html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

«Боюсь, в Кремле многое не удастся разглядеть» // Алексей Мирошниченко о своем «Щелкунчике»

Алексей Мирошниченко о своем «Щелкунчике»

1 февраля на сцене Кремлевского дворца труппа Пермского театра оперы и балета покажет свою последнюю премьеру: балет "Щелкунчик" в постановке главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко, появившийся на свет 27 декабря прошлого года. Главную роль исполнит Наталья Осипова, прима лондонского Королевского балета "Ковент-Гарден" и главная приглашенная балерина пермского театра. Накануне гастролей Алексей Мирошниченко рассказал Татьяне Кузнецовой о своей постановке

Свою "Золушку" вы перенесли в советские 1950-е, а в каком времени оказался "Щелкунчик"?

В Петербурге 1892 года. Это не главное в спектакле, но все-таки хотелось подчеркнуть: как раз тогда состоялась премьера. "Щелкунчик" — последний балет Петра Ильича, красивая музыка, красивая эпоха. Так сказать, старая добрая Россия накануне грядущих тяжелых времен.

Если не история, что главное в вашем балете?

Мне хотелось поставить красивую сказку. И одновременно решить несколько сложных музыкально-хореографических задач. В частности, проблему "большого адажио". Обычно финальное па-де-де делают свадебным и получается так: звучит трагическая музыка, а Мари и принц безмятежно танцуют. Можно пойти за музыкой, но тогда не будет свадебного па-де-де. А зрители его ждут.

И как удалось решить проблему большого адажио?

Я поставил его после вариаций — это единственное изменение в партитуре. Вариации Мари и принца теперь часть дивертисмента, а на музыку большого адажио у меня происходит главное событие: принц предлагает Мари остаться в Блюменбурге. Она на секунду засомневалась — и все, сказка великой любви кончилась: все люди вокруг превращаются в куклы, вместо принца — Щелкунчик в маске, Мари в ужасе, в слезах, перед глазами все плывет. Ну как в "Интердевочке": Яковлева едет в машине, плачет, ничего не видит... В конце большого адажио Мари просто падает на руки Дроссельмейера. Для меня принципиально, что Мари не маленький ребенок. Второй акт — это сон подростка предпубертатного периода. Поэтому Мари и принц попадают не в город сластей, Конфитюренбург, как в либретто Петипа, а в Блюменбург — город цветов, город влюбленных. У меня в дивертисменте второго акта танцуют только пары.

Как у Григоровича.

Да? Не думал об этом. Я гораздо лучше знаю спектакль Вайнонена, перетанцевал в нем чуть ли не все партии.

Это мешало при постановке? Вообще-то в мире такое обилие "Щелкунчиков" — авангардных и традиционных, что, кажется, уже невозможно придумать что-то оригинальное.

Знание никогда не мешает. Исторический "Щелкунчик" с либретто Петипа и хореографией Иванова не сохранился, все балетмейстеры ставят хореографию заново, и мне, конечно, трудно было абстрагироваться от конкретных, прекрасно поставленных танцев. Но решающее влияние на меня оказал мой питерский педагог Игорь Бельский. В нашу последнюю встречу — это был 1999 год, он уже болел, я зашел его навестить — он отдал мне книги по музыке "Щелкунчика", все свои записки, заметки по собственной постановке. И, тыча в меня пальцем, сказал: "Ты обязан поставить "Щелкунчика", это ключевая работа. Бери и иди".

А вы видели спектакль Бельского?

Нет, он был поставлен в конце 1960-х, я еще не родился. Но знаю, что он был новаторским — крысы-женщины бегали на пуантах, ну, все такое... И еще Бельский включил в балет историю принцессы Пирлипат — принципиальную для Гофмана, но отсутствующую в либретто и партитуре. Я тоже нашел для нее и музыку, и сюжетное обоснование. Это домашний спектакль, который в сочельник организует Дроссельмейер: раздает роли детям и взрослым. В нем участвует и дедушка, генерал турецкой войны, и Луиза, сестра Мари, в роли Пирлипат, и офицеры-гости, и поваренок. А что? Домашние спектакли были везде распространены — вон у Висконти в "Гибели богов" тоже на Рождество дают домашнее представление. Из любительских спектаклей вырос весь МХТ.

У вас получился даже не драмбалет, а какой-то кинобалет — столько в нем персонажей, психологических деталей, исторических подробностей. И в "Золушке" было так же. Вы идете навстречу ожиданиям публики или такова ваша художественная потребность?

Я никогда не пытался формулировать законы жанра, но да, это можно назвать новым этапом драмбалета. Что до запросов публики, то голос общественного мнения звучит у меня, так сказать, внутри. Конечно, окончательные решения я принимаю сам, но чутко прислушиваюсь к тому, что вокруг: когда видишь реакцию артистов, репетиторов, первых случайных зрителей, начинаешь понимать — правильно ли ты идешь или тебя занесло.

И какова была реакция вашего музыкального руководителя Теодора Курентзиса?

Он и Наташа Осипова присутствовали при рождении замысла, были моими первыми слушателями. Мы сидели у Теодора в гостях, он говорит: "Вот, Наташенька, хочу, чтоб Леша "Щелкунчика" поставил". Она спрашивает: "Современного?" Я говорю: "Нет, классического. Со старым Петербургом, с интерьерами, со злыми снежинками — чтоб была балетная метель, с трагическим большим адажио". Наташа загорелась, захотела станцевать премьеру в Перми, но из-за травмы не смогла. Теперь ей предстоит в короткий срок выучить огромный густонаселенный спектакль, в котором Мари почти не уходит со сцены. Но я верю в ее профессионализм и талант. И балет, она, конечно, знает — я ей заранее послал видеозапись.

А Теодор встанет за пульт?

Он хотел дирижировать премьерой "Щелкунчика" в Перми, но из-за большого турне по России не смог. А в Кремле мы танцуем под фонограмму.

В Кремлевском дворце — огромнейшая сцена, в Перми — маленькая. Как вы решите проблему с декорациями, рассчитанными совсем на другую площадку?

Ох. Ну выстроим такой театр в театре — максимально выдвинем кулисы. Жаль наших художников Альону Пикалову и Таню Ногинову: они придумали столько замечательных вещей, у них работает каждая мелочь, каждая деталь сценографии и костюмов. Технологические решения очень остроумные. Но, боюсь, в Кремле многое не удастся разглядеть.

Так в итоге вы поставили спектакль для детей?

Да не знаю я. Современные дети любят что пострашнее. Для них, может, все эти крысы-мыши — детский сад. Но все-таки в моем "Щелкунчике" есть такие нюансы, которые и до современного ребенка могут дойти.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с kommersant.ru

1

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • www.kommersant.ruweekend
          • театр
          • балет
          • домен kommersant.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции