html текст
All interests
  • All interests
  • Design
  • Food
  • Gadgets
  • Humor
  • News
  • Photo
  • Travel
  • Video
Click to see the next recommended page
Like it
Don't like
Add to Favorites

Философ Славой Жижек: «Абсолютный цинизм — это изначально нежизнеспособная позиция»

Самый знаменитый философ современности Славой Жижек приехал в Россию прочитать серию лекций на актуальные темы — это активистская инициатива, организованная на его же средства. «Теории и практики» поговорили со словенским мыслителем о том, как перестать быть постмодернистом и поверить в большие идеи, а также о пороках капитализма и смысле жизни.

— Простите, я буду задавать наивные вопросы.

— Fuck you! Наивные вопросы — самые сложные!

— В последнее время как-то особенно хочется во что-то верить, испытывать энтузиазм и бороться за свои идеалы, но постмодернистское сознание с его отрицанием всех ценностей как будто препятствует этому. Как перестать быть постмодернистом и полюбить Большую Идею?

— У меня припасен очень наивный ответ, и он связан с главным противоречием постмодернизма. Вспомним, о чем говорил Лиотар на содержательном уровне: больше нет одного глобального нарратива, произошел кризис метасценариев и прочая болтовня. Но обратите внимание, как он развивает свою мысль. Ведь он рассказывает большую историю перехода от модернизма к постмодернизму. Если и есть книга, которая представляет из себя глобальный нарратив в своей крайней форме, то это «Состояние постмодерна» Лиотара. Другими словами постмодернизм — это практика изначально обреченная на провал, она занимается тем, против чего сама же и проповедует.

Знаете, для меня проблема постмодернизма — это типичный вопрос, связанный с метафизикой: есть большая традиция («плохая» традиция) и есть точка перелома, момент, когда человек пытается порвать с ней. Удивительно, насколько распространен такой подход среди великих философов. Они обычно видят историю философии так: есть все, что было до меня, и есть то, что началось со мной. Это было у Маркса (метафизика и его новый материализм), у Хайдеггера (метафизика и его онтотеология) и даже у Деррида (метафизика присутствия и его деконструкция). Я считаю, что это и есть тот нарратив, с которым мы должны порвать. Чем-то действительно новым и прорывным было бы сказать следующее: «Нет, я ничего особенного из себя не представляю, я — результат тенденций, сформированных в прошлом».

«Девочки из Pussy Riot хотели сказать нам: «Ребята, настоящие провокаторы там, наверху!» Я вижу в них истинных моралистов, действующих в духе многовековой русской традиции, когда художник выступает в качестве нравственного ориентира»

Нужно взглянуть на философию, как на единый континуум, постоянное переписывание и пересмотр идей. Поэтому я предпочитаю подход Жиля Делеза. Он не исключает прошлое и не пытается порвать с ним, как с неким метафизическим целым. Он оперирует тем, что ему нужно в данный момент: немножко стоиков, немножко Платона, Спинозы и так далее. Если понимать под постмодернизмом отсутствие большого нарратива и то, что мы его постоянно переписываем, то можно сказать, что в этом слегка безумном смысле первым постмодернистом был даже не Платон, а Демокрит с остальными софистами. У Лиотара есть прекрасная, очень гегельянская мысль по этому поводу: постмодернизм предшествовал модернизму. Итак, чтобы перестать быть постмодернистом и поверить в Большую Идею, надо прекратить разговоры о нем и стать последовательным, радикальным постмодернистом, необходимо включить себя полностью в эту практику.

— Интересно, что сейчас чаще разговаривают о модернизме.

— Совершенно верно. Я бы даже сказал, что идет настоящая борьба за определение сущности этой эпохи. В этой связи есть очень опасная тенденция: попытки отождествить постмодернизм с постсекуляризмом. При этом ход мысли примерно таков: суть модернизма сводится к атеизму, который ни к чему хорошему не привел, и поэтому сейчас мы якобо заново открываем Бога, новые измерения святости и так далее. Эта мысль присутствует даже в работах Деррида. Конечно, это не старый метафизический Бог, а нечто за пределами бытия, источник этических порывов и прочая чушь. Это то, что мне не нравится в Тарковском. Его «Сталкер» — это, конечно, нечто запредельно красивое, но его духовные поиски, спиритуализм — в этом есть какая-то глубинная ошибка. Как говорил Артюр Рембо: «Надо быть абсолютно современным».

Я всегда называю себя консервативным модернистом. Не верьте тому, кто говорит: «Эта эпоха прошла, и мы продвинулись дальше». Никуда мы не продвинулись. Исторический процесс не есть поступательное движение. Прогресс сменяется регрессом. И сейчас мы, безусловно, деградировали.

Метанарратив Некая Большая Идея, любая попытка создания универсального языка описания мира. Примером такого рода идеи может служить эмансипация личности, вера в научный прогресс или просветительское представление о знании.

Модернизм Состояние культуры в конце XIX и начале XX века, связанное с разрывом с классической традицией и повсеместным насаждением идей модернизации и благоустройства при помощи науки и просвещения.

Постмодернизм Состояние культуры, связанное с отказом от больших идей, возникшее как разультат изменений в массовом сознании. Постмодернизм, облекая все в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем.

— А что вы скажете о постмодернистской иронии? Я все–таки не понимаю, как можно всерьез относиться к чему-либо. Особенно к чему-то очень большому и серьезному: например, к коммунизму.

— Ну опять-таки мой совет не бороться с этим напрямую. Понимаете, у всех постмодернистов есть свои слабые точки, моменты, когда они перестают иронизировать. Я не в курсе, как это работает в России, но на Западе всегда всплывают те или иные серьезные темы. Например, не принято шутить о Холокосте — это травма, это для них реальное. То есть я повторяю все тот же упрек в непоследовательности. Абсолютный цинизм — это изначально неверная, нежизнеспособная позиция. Даже Сталин наверняка был не до конца циничным человеком.

Здесь следует произвести старомодную марксистскую критику доминирующей идеологии. Очевидно, что такое несерьезное отношение к окружающей действительности есть не что иное, как культурная логика современного капитализма. Поймите, тем, что вы постоянно иронизируете, вы не подрываете систему, а в точности исполняете то, чего хочет от вас правящая идеология.

© Федор Ратников


© Федор Ратников

Давайте проанализируем, как на Западе обычно защищают иронию. Они обычно говорят: «Хорошо. Вы боретесь за большие проекты, но нельзя же так серьезно к этому относиться». И аргументируют это тем, что в конечном итоге эти серьезные намерения приведут к кровавой революции, холокосту или гулагу. Они постоянно просят расслабиться, придерживаться умеренных взглядов, немножко потерпеть. Но знаете, их благоразумие работает как-то выборочно. Именно это больше всего и раздражает. А когда они встречают кого-то, кто не хочет смеяться вместе с ними (таких людей они называют фундаменталистами), то они сразу становятся серьезными. Возьмем пример моего давнего французского оппонента Бернара-Анри Леви. Этот постоянно иронизирующий постмодернист обычно теряет свою выдержку и становится даже слишком серьезным, когда речь заходит об исламских фундаменталистах. Смешно, что он обратился к президенту Саркози с просьбой разбомбить Ливию. **— Интересное противостояние.** — Это очень важный момент. Антагонизм постмодернистской иронии и религиозного или этнического фундаментализма определяет современную идеологию. Надо четко осознать, что религиозные фанатики — это не пережиток прошлого, это продукт современного капитализма. Обязательно прочитайте очень хорошую наивную книгу Томаса Фрэнка [What’s the Matter with Kansas?](http://www.amazon.com/Whats-Matter-Kansas-Conservatives-America/dp/0805073396) Напомню, что Канзас всегда был очень продвинутым штатом, большое количество прогрессивных идей и движений возникло именно там. Однако по каким-то не совсем ясным причинам 20 лет назад этот штат превратился в центр консервативного, религиозного фундаментализма США. Это пример того, как капитализм сам по себе загоняет людей в тиски фанатических убеждений. Или еще пример: Афганистан, который до вторжения СССР был продвинутой, просвещенной страной, с многовековыми традициями религиозной терпимости. Как только его втянули в мировую политику, там вспыхнул исламизм. **— Если вы так говорите, значит, в акции Pussy Riot вы не видите никакой иронии, вы ведь их поддержали.** — Это очень важно! Мне не нравится, как западные либералы, которые требуют освобождения Pussy Riot, пытаются сформулировать суть акции этих девочек. Они рассуждают в мелкобуржуазном духе: «Да, они — провокаторы, но государство не должно так жестко преследовать их». Какая глупость! Суть их выступления была совершенно в другом. Они хотели сказать нам: «Ребята, настоящие провокаторы там, наверху!» Я вижу в этих девочках истинных моралистов, действующих в духе многовековой русской традиции, когда художник выступает в качестве нравственного ориентира. Я бы даже сочинил эссе про их акцию, в котором раскритиковал бы их за чрезмерный консерватизм.

«Антагонизм постмодернистской иронии и религиозного или этнического фундаментализма определяет современную идеологию. Надо четко осознать, что религиозные фанатики — это не пережиток прошлого, это продукт современного капитализма»

Если вы упустите этот важный момент, то будете видеть в них исключительно дешевых провокаторш, выступивших против строгой морали и ханжества властей. Но о какой морали властей может идти речь? В этой ситуации настоящий постмодернистский извращенец — это Путин. Что может быть безнравственней, чем использовать религиозные чувства общества, чтобы сводить свои личные счеты? Ведь все знают, за что их на самом деле судят. Вот настоящее кощунство!

Дешевый провокатор — это Никита Михалков. Когда я увидел его последние фильмы, то невольно задумался об авторитаризме в искусстве. Видимо, все–таки нужен некоторый контроль в этой сфере. Посмотрите, после краха СССР он получил полную свободу и начал снимать, мягко говоря, плохое кино! Никите Михалкову я предпочитаю Сергея Михалкова. Жаль, что перед его смертью вы не попросили его написать несколько вариантов стихов для российского гимна: на случай если к власти придут, например, либералы или православные ортодоксы. Вот это было бы по-настоящему постмодернистским и интересным жестом.

— Все это очень грустно. А как вы справляетесь с диссонансом? С тем фактом, что вокруг много бед. Вас не одолевают периодически суицидальные мысли?

— Этот вопрос был всегда. Главное понять, что этот диссонанс находится не внутри вас. Он где-то там, в окружающей реальности, потому что мир безумен изначально. И смысл моей жизни — формулировать задачи, понять, где источник проблемы. Надо быть реалистом: мы, философы, не можем сегодня предложить универсальное решение. Для меня это больно осознавать. Но первым шагом к избавлению от страданий было бы понять, в чем дело, где системная ошибка. Я стараюсь указать людям на проблему. Но мы все еще многого не знаем и не умеем.

Возьмем хотя бы все тот же глобальный экономический кризис. Обычно среди причин возникновения этого кризиса называется моральный облик банкиров или чиновников, обычно говорят об их коррумпированности. Я не против борьбы с коррупционерами, можете хоть расстреливать их, мне все равно (я один из тех, кто выступает за смертную казнь). Но нужно перестать морализировать и перейти к серьезному анализу, к системной критике. Только так мы сможем понять, почему в этой системе коррупция возможна в принципе.

Наше время идеологизировано, как никогда ранее. Не верьте, если говорят об обратном. Идеология как раз заключается в затемнении проблем, нас все время пытаются ввести в заблуждение. Кто-то говорит, что причина бед в атеизме и наших грехах, кто-то говорит, что в ценностном кризисе. Но все это ерунда. Никто не знает до конца, что сейчас происходит. Поэтому я постоянно повторяю, что мы чересчур практичны и должны отказаться от прагматики. Мы должны научиться артикулировать и задавать правильные вопросы. Для этого нужно вновь вернуться к теории.

Три лучшие книги всех времен по версии Жижека

  • Гегель, «Наука логики»Гегель, «Наука логики»

  • Андрей Платонов, «Чевенгур»Андрей Платонов, «Чевенгур»

  • Жак Лакан, «Семинары»Жак Лакан, «Семинары»

Читать дальше
Twitter
Одноклассники
Мой Мир

материал с theoryandpractice.ru

3

      Add

      You can create thematic collections and keep, for instance, all recipes in one place so you will never lose them.

      No images found
      Previous Next 0 / 0
      500
      • Advertisement
      • Animals
      • Architecture
      • Art
      • Auto
      • Aviation
      • Books
      • Cartoons
      • Celebrities
      • Children
      • Culture
      • Design
      • Economics
      • Education
      • Entertainment
      • Fashion
      • Fitness
      • Food
      • Gadgets
      • Games
      • Health
      • History
      • Hobby
      • Humor
      • Interior
      • Moto
      • Movies
      • Music
      • Nature
      • News
      • Photo
      • Pictures
      • Politics
      • Psychology
      • Science
      • Society
      • Sport
      • Technology
      • Travel
      • Video
      • Weapons
      • Web
      • Work
        Submit
        Valid formats are JPG, PNG, GIF.
        Not more than 5 Мb, please.
        30
        surfingbird.ru/site/
        RSS format guidelines
        500
        • Advertisement
        • Animals
        • Architecture
        • Art
        • Auto
        • Aviation
        • Books
        • Cartoons
        • Celebrities
        • Children
        • Culture
        • Design
        • Economics
        • Education
        • Entertainment
        • Fashion
        • Fitness
        • Food
        • Gadgets
        • Games
        • Health
        • History
        • Hobby
        • Humor
        • Interior
        • Moto
        • Movies
        • Music
        • Nature
        • News
        • Photo
        • Pictures
        • Politics
        • Psychology
        • Science
        • Society
        • Sport
        • Technology
        • Travel
        • Video
        • Weapons
        • Web
        • Work

          Submit

          Thank you! Wait for moderation.

          Тебе это не нравится?

          You can block the domain, tag, user or channel, and we'll stop recommend it to you. You can always unblock them in your settings.

          • tandp
          • домен theoryandpractice.ru

          Get a link

          Спасибо, твоя жалоба принята.

          Log on to Surfingbird

          Recover
          Sign up

          or

          Welcome to Surfingbird.com!

          You'll find thousands of interesting pages, photos, and videos inside.
          Join!

          • Personal
            recommendations

          • Stash
            interesting and useful stuff

          • Anywhere,
            anytime

          Do we already know you? Login or restore the password.

          Close

          Add to collection

             

            Facebook

            Ваш профиль на рассмотрении, обновите страницу через несколько секунд

            Facebook

            К сожалению, вы не попадаете под условия акции