html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Большие гонки Андрея Косинского. О суперграфике, путешествии в разрушенный Ташкент и архитектуре

12 марта умер Андрей Косинский — один из главных архитекторов советского Ташкента и знаковая фигура для истории советского модернизма. Историк архитектуры Ольга Казакова вспоминает, каким он был, почему отправился из благополучной Москвы восстанавливать Узбекской ССР после землетрясения и из чего состоит стройный и узнаваемый язык его архитектуры.

Улица Богдана Хмельницкого

Андрей Станиславович обладал совершенно неординарным мышлением и прожил удивительную жизнь, такую же, как и его архитектура. Его можно смело назвать важнейшей фигурой в истории советского модернизма, как раз того периода, который вызывает больше всего вопросов, — 70-х годов. В 1966 году он добровольно уехал из Москвы, где родился и где к тому времени уже успешно работал, в Узбекистан - республику с очень жестким и жарким климатом, сильными местными традициями и множеством административных ограничений. Cам он позже напишет об этом: «Вдумайтесь! Девятибалльная сейсмика! Просадочные, лессовые грунты! Изуверский климат: летом температура воздуха часто превышает 50 градусов. Перейдя улицу, можно получить годовую норму солнечной радиации. В открытом грунте выпекаются яйца! Зелени крайне мало. Уже в мае она выгорает и становится серой от пыли! Зима, напротив, сырая, промозглая, простудная».

О ПОЕЗДКЕ

Косинский поехал в Ташкент на два года, но задержался почти на пятнадцать лет, там и создал свои лучшие проекты. В одном из интервью он  вспоминал о поездке: «В какой-то момент жуткое однообразие стало надоедать. А тут я ещё начитался об эскадрилье „Нормандия — Неман“, как французские маркизы вдруг почему-то летели на верную смерть в снега, под Курск, и со своей эскадрильей воевали там и гибли. Меня сильно впечатлила история Джека Лондона про героя, который ездил по лепрозориям, потом сюжет Моэма, где авантюрный герой общался с убийцами, приговорёнными к смерти. И эти истории меня сначала просто удивляли, а потом я понял: да ведь это же совершенно нормальные проявления человека! Что, спрашивается, тянуло Тура Хейердала на остров Пасхи, что ему не жилось спокойно? Нормальное человеческое любопытство. И у меня было такое же любопытство».

На решение поменять благополучную Москву на Узбекистан повлияли ещё два обстоятельства: печально знаменитое землетрясение в Ташкенте в 1966 году, после которого нужно было восстанавливать город, и более личное — в Узбекистане в 1937 году был расстрелян отец Андрея Станиславовича. И тогда и сейчас роль «засланного казачка» — не самая удобная для архитектора, но Косинскому удалось не сыграть её, но прожить с особенным, присущим только ему одному достоинством: «Вообще-то я ехал туда, думая, что буду заниматься типовыми привязками, вот этой чудовищно неинтересной типовой архитектурой. Думал я, что приеду туда на развалины. И каково же было моё удивление, когда я приехал в совершенно не порушенный город: никаких развалин — город как город. И только поздно вечером, когда стемнело, стало всё понятно. Дело в том, что дома-то стояли, но ни в одном из них не горел свет. А на улицах стояли палатки».

О ГЛАВНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНЕ ТАШКЕНТА

Пожалуй, к ташкентским работам Косинского больше всего подходит чересчур расхожая в советское время, но точная фраза о «совмещении традиции и новаторства». В самом знаменитом реализованном проекте Косинского — национальной бане «Хамом» в Ташкенте — он придумал суперсовременную систему охлаждения, этакий «умный хамам», вполне традиционный снаружи. Здание часто называют «потеющий дом». «Я построил баню в Ташкенте, которая обошла потом прессу всего мира как уникальное архитектурное решение. И вот на крыльце этой бани кто только меня не учил архитектуре», — вспоминал Андрей Станиславович. Как уже высказывался искусствовед, историк искусства Борис Чухович: «Его критиковали постоянно, но это его не останавливало. Мне кажется, что эту критику он воспринимал как свидетельство жизненности своих идей: серость никого бы не интересовала и не мотивировала бы на отклик».

Если посмотреть на план бани, то можно увидеть лабиринт, где помещения в зависимости от близости к источнику отопления более или менее прогреты. В самом горячем из них — сорок градусов по Цельсию. В куполах, облицованных керамикой, оставлены крупные швы для испарения влаги. Это и обеспечивает охлаждение. В результате перекрытие постоянно увлажняется и остывает.

О СУПЕРГРАФИКЕ


Экспериментальные проект микрорайона Калькауз, Ташкент (1974-1978)
PreviousNext
Экспериментальные проект микрорайона Калькауз, Ташкент (1974-1978)

Легко читаемый индивидуальный почерк и стиль Андрея Косинского проявлялся не только в архитектурных проектах, но и в изобретённом им способе их подачи: он придумал «принцип суперграфики», наиболее ярко выразившийся при работе над экспериментальным проектом микрорайона Калькауз. Один вид огромных мозаичных планшетов поражал воображение и в целом очень повлиял на архитектурную графику 70-х годов.

Борис Чухович не раз обращался в своих текстах к проектам архитектора: «Махалля — это традиционное квартальное сообщество среднеазиатских городов, не утратившее своей социальной роли при советской власти и регулировавшее многие стороны жизни входивших в неё семей. Отталкиваясь от идеи, по которой коллективистский характер махалли вполне созвучен общим установкам советской идеологии, Косинский в Калькаузе проектирует „коммунистическую махаллю“».

О ДОМЕ СОЮЗОВ

Проектировку Дома творческих союзов Косинский называл самой интересной из своих работ. Здание должно было появиться на улице Навои вокруг маленького мавзолея с окаменевшей чинарой, которая, по легенде, выросла на месте, куда с пальцев рук Александра Македонского упали капли.

Объемная модель проекта Дома союзов

Задачей было объединить все творческие союзы художников, архитекторов, писателей и композиторов в едином архитектурном комплексе с общим просторным киноконцертным залом, библиотекой и выставочными помещениями. При этом у каждого союза должно было быть локальное место, чтобы они могли работать и вместе, и по отдельности.

Проект был готов, но так и остался на бумаге: «В тот момент началась семидневная война в Израиле. И всё накрылось: деньги ушли туда. Ведь архитектура и градостроительство очень сильно были завязаны с политикой», — вспоминает Андрей Косинский.

ОБ УЛИЦЕ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО

Один из проектов, который удалось реализовать, — улица Богдана Хмельницкого, соединяющая аэропорт и въезд в город. По словам Андрея Станиславовича, строить там ни по каким параметрам было нельзя. Тем не менее было принято решение привести улицу в порядок. Прообразом проекта стал Невский проспект, критика назвала его позже «улицей-сонатой» с разными образами — в зависимости от того, в какую сторону по ней двигаться.

Улица Богдана Хмельницкого

Чтобы добиться такого эффекта, Косинский десяток раз сходил на популярный тогда фильм «Большие гонки». Он засекал, сколько времени нужно на общий и крупный планы, чтобы не наскучить быстро устающему глазу: «У нас было настроение попытаться получить в движении в одном направлении одну композицию-образ, а при движении в другую сторону — совсем иной. Вот, например, я прилетел из Москвы, с лётного поля я попадаю на веранду аэропорта, затем еду по улице от аэропорта — вся улица с обеих сторон раскрыта балконами этому зрителю, въезжающему в город. Это тема приветствия. А двигаясь назад из центра города, уезжая из него, путешественник видит совсем другую картину — воспоминания о ташкентских дувалах Старого города».

О ТЕКСТАХ И ПАМЯТИ

Андрея Станиславовича знали не только как архитектора и визуализатора, но и как теоретика с более чем полусотней публикаций. Через его тексты, как и постройки, можно уследить архитектурные мысли, практики и повседневность эпохи советского модернизма. Среди них, например, публикация за 1964 год «О цветовом решении района Нагатино», где Косинский впервые экспериментировал с опытом суперграфики, ещё до поездки в Ташкент. 

Ему же принадлежит знаменитое: «Каждое место на планете в пределе имеет только одно архитектурное решение, точно отвечающее конкретному общеприродному ландшафту этого места, независимо от назначения возводимого там сооружения. Неограниченное множество иных возможных решений есть лишь большее или меньшее приближение к этой точности». Сейчас найти основные тексты можно на посвящённой Косинскому странице в Livejournal, но, несмотря на всё сохранившееся богатое наследие, всем, кто был знаком с Андреем Станиславовичем, сегодня его ужасно не хватает.

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с strelka.com

2

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • strelka.com
          • домен strelka.com

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции