html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране

В ближайшие месяцы на экраны выйдет сразу два ретрофильма про классическую эпоху гангстеров — «Охотники на гангстеров» и «Самый пьяный округ в мире». Сама по себе тема гангстерского кино в мужском мире занимает почетное место между научной фантастикой и спагетти-вестернами. Сегодня по заказу FURFUR наш новый контрибьютор и известный кинокритик Василий Миловидов решил проследить, что происходило с гангстерским кино с момента его появления и до наших дней, а также вспомнить несколько знаковых фильмов каждой эпохи.

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №1.

Эпоха сухого закона и Великая депрессия

Гангстерская романтика занимала кинематограф практически с самого его появления на свет, но расцвет криминального кино обязан в первую очередь реальным социальным потрясениям в Америке.

В начале двадцатых годов прошлого века в страну пришел сухой закон, а с ним и бутлегинг — вряд ли стоит удивляться, что организованная преступность тут же обрела в глазах масс крайне положительный ореол. Аль Капоне, Джон Диллинджер и их многочисленные коллеги быстро стали для обывателей не менее яркими звездами, чем те, что были на экранах кинотеатров. Массовый приход в кино самих бандитов был неизбежен. Все последующие клише жанра — томми-ганы, шляпы, пьянки и прочие приметы опасного, но яркого и привлекательного образа жизни криминалитета — появились именно в этот период и остались с нами до сих пор.

В тридцатые годы власти, правда, сухой закон отменили, но ввели кинематографический кодекс Хейса, помимо прочего запрещавший показывать бандитов в кино в выгодном свете. Они быстро превратились из спорных, но все-таки героев в психопатов или асоциальных элементов, которых ждет лишь тюрьма или пуля. Публике тем не менее было все равно — в стране началась Великая депрессия, и гангстеры все равно воспринимались робин гудами, воюющими с государством.

ПЯТЬ ФИЛЬМОВ ЭПОХИ

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №2.

 

«Подполье» (Underworld, 1927), Джозеф фон Штернберг

Один из первых заметных (и еще немых) фильмов с главным героем гангстером, роль которого исполнил Джордж Бэнкрофт — человек со странным, совсем не звездным лицом и выдающейся мимикой. Многое в этой картине Джозефа фон Штернберга зрители увидели на экранах впервые — криминальных успех, любовь, предательство и неизбежный крах, но впоследствии наблюдали еще не раз.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №3.

 

«Маленький Цезарь» (Little Caesar, 1930), Марвин ЛеРой

Одна из первых попыток Голливуда вольно перенести на экраны биографию самого именитого гангстера эпохи (пускай и под другим именем) — Аль Капоне. Занятно здесь то, что благодаря еще крайне свободным цензурным рамкам создатели выписали главного героя так, что многие усмотрели в его судьбе неожиданный факт: по версии «Маленького Цезаря», мужчины его интересовали больше женщин.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №4.

 

«Враг общества» (The Public Enemy, 1931), Уильям Уэллман

Еще одна вариация на тему жизни Аль Капоне, условную роль которого здесь сыграл Джеймс Кагни — одно из главных лиц гангстерского жанра тех лет. После его ролей, вдохновленных реальными бандитами, сами бандиты начали активно вдохновляться им самим.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №5.

 

«Лицо со шрамом» (Scarface, 1932), Говард Хоукс

Важнейший фильм Говарда Хоукса, спродюсированный другим Говардом — безумным богачом Хьюзом. История взлета и падения зарвавшегося бандита, который осмелился пойти против закона, конкурентов и подельников, стала одной из самых знаковых в истории жанра.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №6.

 

«Манхэттенская мелодрама» (Manhattan Melodrama, 1934), В.С. Ван Дайк

Более легкий и мелодраматичный (в главных ролях здесь гламурные звезды тех лет Кларк Гейбл и Мирна Лой) вариант гангстерского кино о том, как между двумя друзьями детства встает сперва женщина, а потом и закон: один из друзей — владелец нелегального казино, другой — юрист. В истории «Мелодрама» осталась еще и как последний фильм, увиденный легендарным грабителем банков и убийцей полицейских Джоном Диллинджером — на выходе из кинотеатра его подстрелили агенты ФБР.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №7.

От расцвета до заката

До пятидесятых годов жанр чистого гангстерского кино постепенно иссякал — травмы Второй мировой и последующий курс на оптимизм заставили кино обратиться к более традиционным положительным героям. Фильмы про бандитов, конечно же, продолжали выходить, но для публики в них было уже значительно меньше актуального и развлекательного. Намного чаще взгляд на преступность обращался с этой стороны закона.

В зените были нуары про детективов — пессимистично показывающие тяжесть борьбы с мировым злом и зачастую намного более мрачные, чем гангстерские фильмы предыдущих эпох. Другим пристанищем бандитов стали фильмы про мошенников или побеги из тюрем — кино всячески дистанцировало своего героя от реальных преступлений, совершаемых в мире.

В это же время закат настоящего гангстерского кино в Америке совпал с коротким его расцветом в других странах — в первую очередь во Франции.

ТРИ ФИЛЬМА ЭПОХИ

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №8.

 

«Белая горячка» (White Heat, 1949), Рауль Уолш 

Снятая уже под конец классического периода гангстерского кино, «Белая горячка» ознаменовала возвращение Джеймса Кагни, который на тот момент не снимался в фильмах жанра уже десять лет. В целом традиционной по сюжету (про крах главы банды) «Горячке» он сыграл трагическую, но крайне отталкивающую роль психопата с вечно детским лицом.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №9.

 

«Мужские разборки» (Rififi, 1955), Жюль Дассен

Французский фильм лишенного работы в Голливуде из-за своих симпатий к коммунизму режиссера Жюля Дассена про ограбление ювелирного магазина. Во многом именно «Разборки» положили традицию долгим, детальным и наполненным саспенсом сценам процесса проникновения и кражи.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №10.

 

«Самурай» (Le Samouraï, 1967), Жан-Пьер Мелвиль

Пожалуй, самый известный фильм французского мастера гангстерского кино Жан-Пьера Мельвиля с Аленом Делоном в роли наемного убийцы, живущего по японскому кодексу чести Бусидо и после неудачно провернутого убийства оказавшегося между полицией и мафией.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №11.

Итальянские эпосы и ретро

Силами сильнейшей группировки режиссеров итальянского происхождения американское гангстерское кино с семидесятых годов начало получать мощные дозы мафиозной эстетики. На место емких историй про мимолетные жизни криминальных элементов пришли эпичные саги со всем сопутствующим итальянским колоритом — культом семьи, непростой дружбой и сетями сложных взаимоотношений. Католичество добавило в этот коктейль чувство вины и постоянные мотивы искупления или, напротив, падения в пучины греха.

Вместе с тем со славных времен расцвета парней с автоматами Томпсона прошло достаточно времени, чтобы они вновь начали то и дело мелькать на глазах у публики — пускай и не в реальной жизни, а в ретродрамах и римейках старых лент.

ПЯТЬ ФИЛЬМОВ ЭПОХИ

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №12.

 

«Бонни и Клайд» (Bonnie and Clyde, 1967), Артур Пенн

Возможно, один самых знаковых гангстерских фильмов в стиле ретро, в котором режиссер Артур Пенн рассказал классическую историю про криминальную парочку языком современного (на тот момент) кино — с рваным монтажом, поражающими зрителя сценами насилия и самыми эффектными звездами тех лет: Уорреном Битти и Фэй Данауэй.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №13.

 

«Крестный отец» (The Godfather), Фрэнсис Форд Коппола

Один из лучших и наиболее известных американских фильмов всех времен, а также два его продолжения, казалось, сделали невозможное — обогатили уже изрядно закостеневший жанр ворохом новых элементов и клише. Коппола снял свой шедевр сорок лет назад, но куски «Крестного отца» мы видим тут и там до сих пор.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №14. 

 

«Долгая страстная пятница» (The Long Good Friday), Джон Маккензи

Британская вариация на гангстерскую тему, в которой одну из лучших своих ролей сыграл Боб Хоскинс — злобного, похожего на питбуля бандита, который добился всего и решил податься в политику и легальные сферы бизнеса, но в итоге понял, что от судьбы не уйдешь. 

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №15. 

 

«Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America, 1983), Серджио Леоне

Снятый знаменитым своими вестернами с Клинтом Иствудом итальянцем Серджио Леоне, этот эпик про взросление компании друзей и превращении их в мафиозных лидеров стал во многом квинтэссенцией итальянского стиля в гангстерском кино. 
А для Леоне, много лет мечтавшего снять этот фильм и даже отказавшийся ради этого от экранизации «Крестного отца», картина «Однажды в Америке» стала последней. 

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №16.

 

«Перекресток Миллера» (Miller's Crossing, 1990), Джоэль Коэн

История о вражде ирландской и итальянской группировок и один из первых фильмов братьев Коэнов, «Перекресток» почти лишен их фирменного абсурдистского стиля, но является одним из лучших примеров чистого гангстерского ретро.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №17.

От постмодернизма девяностых до наших дней

Девяностые известны своими попытками реанимировать криминальный жанр постмодернистскими элементами, ответственность за которые лежит в первую очередь на Квентине Тарантино. Сам он постепенно сдвинулся в совсем другие жанры, а немалое число подражателей в итоге увело стилистику совсем уж далеко от традиционного понимания гангстерского кино. Классический же стиль жанра теперь можно увидеть лишь в изредка предпринимаемых попытках Голливуда и американского телевидения вспомнить славные времена сухого закона.

ЧЕТЫРЕ ФИЛЬМА ЭПОХИ

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №18.

 

«Бешеные псы» (Reservoir Dogs, 1991), Квентин Тарантино

Возможно, лучший фильм будущего автора намного более влиятельного «Криминального чтива», «Бешенные псы» Тарантино помимо прочих сценарных изысков интересен еще и тем, что полностью подрывает устои фильма про ограбление — его тут попросту не показывают.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №19.

 

«Большой куш» (Snatch, 2000), Гай Ричи

Гай Ричи, заокеанский последователь Тарантино, сделал себе имя на серии черно-комедийных лент про британских маргиналов в вечном поиске наживы, и «Большой куш» среди них, пожалуй, наиболее гангстерская. По сути близкие, скорее, к авантюрным приключениям, его фильмы все же немного встряхнули стагнирующий жанр.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №20.

 

«Проклятый путь» (Road to Perdition, 2002), Сэм Мендес

Классический ретронуар про гангстеров и второй фильм Сэма Мэндеса («Красота по-американски», «Морпехи») с Томом Хэнксом в роли наемного убийцы, пошедшего против своих заказчиков ради спасения сына.

 

Криминальный круг: Эволюция гангстерского кино и образа мафиози на большом экране. Изображение №21.

 

«Джонни Д» (Public enemies, 2009), Майкл Манн

Хроника последнего года жизни легендарного Джона Диллинджера от мастера умных криминальных лент Майкла Манна с Джонни Деппом в заглавной роли. С историей про одного из самых известных гангстеров Манн провернул примерно тот же трюк, что и в свое время Артур Пенн с «Бонни и Клайдом» — экранизировал исторический факт современными средствами и без излишней стилизации, чтобы по-настоящему погрузить зрителя в давно ушедшую эпоху.

 

Картина «Самый пьяный округ в мире» выйдет 11 октября, а премьера фильма «Охотники на гангстеров» состоится 10 января будущего года. 

 

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с furfurmag.ru

4

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • evangeigor
          • домен furfurmag.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции