально должна предоставить им все условия. Этот феномен понятен. Пока будет сохраняться маниакальная, гипертрофированная зависимость любого шага частного гражданина от государства — с государства и будут требовать.

 

 

Государство больше не может содержать такую огромную ораву театральных мастеров — 700 гостеатров на страну

 

 

В России почти все театры — государственные, и до сих пор не предпринято ни одного законодательного шага по уничтожению госмонополии. И пока условия для создания и поощрения частной театральной инициативы не будут созданы в той мере, в которой они есть в Европе и тем более в США, власть будет всегда страдать от недовольных её решениями. Отступать-то артистам некуда: позади — снова точно такой же государственный театр с точно такими же переполненными «баластом» труппами.

Очевидно и другое: государство больше не может содержать такую огромную ораву театральных мастеров — 700 гостеатров на страну. (А ещё называют какое-то гигантское количество артистов, которые живут в одной только Москве, — около ста тысяч.) И советские обязательства каким-то чудом удерживались до сих пор, в то время как вся социальная сфера — от школ до больниц, от научно-исследовательских институтов до общественного транспорта — поменялась. Собственно, неизменны только две институции — театр и «Почта России».

 

Дотации и контракты

Одна из патологий сегодня — это ощущение приватизации театральных зданий, которое исходит от театральных деятелей, думающих, что их пожизненный бессрочный контракт — награда за доблестный труд, а не инерция. Проблемы сегодняшней культурной власти вызваны тем, что долгие-долгие годы не решался вопрос о переводе пожизненных контрактов на срочные, и сегодня чиновники стали заложниками этой ситуации, которую менять нужно было лет 20 назад, и лучше — единым приказом «по всему фронту искусства». Сегодня бессрочные контракты как для труппы, так и для театрального начальства — главный тормоз развития театральной системы.

Сегодня ведь ситуация такова. Театры получают примерно одинаковую дотацию, и при этом, по сути, нет никакой реальной разницы, хорошо и активно ли ты работаешь или пассивно и плохо. Если сравнить деятельность двух московских театров — «Современника» и того же театра имени Гоголя, выяснится, что по критерию элементарной производительности это вещи несравнимые.

При всей известности и стойкой популярности «Современник» выпускает по  пять-шесть премьер в сезон (театр имени Гоголя — одну), делает лаборатории, приглашает молодых режиссёров, ищет и находит современную литературу, пытается работать в формате и традиционного, и поискового театра, активным образом присутствует в интернете, имеет узнаваемый дизайн и пиар-стиль, борется за своего зрителя. А дотация у всех одна. Работать хорошо — невыгодно.

 

Социальная ответственность

Когда сегодня одним из аргументов власти против театра становится непосещаемость, то это не вопрос о художественности постановок, это вопрос о том, что у театра по факту отсутствует социальная ответственность. Если получил деньги от государства, будь любезен — верни их востребованностью твоего драгоценного искусства, заставь людей ходить в театр.

Вопрос не в том, что билеты не продаются, вопрос в том, что билеты не продают. Что никакие шаги — ни маркетинговые, ни реклама, ни пресс-работа, ни присутствие в интернете — в театре имени Гоголя не были задействованы в борьбе за зрителя. Социальная ответственность не работала. А теперь она и вовсе отключена, когда артисты борются против нового руководителя, ранее не боровшись за качественное искусство и известность, активность своего театра.

Чтобы каким-то образом справиться с существующим положением дел, государство потихонечку изменяет структуру финансирования — от неизбежной дотационной модели к целевой, грантовой; там, где возможен творческий конкурс и отчётность, будет и ответственность. Появилась система поощрения активных театров, и у эффективных, энергичных директоров моментально исчез вопрос «Где взять деньги?».

 

 

Если мы не решим вопрос мирно,
 придёт уже не Сергей Капков,
а люди из Министерства экономики

 

 

Губернатор Кировской области Никита Белых, думаю, заработал себе место в истории одной фразой, опубликованной в его твиттере. Она звучала так: «Когда через много лет меня спросят, какие бюджетные учреждения выпили больше всего крови и взорвали мозг, мне потребуется мало времени. Театры». В эту фразу надо вдуматься, стоит всё-таки хотя бы раз понять логику власти. Проблема — будь то Департамента культуры города Москвы, будь то Министерства культуры Российской Федерации — в том, что всё равно это ведомство стоит последним в кабинете министерств и финансируется по остаточному принципу.

Пока это гигантское сражение власти и театра — все ещё достояние внутрикультурной отрасли. Но если мы сами между собой, на своём уровне не решим вопрос мирно, то придёт уже не Сергей Капков, придут люди из Министерства экономики. Серьёзные люди с большими портфелями. Которые вот совсем не понимают, зачем частное желание отдельных творческих людей выходить на сцену необходимо решать за счет государственного финансирования. Или же придумают идеологическое госзадание — прославлять успехи родины, достижения «Единой России». Иного ответа на этот вопрос — зачем культура государству? — у Министерства экономики не найдётся. И вот тут уже кричи не кричи.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с the-village.ru

0

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • the_village
          • домен the-village.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции